г. Тюмень |
|
4 апреля 2022 г. |
Дело N А81-2821/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Хлебникова А.В.,
судей Куприной Н.А.,
Шабаловой О.Ф.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа на решение 20.09.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Соколов С.В.) и постановление от 16.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Тетерина Н.В., Рожков Д.Г., Сафронов М.М.) по делу N А81-2821/2021 по иску открытого акционерного общества "Тепло-Энергетик" (629400, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Лабытнанги, улица Карьерная, дом 9, ИНН 8902010724, ОГРН 1048900102052) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (107174, город Москва, улица Новая Басманная, дом 2/1, строение 1, ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) о взыскании денежных средств.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Губкина, дом 3, ИНН 8901017727, ОГРН 1068901005854).
Суд установил:
открытое акционерное общество "Тепло-Энергетик" (далее - общество "Тепло-Энергетик", истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД", ответчик) о взыскании 763 652,89 руб., в том числе 759 005,39 руб. основного долга за потребленный коммунальный ресурс по договору теплоснабжения от 06.03.2020 N ЛБ00ТВ0000000225 (далее - договор) за декабрь 2020 года, 4 647,50 руб. пени за период с 11.02.2021 по 24.03.2021, с дальнейшим их начислением в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от суммы основного долга, начиная с 25.03.2021 по день фактической оплаты долга.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент).
Решением от 20.09.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 16.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, с общества "РЖД" в пользу общества "Тепло-Энергетик" взыскано 8 082,24 руб. пени за период с 11.02.2021 по 04.08.2021, 5 339 руб. расходов по уплате государственной пошлины; в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт о частичном удовлетворении иска.
В кассационной жалобе приведены следующие доводы: судами не учтено, что фактическим предметом спора является вопрос о применении тарифа к определенной категории потребителей;
с 01.01.2019 в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.12.2014 N 107-ЗАО "Об установлении отдельных категорий потребителей коммунальных ресурсов и коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, имеющих право на льготы, компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям, региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами и прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению субсидий на компенсацию выпадающих доходов организациям коммунального комплекса" (далее - Закон N 107-ЗАО) внесены изменения: статья 3 дополнена частями 1, 2, согласно которым юридические лица, владеющие на законном праве жилыми помещениями, равно как и граждане, проживающие в жилых помещениях, принадлежащих юридическим лицам, не отнесены к отдельным категориям потребителей; Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.06.2021 N 67-ЗАО в статьи 3, 4 Закона N 107-ЗАО внесены изменения, согласно которым в перечень льготных категорий потребителей включены юридические лица, приобретающие коммунальные ресурсы, используемые для предоставления коммунальной услуги физическим лицам и потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома (далее - МКД); данные изменения распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2021; подлежащий применению тариф зависит от субъекта, вносящего плату за коммунальные услуги и потребляющего их; для истца установлен тариф с дифференциацией по категориям потребителей; в период с 01.01.2021 по 31.01.2021 в отношении жилых помещений ответчика, в которых проживали граждане на основании договоров найма, подлежит применению тариф для льготных категорий потребителей; судами применена норма части 1 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), не подлежащая применению; оплату за поставленные коммунальные ресурсы производит юридическое лицо, а не наниматели жилых помещений, в связи с чем отсутствовали основания для применения истцом в отношении юридических лиц тарифа, установленного для потребителей, имеющих право на льготы в соответствии с Законом N 107-ЗАО в период с 01.12.2020 по 31.12.2020; в рамках дела N А81-1744/2019 Верховный Суд Российской Федерации не признал несоответствие Закона N 107-ЗАО нормам федерального законодательства, следовательно в период с 01.12.2020 по 31.12.2020 Закон N 107-ЗАО в редакции от 24.12.2018 являлся действующим;
не предоставление льгот юридическим лицам в целях содержания жилищного фонда не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы граждан; предоставление льгот, предусмотренных Законом N 107-ЗАО, является исключительным случаем; общество "РЖД", являясь собственником жилого помещения, расположенного по адресу: город Лабытнанги, улица Больничная, дом 4, квартира 3, не отнесено Законом N 107-ЗАО к льготной категории потребителей, поэтому в период с 01.12.2020 по 31.01.2021 в отношении ответчика подлежит применению тариф "для иных потребителей".
