г. Тюмень |
|
22 февраля 2022 г. |
Дело N А75-5084/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Малышевой И.А.
судей Буровой А.А. Чапаевой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кропочевой Л.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств веб-конференции (онлайн-заседание) и аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибпромстрой-Югория" на решение от 12.07.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Дроздов А.Н.) и постановление от 01.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-5084/2021 по исковому заявлению Администрации города Сургута (ОГРН 1028600603525, ИНН 8602020249) к обществу с ограниченной ответственностью "Сибпромстрой-Югория" (ОГРН 1148602007740, ИНН 8602219323) о расторжении соглашения, взыскании выплаченной субсидии и процентов.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600512654, ИНН 8601018399).
В судебном заседании посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Сибпромстрой-Югория" - Панасенко Э.Р. по доверенности от 01.09.2021;
от Администрации города Сургута - Волошин Д.А. по доверенности от 27.12.2021 N 719.
Суд установил:
Администрация города Сургута (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сибпромстрой-Югория" (далее - Общество) о расторжении соглашения от 08.10.2020 N 2 о предоставлении из бюджета города субсидии на возмещение части затрат по строительству объектов инженерной инфраструктуры в рамках реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", заключенного между Администрацией и Обществом (далее также - соглашение от 08.10.2020 N 2, соглашение о предоставлении субсидии), взыскании выплаченной по соглашению от 08.10.2020 N 2 субсидии в размере 1 461 933,37 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами по ключевой ставке Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, от суммы 1 461 933,37 руб. за период с 23.10.2020 по день фактической уплаты задолженности за каждый день просрочки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент, третье лицо).
Решением от 12.07.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2021, исковое заявление удовлетворено, расторгнуто соглашение от 08.10.0202 N 2; взыскана с Общества в пользу Администрации сумма выплаченной субсидии по соглашению от 08.10.2020 N 2 в размере 1 461 933,37 руб., а также проценты за пользование чужими денежными средствами по ключевой ставке Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, от суммы 1 461 933,37 руб., начиная с 23.10.2020 по день фактической уплаты задолженности за каждый день просрочки.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении искового заявления. Общество считает, что суды неправильно применили к нему положения подпункта 3.3 приложения N 2 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 05.10.2018 N 346-п, которым установлены дополнительные условия для возмещения части затрат застройщика (инвестора) в целях стимулирования реализации проекта развития территории, в том числе условие о сроке ввода в эксплуатацию систем инженерной инфраструктуры не ранее 01.07.2019, поскольку Общество являлось инвестором в отношениях по строительству объектов инженерной инфраструктуры исключительно в рамках выполнения мероприятий по комплексному освоению территории на основании договора аренды земельного участка от 25.08.2014 N 507, а не по развитию проекта территории. В этой связи Общество полагает, что оно соответствовало условиям предоставления субсидии, а несоблюдение дополнительных условий предоставления субсидии, которые на него не распространяются, не может являться основанием для ее возврата и начисления процентов на сумму субсидии.
В отзывах на кассационную жалобу Администрация и Департамент считают доводы Общества несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, в связи с чем просят оставить их без изменения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и возражений, изложенных в отзывах на нее.
Учитывая надлежащее извещение о времени и месте проведения судебного заседания Департамента, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие его представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, не нашел оснований для отмены или изменения судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что между Администрацией (Арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр Менеджмент" -доверительный управляющий закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Сибпромстрой Югория" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 25.08.2014 N 507, в соответствии с которым Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок, расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Сургут, поселок Дорожный (далее - земельный участок) под комплексное освоение в целях жилищного строительства (малоэтажная жилая застройка) МК-37; срок аренды земельного участка установлен длительностью 7 лет с момента государственной регистрации договора (пункты 1.1,1.5 договора), дата государственной регистрации договора - 22.10.2014.
