город Омск |
|
01 ноября 2021 г. |
Дело N А75-5084/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9982/2021) общества с ограниченной ответственностью "Сибпромстрой-Югория" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.07.2021 по делу N А75-5084/2021 (судья Дроздов А.Н.), принятое по заявлению Администрации города Сургута (ОГРН 1028600603525, ИНН 8602020249, адрес: 628408, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Энгельса, дом 8) к обществу с ограниченной ответственностью "Сибпромстрой-Югория" (ОГРН 1148602007740, ИНН 8602219323, адрес: 628426, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Базовая, дом 2), при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН 1028600512654, ИНН 8601018399, адрес: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица мира, дом 18), о расторжении соглашения, взыскании выплаченной субсидии и процентов,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Сибпромстрой-Югория" - Жуков Т. В. (по доверенности от 23.11.2020 сроком действия 3 года, диплом от 28.06.2002 N 299), Панасенко Э.Р. (по доверенности от 01.09.2021 сроком действия 3 года, диплом от 27.06.2003 N 358),
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Сургута (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Сибпромстрой-Югория" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "Сибпромстрой-Югория") о расторжении соглашения от 08.10.2020 N 2 о предоставлении из бюджета города субсидии на возмещение части затрат по строительству объектов инженерной инфраструктуры в рамках реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", заключенное между Администрацией и ООО "Сибпромстрой-Югория", взыскании выплаченной по соглашению от 08.10.2020 N 2 субсидии в размере 1 461 933 руб. 37 коп.; взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по ключевой ставке Банка России, действовавшей в соответствующие периоды от суммы 1 461 933 руб. 37 коп. за период с 23.10.2020 по день фактической уплаты задолженности за каждый день просрочки.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент, третье лицо).
Решением от 12.07.2021 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры исковое заявление удовлетворено, расторгнуто соглашение от 08.10.0202 N 2 о предоставлении из бюджета города субсидии на возмещение части затрат по строительству объектов инженерной инфраструктуры в рамках реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", заключенное между Администрацией и ООО "Сибпромстрой-Югория". Взыскана с ООО "Сибпромстрой-Югория" в пользу Администрации сумма выплаченной субсидии по соглашению от 08.10.2020 N 2 в размере 1 461 933 руб. 37 коп., а также проценты за пользование чужими денежными средствами по ключевой ставке Банка России, действовавшей в соответствующие периоды от суммы 1 461 933 руб. 37 коп., начиная с 23.10.2020 по день фактической уплаты задолженности за каждый день просрочки. Кроме того, взыскана с ООО "Сибпромстрой-Югория" в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 33 619 руб.
Не соглашаясь с указанным судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Мотивируя свою позицию, апеллянт указывает, что Общество соответствовало условиям предоставления субсидии. Полагает, что условие о сроке ввода в эксплуатацию систем инженерной инфраструктуры не ранее 01.07.2019 является дополнительным и применяется исключительно в целях стимулирования реализации проекта развития территории, а не в целях реализации договора развития застроенных территорий, договора комплексного освоения территории, договора комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья.
Кроме того, Общество полагает, что Администрация, выдав субсидию, подтвердила соответствие предоставленных сведений и документов Общества заявленным требованиям.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021 указанная апелляционная жалоба принята к производству и назначена к рассмотрению в судебном заседании Восьмого арбитражного апелляционного суда на 05.10.2021.
В порядке статей 163, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, состоявшемся 05.10.2021, был объявлен перерыв до 12.10.2021, в целях представления Администрацией письменного отзыва на апелляционную жалобу.
Информация о перерыве в судебном заседании размещена в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" в сети Интернет (http://kad.arbitr.ru).
До начала судебного заседания от ООО "Сибпромстрой-Югория" поступили письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
От Администрации во исполнение определения (протокольного) суда апелляционной инстанции отзыва на апелляционную жалобу не поступило, в силу чего определением от 12.10.2021 Восьмой арбитражный апелляционный суд отложил судебное заседание на.
13.10.2021 Администрацией представлен отзыв на жалобу Общества, в котором заявитель не согласился с доводами заинтересованного лица, просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Администрация и Департамент, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителя для участия не направили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке части 1 статьи 266, статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 26.10.2021 представители ООО "Сибпромстрой-Югория" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей Общества, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, между Администрацией и Обществом заключено соглашение от 08.10.2020 N 2 (далее - Соглашение) о предоставлении из бюджета города субсидии на возмещение части затрат по строительству объектов инженерной инфраструктуры в рамках реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы", утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 346-п.