Департаментом в кассационной жалобе в порядке части 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлено о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 274, 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществами "Тепло-Энергетик" (теплоснабжающая организация) и "РЖД" (потребитель) заключен договор, по условиям которого теплоснабжающая организация обязалась подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и/или теплоноситель, а потребитель - оплачивать принятую тепловую энергию (мощность) и/или теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления. Отпуск коммунального ресурса производится истцом на объект(ы) ответчика ежемесячно.
Согласно условиям договора оплата за фактически потребленный в истекшем месяце коммунальный ресурс осуществляется в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Во исполнение принятых по договору обязательств, истцом в период с декабря 2020 года по январь 2021 года ответчику поставлена тепловая энергия на общую сумму 1 034 048 руб., что следует из универсальных передаточных документов от 31.12.2020 N ЕР0090173, от 31.01.2021 N 21013100325/89/ЛБ13.
Ответчик обязательство по оплате потребленного ресурса исполнил не в полном объеме, что послужило причиной направления претензий от 18.01.2021 N И-ПД-ЕРИЦ(ПУ)-2021-0083, от 26.02.2021 N И-ПД-ЕРИЦ(ПУ)-2021-0510 с требованием об оплате задолженности и последующего обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 1, 193, 329, 330, 331, 332, 408, 539, 544, 671 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 17, 153, 154, 155, 157 ЖК РФ, частью 14 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), и исходил из установленных фактов поставки тепловой энергии в заявленный период, оплаты основного долга, несвоевременного внесения денежных средств по оплате поставленного ресурса, наличия в связи с этим оснований для взыскания законной неустойки.
При этом констатировав, что спорные помещения предназначены для проживания граждан в целях удовлетворения их бытовых нужд, пришел к выводу о правомерном использовании ответчиком при расчете ресурса тарифа, предусмотренного для категории "население".
Восьмой арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, согласился с выводами суда первой инстанции, признал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Спор по существу разрешен судами правильно.
Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
На основании пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В пункте 8 статьи 2 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что теплоснабжение - это обеспечение потребителей тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.
Потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления (пункт 9 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
В частях 1, 2 статьи 10 Закона о теплоснабжении определено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным Законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 данного Закона. Срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
Тарифы представляют собой регулируемые государством в соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ цены определенных видов ресурсов (товаров, работ, услуг). Цена устанавливается исходя из экономической обоснованности затрат регулируемой организации и доступности ресурсов для потребителей, то есть с соблюдением баланса публичных и частных интересов.
Субъекты, осуществляющие регулируемые виды деятельности, не вправе игнорировать принятые в отношении них уполномоченными органами государственной власти тарифные решения и исчислять стоимость передаваемых ресурсов иным образом, нежели в соответствии с такими решениями (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015).
Одним из принципов тарифного регулирования является обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя (пункт 2 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с частью 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 157.1 ЖК РФ предусмотрено, что не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
По смыслу положений Закона N 107-ЗАО (в редакции, действовавшей в спорный период) принадлежность жилых помещений определенным субъектам (государству, муниципальным образованиям, гражданам) создает презумпцию необходимости льготирования стоимости коммунальных ресурсов, поставляемых в такие жилые помещения. Юридические лица - собственники многоквартирных домов или жилых помещений в таких домах в перечне этих субъектов отсутствуют.
Как следует из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2021 N 304-ЭС20-16768, при рассмотрении дела, в рамках которого решается вопрос о применимом тарифе на коммунальные услуги, оказываемые гражданам, проживающим в жилых помещениях, принадлежащих юридическому лицу, судом может быть установлено предназначение этих помещений для проживания граждан в целях удовлетворения их личных бытовых нужд.
Установление такого обстоятельства позволяет также применить при расчете стоимости коммунальных ресурсов, поставленных в подобные жилые помещения, тарифы, установленные для группы "население", поскольку иной подход ставил бы проживающих в них граждан, использующих жилые помещения для проживания в целях удовлетворения личных бытовых нужд и реализации конституционного права на жилище, в дискриминационное положение в сравнении с гражданами, проживающими в собственных жилых помещениях или жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности публичным образованиям.