В соответствии с разделом 3.2 договора Арендатор обязан в том числе: осуществить подготовку и предоставить на утверждение в установленном порядке документацию по планировке территории согласно градостроительных регламентов соответствующей территориальной зоны в срок 2 года с момента заключения договора (пункт 3.2.4); осуществить межевание границ и государственный кадастровый учет земельных участков в границах ранее предоставленного земельного участка в срок 2 года с момента государственной регистрации договора (пункт 3.2.5); осуществить жилищное строительство и иное строительство в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка в срок 7 лет с момента заключения договора (пункт 3.2.6); осуществить работы по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры в срок 5 лет с момента заключения договора. По окончании строительства объекты инженерной инфраструктуры подлежат передаче в муниципальную собственность. Арендатор имеет право на безвозмездную передачу объектов инфраструктуры и инженерных сетей в муниципальную собственность (пункт 3.2.8).
В рамках указанного договора Обществом, в том числе подготовлены и утверждены проект планировки и проект межевания территории МК-37 (малоэтажная жилая застройка) в поселке Дорожный города Сургута, по договорам купли-продажи земельных участков от 19.08.2016 N 2790, от 08.09.2016 N N 2805, 2807, 2809, 2810, 2814 приобретены земельные участки для строительства жилых домов в территориальной зоне Ж.2 по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Сургут, поселок Дорожный, при этом условиями договоров также предусмотрены обязательства Общества осуществить работы по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры до 22.10.2019, подлежащих передаче в муниципальную собственность по окончании строительства (пункты 3.2.2. договоров), построены и переданы в муниципальную собственность по акту от 14.02.2020 объекты инженерной инфраструктуры (сети теплоснабжения).
Согласно представленным Обществом разрешениям на ввод объекта в эксплуатацию системы инженерной инфраструктуры введены в эксплуатацию 29.12.2017, 04.06.2018, 22.11.2018, 24.12.2018.
В рамках реализации Государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 346-п, и принятого в ее развитие Порядка предоставления субсидии застройщикам (инвесторам) на возмещение части затрат по строительству объектов инженерной инфраструктуры, утвержденного постановлением Администрации города Сургута от 20.11.2019 N 8682, между Администрацией и Обществом заключено соглашение от 08.10.2020 N 2.
В соответствии с данным соглашением о предоставлении субсидии (раздел II, пункты 2.2, 2.2.1, 2.2.2) размер субсидии составляет 13 290 303,36 руб., при этом за счет средств местного бюджета обеспечивается 1 461 933,37 руб., а оставшиеся 11 828 369,99 руб. подлежат выплате за счет межбюджетных трансфертов, выделяемых из средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования городской округ город Сургут при реализации полномочий в области жилищного строительства по соглашению о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 10.02.2020 N 2-СС/2020.
В рамках реализации соглашения от 08.10.2020 N 2 Обществу была перечислена субсидия из местного бюджета в размере 1 461 933,37 руб., что подтверждается платежным поручением от 23.10.2020 N 221105.
Для предоставления субсидии из бюджета округа в Департамент письмом от 20.10.2020 N 02-2-8196/0 направлены соглашение, документы, касающиеся отбора застройщиков на предоставление субсидии.
Письмом от 03.12.2020 N 34-Исх-10101 Департамент отказал в согласовании заявки по причине несоответствия представленных документов требованиям пункта 3.3 утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 346-п "Порядка предоставления субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для реализации полномочий в области жилищного строительства" (в части сроков ввода систем инженерной инфраструктуры в эксплуатацию).
Письмом от 25.12.2020 N 02-02-10573/0 в адрес Общества был направлен проект соглашения о расторжении соглашения от 08.10.2020 N 2 с уведомлением о необходимости возврата ранее выплаченных средств в размере 1 461 933,37 руб.
Письмом от 18.01.2021 исх. N 37 Общество сообщило об отсутствии законных оснований для расторжения Соглашения и отказалось возвратить денежные средства.
Поскольку в добровольном порядке соглашение не расторгнуто, средства субсидии не возвращены, Администрация обратилась в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций согласились с доводом Администрации о несоблюдении Обществом условий предоставления субсидии.
Оставляя без изменения судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 346-п утверждена Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" (далее-Государственная программа ХМАО - Югры).