В соответствии с Соглашением (раздел II) размер субсидии составляет 13 290 303 руб. 36 коп., при этом за счет средств местного бюджета обеспечивается 1 461 933 руб. 37 коп., а оставшиеся 11 828 369 руб. 99 коп. - за счет межбюджетных трансфертов.
В рамках реализации Соглашения истцом была осуществлена выплата субсидии в размере 1 461 933 руб. 37 коп., что подтверждается платежным поручением от 23.10.2020 N 221105.
Для предоставления субсидии из бюджета округа в Департамент письмом от 20.10.2020 N 02-2-8196/0 направлены соглашение, документы, касающиеся отбора застройщиков на предоставление субсидии (т.1 л.д.40-150, т.2 л.д.1-4).
Письмом от 03.12.2020 N 34-Исх-10101 Департамент отказал в согласовании заявки по причине несоответствия представленных документов требованиям пункта 3.3 утвержденного постановлением Администрации от 20.11.2019 N 8682 "Порядка предоставления субсидии застройщикам (инвесторам) на возмещение части затрат по строительству систем инженерной инфраструктуры" (далее - Порядок) в части сроков ввода систем инженерной инфраструктуры в эксплуатацию (т.2 л.д.6-8).
Письмом от 25.12.2020 N 02-02-10573/0 в адрес Общества был направлен проект соглашения о расторжении Соглашения с уведомлением о необходимости возврата ранее выплаченных средств в размере 1 461 933 рублей 37 копеек (т.2 л.д.5).
Письмом от 18.01.2021 исх. N 37 Общество сообщило об отсутствии законных оснований для расторжения Соглашения и отказалось возвратить денежные средства.
Поскольку в добровольном порядке соглашение не расторгнуто, Администрация обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Судом первой инстанции требования заявителя удовлетворены, с чем Общество не согласились, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, пунктом 1 Порядка предоставления субсидии определено, что таковой определяет правила и условия предоставления субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ) бюджетам муниципальных образований автономного округа (городским округам и муниципальным районам) на софинансирование реализации программ муниципальных образований автономного округа в области жилищного строительства (далее - муниципальные программы, субсидии).
В соответствии с подпунктом 3.3 (в редакции, действовавшей на момент проведения отбора инвестиционных проектов для предоставления субсидии и заключения соглашения о предоставлении из бюджета города субсидии) субсидия предоставляется на мероприятия по возмещению части затрат застройщика (инвестора) по строительству систем инженерной инфраструктуры на основании итогов отбора осуществляется в целях стимулирования реализации договора развития застроенных территорий, договора комплексного освоения территории, договора комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья и проекта развития территории.
Отбор систем инженерной инфраструктуры и застройщиков (инвесторов), претендующих на возмещение части затрат по их строительству, осуществляется муниципальным образованием автономного округа. Системы инженерной инфраструктуры, участвующие в отборе, должны быть введены в эксплуатацию или, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) автономного округа для строительства систем инженерной инфраструктуры не требуется выдача разрешения на строительство, завершены строительством.
Одним из дополнительных условий возмещения части затрат застройщика (инвестора) в целях стимулирования реализации проекта развития территории предусмотрено, что системы инженерной инфраструктуры, участвующие в отборе, должны быть введены в эксплуатацию или, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) автономного округа для строительства систем инженерной инфраструктуры не требуется выдача разрешения на строительство, завершены строительством не ранее 1 июля 2019 года.
Согласно пункту 4 Порядка предоставления субсидии, субсидия из бюджета автономного округа предоставляется бюджету муниципального образования автономного округа в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета автономного округа в 5 пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных для реализации государственной программы, при выполнении следующих условий:
наличие утвержденной муниципальной программы, предусматривающей мероприятия, указанные в пункте 3 порядка;
заключение до 1 февраля текущего года соглашения между Департаментом и муниципальным образованием о предоставлении субсидии, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств (далее - соглашение).
Соглашением предусматривается: размер предоставляемой субсидии из бюджета автономного округа и объем финансирования из местного бюджета; цель, условия предоставления и расходования субсидии; сроки перечисления субсидии; целевые показатели результативности использования субсидии; условия и сроки предоставления документов для перечисления субсидии, отчетов о реализации соглашения.
Администрацией в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 N 364-п разработан и утвержден постановлением администрации от 20.11.2019 N 8682 "Порядок предоставления субсидии застройщикам (инвесторам) на возмещение части затрат по строительству систем инженерной инфраструктуры".
Пунктом 2 раздела I Порядка определено, что субсидия предоставляется за счет средств бюджета автономного округа и муниципального образования в следующих размерах: 89% - средства автономного округа, 11% - средства местного бюджета. Критерии отбора получателей субсидии определены в разделе II Порядка.
