г. Тюмень |
|
17 марта 2022 г. |
Дело N А27-24742/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Администрации города Кемерово на решение от 13.09.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Алференко А.В.) и постановление от 29.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Борордулина И.И., Павлюк Т.В.) по делу N А27-24742/2020 по заявлению индивидуального предпринимателя Герасимова Алексея Алексеевича (ОГРНИП 314420504500138, ИНН 420516586086) к Администрации города Кемерово (650991, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 54, ОГРН 1034205011610, ИНН 4207023869) об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство.
Другие лица, участвующее в деле: Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса (650064, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Советский, дом 58, ОГРН 1024200702569, ИНН 4200000478), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу (650066, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, проспект Октябрьский, дом 3Г, ОГРН 1044205100059, ИНН 4205077178).
В заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Герасимова Алексея Алексеевича - Звеков А.В. по доверенности от 15.12.2020.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Герасимов Алексей Алексеевич (далее - предприниматель, ИП Герасимов А.А.) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Кемерово (далее - администрация) в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме от 09.10.2020 N 10-01/5856, и обязании администрации в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу выдать разрешение на строительство административного здания на земельном участке с кадастровым номером 42:24:0201004:286 по адресу: город Кемерово, между жилыми домами N 67 и N 69 по проспекту Октябрьскому.
К участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению государственным имуществом Кузбасса (далее - комитет), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу (далее - управление).
Решением от 13.09.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 29.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, признан незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство, на администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявление предпринимателя от 07.10.2020.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, администрация просит указанные судебные акты отменить и отказать в удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
По мнению администрации, использование земельного участка без приведения их в соответствие с градостроительным регламентом возможно только при наличии уже имеющегося на нем объекта капитального строительства; предприниматель вправе был привести вид разрешенного земельного участка в соответствие с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (далее - Классификатор), в порядке пункта 13 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ), а также на основании статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) обратиться за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства.
В отзывах на кассационную жалобу предприниматель и комитет просят принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Управлением отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствовавшего в заседании представителя предпринимателя, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 24.11.2015 N 03-11-TC/I5, заключенного с комитетом по результатам проведенного аукциона, ИП Герасимову А.А. предоставлен земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201004:286 по адресу: город Кемерово, между жилыми домами N 67 и N 69 по проспекту Октябрьскому, площадью 436 кв.м; назначение земельного участка (вид разрешенного использования) - для строительства административного здания; срок действия договора устанавливается с момента его заключения по 13.11.2025.
07.10.2020 предприниматель обратился в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство административного здания.
Письмом от 09.10.2020 N 10-01/5856 администрация сообщила предпринимателю об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта, сославшись на то, что земельный участок с кадастровым номером 42:24:0201004:286 расположен в территориальной зоне О1 (зона делового, общественного и коммерческого назначения), градостроительным регламентом которой не предусмотрен такой вид разрешенного использования как "размещение административного здания"; предельный минимальный размер земельного участка для данной зоны составляет 600 кв.м.
Не согласившись с указанным отказом, ИП Герасимов А.А. обратился в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у администрации правовых оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство административного здания, в связи с чем удовлетворили заявленные предпринимателем требования.
Суд кассационной инстанции, оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
В силу части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с названным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).
Документы и сведения, которые необходимо представлять в уполномоченные органы для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства, перечислены в части 7 статьи 51 ГрК РФ.
В соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 названной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство.
Согласно пункт 9 статьи 1, пункту 1 части 6 статьи 30, части 1 статьи 31 ГрК РФ, пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений; в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки, которые разрабатываются применительно ко всем территориям поселений и городских округов, устанавливаются виды разрешенного использования земельного участка.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно абзацу 1 пункта 4 статьи 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Вместе с тем разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору (пункт 11 статьи 34 Закона N 171-ФЗ).
В силу абзаца четвертого пункта 4 статьи 85 ЗК РФ и части 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 26.03.2020 N 631-О и от 30.06.2020 N 1491-О, положения пункта 4 статьи 85 ЗК РФ и части 8 статьи 36 ГрК РФ призваны на основе необходимого баланса частных и публичных интересов обеспечить стабильность ранее сложившихся земельных и имущественных отношений, поскольку возможность принятия органом местного самоуправления решений об изменении градостроительного зонирования территорий и градостроительных регламентов должна быть уравновешена необходимыми гарантиями для лиц, которые на законных основаниях приобрели права на земельные участки до принятия и вступления в силу указанных изменений и вправе были рассчитывать, что их правовой статус, неразрывно связанный с правовым режимом земельных участков, будет уважаться государством, а также органами местного самоуправления как неотъемлемой частью единого механизма управления делами государства.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды двух инстанций установили, что в соответствии с пунктом 34 Правил землепользования и застройки, утвержденных постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов N 75 от 24.11.2006, действовавших в период выдачи предпринимателю градостроительного плана земельного участка от 18.12.2015, для зоны О1 минимальный размер площади земельного участка, выделяемого под строительство не был определен; договор аренды земельного участка от 24.11.2015 N 03-11-TC/I5 заключен с указанием разрешенного вида использования земельного участка - для строительства административного здания на основании распоряжения администрации от 30.12.2010 N 6119 "Об утверждении проекта межевания территории микрорайона N 14 Ленинского района города Кемерово" и информации Управления архитектуры и градостроительства города Кемерово, отраженной в письме от 25.08.2015 N 04-01/4210; названное распоряжение издавалось в соответствии с Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 N 75 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Кемерово" в редакции от 29.10.2010, допускавшей среди видов разрешенного использования земельного участка строительство административных зданий.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что решение о запрете использования земельного участка как опасного для жизни, здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры, органом местного самоуправления не принималось, а также правовую позицию, содержащуюся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 N 136/13, арбитражные суды правомерно признали незаконным отказ администрации в выдаче ИП Герасимову А.А. разрешения на строительство, изложенный в письме от 09.10.2020 N 10-01/5856.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.09.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 29.12.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-24742/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды двух инстанций установили, что в соответствии с пунктом 34 Правил землепользования и застройки, утвержденных постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов N 75 от 24.11.2006, действовавших в период выдачи предпринимателю градостроительного плана земельного участка от 18.12.2015, для зоны О1 минимальный размер площади земельного участка, выделяемого под строительство не был определен; договор аренды земельного участка от 24.11.2015 N 03-11-TC/I5 заключен с указанием разрешенного вида использования земельного участка - для строительства административного здания на основании распоряжения администрации от 30.12.2010 N 6119 "Об утверждении проекта межевания территории микрорайона N 14 Ленинского района города Кемерово" и информации Управления архитектуры и градостроительства города Кемерово, отраженной в письме от 25.08.2015 N 04-01/4210; названное распоряжение издавалось в соответствии с Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24.11.2006 N 75 "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Кемерово" в редакции от 29.10.2010, допускавшей среди видов разрешенного использования земельного участка строительство административных зданий.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что решение о запрете использования земельного участка как опасного для жизни, здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры, органом местного самоуправления не принималось, а также правовую позицию, содержащуюся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.06.2013 N 136/13, арбитражные суды правомерно признали незаконным отказ администрации в выдаче ИП Герасимову А.А. разрешения на строительство, изложенный в письме от 09.10.2020 N 10-01/5856."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 марта 2022 г. N Ф04-178/22 по делу N А27-24742/2020