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 346-п Государственная программа ХМАО-Югры вступает в силу с 01.01.2019, сроки ее реализации согласно паспорту Государственной программы изначально установлены в период с 2019 по 2025 годы и на период до 2030 года.
Положениями Государственной программы ХМАО-Югры не предусмотрено распространение ее действия на отношения, возникшие до ее вступления в законную силу.
В соответствии с пунктом 1.1 раздела 1 Государственной программы ХМАО-Югры (здесь и далее положения Государственной программы приведены в редакциях от 14.08.2020, 21.08.2020, действовавших в период проведения отбора и заключения соглашения о предоставлении субсидии) одним из ее направлений в целях развития жилищного строительства являлось предоставлении субсидии на мероприятия по возмещению части затрат застройщикам (инвесторам) по строительству объектов инженерной инфраструктуры, в том числе в целях стимулирования реализации договоров комплексного освоения территории.
В составе Государственной программы ХМАО-Югры (приложение N 3) утвержден, в том числе Порядок предоставления субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для реализации полномочий в области жилищного строительства (далее - Порядок предоставления субсидии ХМАО-Югры), пунктом 3.3 которого предусмотрено проведение мероприятий по возмещению части затрат застройщика (инвестора) по строительству систем инженерной инфраструктуры на основании итогов отбора в целях стимулирования, в том числе реализации договора комплексного освоения территории и проекта развития территории.
Понятие "проект по развитию территории" для целей предоставления субсидии закреплен абзацем вторым пункта 3.3. Порядка предоставления субсидии ХМАО-Югры, согласно которому такой проект включает перечень мероприятий по подготовке документации по планировке территории, образованию земельных участков в границах такой территории, модернизации (строительству) на земельных участках в границах соответствующей территории объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур.
В силу абзаца третьего пункта 3.3. названого Порядка предоставления субсидии ХМАО-Югры отбор систем инженерной инфраструктуры и застройщиков (инвесторов), претендующих на возмещение части затрат по их строительству, осуществляется муниципальным образованием автономного округа. Системы инженерной инфраструктуры, участвующие в отборе, должны быть введены в эксплуатацию или, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) автономного округа для строительства систем инженерной инфраструктуры не требуется выдача разрешения на строительство, завершены строительством.
Абзацами седьмым, восьмым пункта 3.3 Порядка предоставления субсидии ХМАО-Югры установлены дополнительные условия возмещения части затрат застройщика (инвестора) в целях стимулирования реализации проекта развития территории, среди которых требование о том, что объекты инженерной инфраструктуры, участвующие в отборе, должны быть введены в эксплуатацию или, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) автономного округа для строительства объектов инженерной инфраструктуры не требуется выдача разрешения на строительство, завершены строительством не ранее 1 июля 2019 года (введены постановлением Правительства ХМАО - Югры от 05.09.2019 N 308-п).
В рамках реализации указанной Государственной программы ХМАО -Югры на территории муниципального образования город Сургут постановлением Администрации города Сургута от 20.11.2019 N 8682 утвержден Порядок предоставления субсидии застройщикам (инвесторам) на возмещение части затрат по строительству объектов инженерной инфраструктуры (далее-Порядок предоставления субсидии города Сургута), содержащий аналогичное определение термина "проект по развитию территории" для целей субсидирования, аналогичные цели субсидирования, в числе которых стимулирование реализации договоров комплексного освоения территории в рамках реализации муниципальной программы, подпрограммы "Содействие развитию жилищного строительства" государственной программы "Развитие жилищной сферы" (пункт 2 раздела I приложения), а также аналогичные условия предоставления субсидии, в числе которых, в том числе участие застройщика (инвестора) в реализации договора комплексного освоения территории на территории города Сургута (пункт 1 раздела II приложения); ввод в эксплуатацию или завершение строительством (если по законодательству не требуется ввода в эксплуатацию) объектов инженерной инфраструктуры, участвующих в отборе (пункт 2 раздела II приложения); ввод в эксплуатацию или завершение строительством в случае, если в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, не ранее 1 июля 2019 года - в качестве дополнительного условия возмещения застройщику (инвестору) части затрат в целях реализации проекта развития территории (пункт 5 раздела II приложения).