Так, системы инженерной инфраструктуры, участвующие в отборе, должны быть введены в эксплуатацию или, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) автономного округа для строительства систем инженерной инфраструктуры не требуется выдача разрешения на строительство, завершены строительством (пункт 2).
Как установлено пунктом 5, одним из дополнительных условий возмещения части затрат застройщику (инвестору) в целях стимулирования реализации проекта развития территории является условие о том, что системы инженерной инфраструктуры, участвующие в отборе, должны быть введены в эксплуатацию или, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) автономного округа для 6 строительства систем инженерной инфраструктуры не требуется выдача разрешения на строительство, завершены строительством не ранее 01.07.2019.
Приведенные критерии отбора получателей субсидии полностью соответствуют критериям, определенным Порядком предоставления субсидии.
Из материалов дела следует, что в целях реализации Порядка предоставления субсидии между Департаментом и администрацией заключено соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета автономного округа от 10.02.2020 N 2-СС/2020.
Подпунктом 4.3.10.1 пункта 4.3.10 установлено, что для согласования информации к заявке при реализации мероприятий по возмещению части затрат застройщика (инвестора) по строительству систем инженерной инфраструктуры администрация предоставляет документы в Департамент строительства автономного округа:
а) копию протокола итогов отбора застройщиков (инвесторов);
б) копию решения о предоставлении субсидии застройщику (инвестору) на возмещение части затрат по строительству инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры (постановление или распоряжение администрации муниципального образования или приказ органа местного самоуправления);
в) копию договора развития застроенных территорий или комплексного освоения территории или комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья.
Исходя из заключенного между Администрацией и Обществом Соглашения, обществу были перечислены денежные средства в размере 1 461 933 руб. 37 коп.
Вместе с тем, как следует из пункта 7.4 данного соглашения, оно может быть расторгнуто в случае нарушения обществом порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Порядком.
Как следует из материалов дела, по мнению администрации, нарушение Обществом порядка и условий предоставления субсидий выразилось в несоответствии его дополнительным требованиям, касающимся года ввода в эксплуатацию систем инженерной инфраструктуры, в связи с чем соглашение подлежит расторжению.
Согласно Порядку предоставления субсидии и Порядку системы инженерной инфраструктуры, участвующие в отборе, должны быть введены в эксплуатацию или, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) автономного округа для строительства систем инженерной инфраструктуры не требуется выдача разрешения на строительство, завершены строительством не ранее 01.07.2019 года.
Следовательно, системы инженерной инфраструктуры должны быть введены в эксплуатацию или завершены строительством не ранее 01.07.2019.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции, требование о сроке ввода в эксплуатацию систем инженерной инфраструктуры (или завершения строительства) до 01.07.2019 является определенным, установленным как Порядком предоставления субсидии, так и Порядком, не содержит неясностей при прямом грамматическом толковании, а потому не могло истолковываться участниками отбора неоднозначно.
Согласно представленным в материалы дела разрешениям на ввод объекта в эксплуатацию, системы инженерной инфраструктуры введены в эксплуатацию в 2017 и 2018 годах (т.1 л.д.122).
Следовательно, общество, зная о наличии указанного выше условия предоставления субсидии, а также о несоответствии данному условию в связи с вводом систем инженерной инфраструктуры до 01.07.2019, обратилось с заявкой на предоставление субсидии, а в последующем заключило соглашение о предоставлении субсидии.
Статьёй 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в случае в случаях, предусмотренных договором.
В силу статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на 7 предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Пунктом 3 статьи 1103 ГК РФ определено, что поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
В силу пункта 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 ГК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
Апелляционная коллегия полагает, что в настоящем случае полученная обществом сумма субсидии правомерно признана судом первой инстанциинеосновательным обогащением, поскольку предоставляя документы для получения субсидии, общество знало о явном несоответствии условиям (дополнительным критериям) отбора в части срока ввода систем инженерной инфраструктуры в эксплуатацию, однако соглашение с администрацией заключило и денежные средства в соответствии с соглашением получило.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что недобросовестные действия общества связанные с получением денежных средств по соглашению о предоставлении субсидии, заключенному с нарушением условий порядка предоставления субсидии, влекут признание полученных в качестве субсидии денежных средств неосновательным обогащением, которое подлежит взысканию в пользу администрации.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.07.2021 по делу N А75-5084/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-5084/2021
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СУРГУТА
Ответчик: ООО "СИБПРОМСТРОЙ-ЮГОРИЯ"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8154/2021
22.02.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9982/2021
01.11.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9982/2021
12.07.2021 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-5084/2021