• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 февраля 2022 г. N Ф04-8436/21 по делу N А27-14945/2021

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"В соответствии с пунктом 1 статьи 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.

По смыслу указанного законоположения кредитор вправе требовать по суду от должника исполнения обязательства в натуре, если осуществление такого исполнения объективно возможно (пункты 23, 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").

При этом в соответствии с пунктом 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, поэтому его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств; в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести; судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении.

Таким образом, при разрешении в судебном порядке требований поставщика электрической энергии о возложении на потребителя (и/или владельца энергопринимающих устройств) обязанности по оснащению объекта энергоснабжения автономными источниками питания к числу значимых для дела обстоятельств, относятся, в том числе: конкретный состав энергопринимающих устройств, в отношении которых заявлено о необходимости выполнения соответствующих мероприятий; порядок и условия технологического присоединения спорных энергопринимающих устройств к электрическим сетям (в том числе, избранная заявителем категория надежности и связанное с этим наличие либо отсутствие у владельца энергопринимающих устройств начальной обязанности по их оснащению автономными источниками питания); наличие либо отсутствие оснований для отнесения потребителя к категории абонентов, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям; соблюдение порядка введения в отношении потребителя ограничения режима потребления электрической энергии, как основание для возникновения у него обязанности по установке автономных источников питания за свой счет.

Указанные обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций установлены не в полной мере, а именно не исследован и не установлен конкретный состав энергопринимающих устройств, в отношении которых удовлетворено требование общества об оснащении их автономными источниками питания, что способно привести к невосполнимым противоречиям на стадии исполнения судебного акта, поскольку из решения суда и апелляционного определения невозможно определить, в отношении каких именно точек поставки электрической энергии заключен договор энергоснабжения, и, соответственно, какие именно энергопринимающие устройства должны быть обеспечены автономным питанием.

Также судами первой и апелляционной инстанций не исследованы порядок и условия технологического присоединения спорных энергопринимающих устройств к электрическим сетям (в частности, избранная владельцем энергопринимающих устройств категория надежности энергоснабжения), что не позволило установить, не является ли наряду с компанией лицом, обязанным обеспечить наличие автономных источников питания, собственник указанных объектов (публично-правовое образование).

Кроме того, учитывая, что в данном случае потребителем электрической энергии является гарантирующая организация, осуществляющая водоснабжение населенного пункта и эксплуатирующая на праве аренды муниципальное имущество, применительно к требованиям статьей 32, 40 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" суду следовало: привлечь к участию в деле орган тарифного регулирования и публично-правовое образование (в лице компетентного органа местного самоуправления); установить, не включены ли спорные мероприятия в состав инвестиционной программы по развитию объектов водопроводной сети, в какой срок и за счет какого источника финансирования они подлежат выполнению. Необходимость привлечения к участию в деле органа местного самоуправления обусловлена также и тем, что условиями договора аренды от 01.03.2007 N 02-07/07 арендатору запрещено производить переоборудование, перепланировки, капитальный ремонт и другие неотделимые улучшения без письменного согласия арендатора (пункт 3.2.7); все улучшения имущества производятся арендатором только с письменного согласия арендодателя (пункт 6.2)."