Из анализа приведенных выше положений Государственной программы ХМАО-Югры, Порядка предоставления субсидии ХМАО-Югры и Порядка предоставления субсидии города Сургута следует, что государственная программа, в рамках которой осуществляется субсидирование, имеет ограниченный срок действия, исчисляемый с даты вступления ее в законную силу - 01.01.2019, определенный порядок и условия предоставления субсидии на возмещение части затрат по строительству объектов инженерной инфраструктуры.
Договор аренды земельного участка от 25.08.2014 N 507 под комплексное освоение в целях жилищного строительства, договоры купли-продажи земельных участков для строительства жилых домов от 19.08.2016 N 2790, от 08.09.2016 N N 2805, 2807, 2809, 2810, 2814, в рамках которых Обществом построены и введены в эксплуатацию системы инженерной инфраструктуры, заключены задолго до принятия и введения в действие Государственной программы ХМАО-Югры, в период действия которой осуществлялось субсидирование, системы инженерной инфраструктуры введены в эксплуатацию в 2017, 2018 годах, то есть также до введения в действие Государственной программы ХМАО-Югры (01.01.2019), в перечень субсидируемых по Государственной программе автономного округа "Развитие жилищной сферы" объектов в городе Сургуте поселок Дорожный не включен, что исключает распространение действия Государственной программы на объекты, построенные и введенные в эксплуатацию до вступления ее в законную силу.
Довод Общества о том, что на него не распространяются дополнительные условия о сроке завершения строительства или ввода в эксплуатацию, предусмотренные пунктом 3.3. Порядка предоставления субсидии ХМАО-Югры, пунктом 5 Порядка предоставления субсидии города Сургута, поскольку оно является лицом, осуществляющим реализацию договора комплексного освоения территории, а не проекта по развитию территории, обоснованно отклонен судами, исходя из терминологии, примененной законодателем ХМАО-Югры и города Сургута при утверждении регионального и местного Порядков субсидирования.
Термин "проект по развитию территории" нормами градостроительного законодательства не предусмотрен.
Исходя из определения понятия "проект по развитию территории", используемого в Порядках предоставления субсидии ХМАО-Югры и города Сургута, данный термин в региональном и местном законодательстве не тождественен понятию "развитие застроенных территорий" в значении, предусмотренном положениями градостроительного законодательства, на которые ссылается Общество.
Для целей субсидирования под таким проектом Порядками предоставления субсидии понимаются мероприятия по подготовке документации, необходимой для различных видов деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, включая документацию по планировке территории, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о том, что для целей субсидирования термин "реализация проекта по развитию территории" относится к Обществу как к лицу, осуществившему планировку территории при исполнении договорных обязательств по договору аренды земельного участка от 25.08.2014 N 507, договорам купли-продажи земельных участков для строительства жилых домов от 19.08.2016 N 2790, от 08.09.2016 N N 2805, 2807, 2809, 2810, 2814.
Обязанность общества по безвозмездной передаче объектов инфраструктуры и инженерных сетей в муниципальную собственность возникла на основании указанных договоров, ее исполнение не обусловлено выделением субсидии, в связи с чем доводы Общества в указанной части не принимаются судом округа.
При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии оснований для предоставления Обществу субсидии в рамках государственной программы является верным.
Поскольку правовым последствием нарушения Обществом порядка, целей и условий предоставления субсидии является расторжение соглашения (пункт 7.4 соглашения), суды обоснованно удовлетворили требование Администрации о расторжении соглашения и возврате неосновательно полученной субсидии с начисленными на нее в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации процентами, взыскание которых соответствует правовой позиции, приведенной в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 19.01.2018 N 308-ЭС17-9296 и N 308-ЭС17-13889, а также рекомендациям, приведенным в пункте 32 Обзора судебной практики N 2 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом округа не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на ее подателя.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно - Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 12.07.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и постановление от 01.11.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-5084/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Малышева |
Судьи |
А.А. Бурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.