Определение различных тарифов для одной группы недопустимо в силу того, что это ставит потребителей коммунальной услуги в неравное положение применительно к исполнению обязанности по оплате ресурсов, что не согласуется с общеправовыми принципами равенства и справедливости.
Как неоднократно разъяснял Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 13.04.2016 N 11-П, от 25.10.2016 N 21-П, от 23.11.2017 N 32-П и др.), устанавливая соответствующее регулирование, законодатель должен руководствоваться конституционным принципом равенства, который носит универсальный характер, оказывает регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона. Соблюдение данного принципа, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории (группе), которые не имеют объективного и разумного оправдания.
Критерием отнесения потребителя к категории "население" является использование ресурса в жилом помещении на коммунально-бытовые нужды.
Согласно положениям части 1 статьи 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Назначение жилого помещения не меняется в случае, если оно находится в собственности юридического лица, которое может использовать такое помещение только для проживания граждан и, в частности, вправе предоставлять его гражданам по договорам найма жилого помещения (статья 671 ГК РФ). В равной степени это распространяется на муниципальные/ государственные помещения, не заселенные гражданами.
Исходя из правового анализа указанных выше норм права, суды правомерно указали, что применение льготного тарифа связано с назначением помещений и целями, на которые поставлялись коммунальные ресурсы в жилые помещения, применение льготного тарифа не связано с принадлежностью помещений физическим лицам (гражданам) или юридическим лицам, а также с их заселением.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что спорные помещения, в том числе помещение, расположенное по адресу: город Лабытнанги, улица Больничная, дом 4, квартира 3, являются жилыми, соответственно, поставляемые ресурсы используются исключительно на коммунально-бытовые нужды, принимая во внимание обоснованность применения ответчиком в расчетах тарифа, определенного для населения, правильно определив размер задолженности с учетом отсутствия между сторонами разногласий по объему ресурса, приходящегося на все квартиры, алгоритма его расчета, установив оплату долга, суды первой и апелляционной инстанций пришли к аргументированному выводу об отсутствии оснований для взыскания суммы основной задолженности.
Вместе с тем, констатировав несвоевременную оплату ответчиком задолженности, судами двух инстанций признано обоснованным взыскание с него неустойки, предусмотренной пунктом 9 статьи 155 ЖК РФ, за период с 11.02.2021 по 04.08.2021, в результате чего исковые требования удовлетворены частично.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Оснований для иных выводов суд округа не имеет.
Позиция заявителя кассационной жалобы сводится к несогласию с оценкой судами его доводов и доказательств, которая является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций и не является основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке в силу ограниченной компетенции суда округа.
Доводы кассационной жалобы, аналогичные по содержанию апелляционной жалобе, получили подробную оценку суда апелляционной инстанции, по результатам которой мотивированно отклонены. Достаточных оснований, опровергающих соответствующие выводы апелляционной коллегии, департаментом не приведено.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, имеющимся доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и применимым нормам права.
Нарушений судами норм процессуального права, влекущих в соответствии со статьей 288 АПК РФ отмену судебных актов, судом округа не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 20.09.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 16.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-2821/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Хлебников |
Судьи |
Н.А. Куприна |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что спорные помещения, в том числе помещение, расположенное по адресу: город Лабытнанги, улица Больничная, дом 4, квартира 3, являются жилыми, соответственно, поставляемые ресурсы используются исключительно на коммунально-бытовые нужды, принимая во внимание обоснованность применения ответчиком в расчетах тарифа, определенного для населения, правильно определив размер задолженности с учетом отсутствия между сторонами разногласий по объему ресурса, приходящегося на все квартиры, алгоритма его расчета, установив оплату долга, суды первой и апелляционной инстанций пришли к аргументированному выводу об отсутствии оснований для взыскания суммы основной задолженности.
Вместе с тем, констатировав несвоевременную оплату ответчиком задолженности, судами двух инстанций признано обоснованным взыскание с него неустойки, предусмотренной пунктом 9 статьи 155 ЖК РФ, за период с 11.02.2021 по 04.08.2021, в результате чего исковые требования удовлетворены частично."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2022 г. N Ф04-1014/22 по делу N А81-2821/2021