г. Тюмень |
|
21 апреля 2022 г. |
Дело N А70-8216/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Тихомирова В.В.
Щанкиной А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесной клуб" на решение от 28.09.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Маркова Н.Л.) и постановление от 13.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Грязникова А.С., Воронов Т.А., Сидоренко О.А.) по делу N А70-8216/2021, принятые по исковому заявлению Департамента лесного комплекса Тюменской области (625000, Тюменская обл., г. Тюмень, ул. Первомайская, 34, 1, ИНН 7202138082, ОГРН 1057200733831) к обществу с ограниченной ответственностью "Лесной клуб" (627270, Тюменская обл., Юргинский район, с. Лесное, ул. Набережная, д. 21Г, ИНН 6654011555, ОГРН 1076654001236) о взыскании 3 065 153,68 руб.
При участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (620043, Свердловская обл., г. Екатеринбург, Московский тракт, дом 9 км, ИНН 6658278616, ОГРН 1076658027588).
Суд установил:
департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью "Лесной клуб" (далее - ООО "Лесной клуб", общество, ответчик) о взыскании неосновательного обогащения за 2009-2020 годы в сумме 3 065 153,68 руб., в том числе задолженность по оплате за использование в части минимального размера арендной платы в размере 2 357 809,04 руб., а также задолженность по оплате за использование лесов, превышающей минимальный размер арендной платы в сумме 707 344,64 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу (далее - третье лицо).
Решением от 28.09.2021 Арбитражный суд Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 13.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен частично. С ООО "Лесной клуб" в пользу департамента взыскано 1 053 646,58 руб. неосновательного обогащения. В остальной части иска отказано.
С ответчика в доход федерального бюджет взыскано 23 536 руб. государственной пошлины.
Общество, не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части удовлетворенных требований, обратилось с кассационной жалобой, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда в обжалуемой части.
В обоснование жалобы ООО "Лесной клуб" указывает, что условия об изменении объемов заготовки изначально были предусмотрены конкурсной документацией и договором, это не является изменением условий торгов и не противоречит статье 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ); производя доначисление арендных платежей, департамент не предоставил ответчику встречное обязательство, а именно необходимый объем лесных насаждений для заготовки древесины, указанный в договоре; размер арендной платы по договору зависит от объема изъятия лесных ресурсов, следовательно, отсутствие объема заготовок на истребуемую сумму, влечет неосновательное обогащение на стороне истца; на стороне арендодателя не имелось и не имеется возможности предоставить объемы заготовки древесины, изначально предусмотренные конкурсной документацией и договором; само по себе предписание не может являться доказательством возникновения на стороне общества неосновательного обогащения. Общество считает, что суды первой и апелляционной инстанций не исследовали его довод о том, что объем заготовленной древесины определяется проектом освоения лесов.
Отзыв на кассационную жалобу в установленном процессуальным законодательством порядке не представлен.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 22.12.2006 между ФГУ "Юргинский лесхоз" (арендодатель) и ООО "РВ" (арендатор) заключен договор аренды лесного фонда N 2 (далее - договор N 2), согласно которому арендодатель обязуется передать арендатору за плату во временное пользование участок лесного фонда для ежегодной заготовки древесины по главному и промежуточному пользованию, на основе многоцелевого, непрерывного, неистощимого пользования лесом с сохранением экологических функций (пункт 1.1).
Размер арендной платы, порядок и условия ее внесения определены в разделе 4 договора N 2.
На основании акта приемки-передачи участка лесного фонда в аренду от 22.12.2006 арендодатель передал арендатору лесной участок площадью 18 551 га.
Регистрация договора N 2 состоялась в установленном законом порядке 22.01.2007.
Договор N 2 был переоформлен в соответствии с действующим законодательством в связи с введением в действие новой редакции ЛК РФ в порядке установленном Федеральным законом "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" N 201 от 24.12.2006 (далее - Закон N 201-ФЗ).
Так, 29.01.2008 между департаментом (арендодатель) и ООО "РВ" (арендатор) заключен договор аренды N 35/др (далее - договор N 35/др), согласно которому арендодатель передает арендатору в аренду лесной участок, находящийся в государственной собственности Российской Федерации (далее - лесной участок) (пункт 1.1).
Согласно пункту 1.2 договора N 35/др лесной участок расположен по адресу: Тюменская область, Юргинский район, Лесхоз Юргинский, Лесновское лесничество, и является частью лесного участка с кадастровым номером 72:20:0000000:0167.
Согласно пункту 1.3 договора N 35/др арендатору передан лесной участок общей площадью 185 551 га в целях заготовки древесины.
Ежегодный объем заготовки древесины установлен в приложении N 3 к договору N 35/др (пункт 1.4).
Срок действия договора N 35/др установлен до 31.12.2021 (пункт 7.1).
Размер арендной платы, порядок и условия ее внесения определены в разделе 2 договора N 35/др.
Передача лесного участка арендатору подтверждается актом приема-передачи лесного участка в аренду от 29.01.2008 (приложение N 5 к договору N 35/др).
Регистрация договора N 35/др, в установленном законом порядке произведена 19.12.2008.
Впоследствии к договору N 35/др сторонами были заключены следующие соглашения.
Согласно дополнительному соглашению от 05.11.2008 N 1 земельный участок имеет кадастровый номер 72:03/03:00:1100:00:01.
В соответствии с пунктом 4 дополнительного соглашения от 11.09.2009 N 2 раздел 2 договора аренды N 35/др изложен в новой редакции: арендная плата составляет 787 059 руб. по ставкам 2007 года.
В дополнительном соглашении от 10.12.2010 N 3 стороны изменили границы и характеристики лесного участка.
В соответствии с пунктом 4 дополнительного соглашения от 17.02.2014 N 4 приложение N 6 к договору N 35/др дополнен таблицей, содержащей сведения по расчету арендной платы.
Кроме того, 28.04.2014 между ООО "РВ" (цедент), ООО "Лесной клуб" (преемник) и департаментом заключено соглашение о перемене лиц, в соответствии с которым цедент передал, а преемник принял на себя все права и обязанности цедента и стал стороной по договору N 35/др.
Регистрация соглашения о перемене лиц в установленном законом порядке состоялась 02.06.2014.
Согласно акту приема-передачи лесного участка от 28.04.2014 лесной участок передан ответчику.
На основании поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации от 18.02.2019 N АГ-П9-1110 и поручения Агентства лесного хозяйства от 01.03.2019 N НК-06-46/3448 третьим лицом проведена внеплановая выездная проверка (акт проверки от 01.11.2019 N 12-отр), по результатам которой выдано предписание от 01.11.2019 N 23/12-отр об устранении выявленных нарушений (далее - предписание N 23/12-отр).
В акте проверки от 01.11.2019 N 12-отр установлено следующее: на основании протокола о результатах лесного конкурса от 18.12.2006 N 71 с ООО "РВ" заключен договор аренды участка лесного фонда от 22.12.2006 N 2 на площади 18 551 га
с ежегодным размером пользования для осуществления рубок главного пользования
21,7 тыс. м, в том числе 0,7 тыс. м
по хвойному хозяйству и 21,0 тыс. м
по лиственному хозяйству и рубок промежуточного пользования 16,5 тыс. м
, в том числе 9,5 тыс. м
по хвойному хозяйству и 7,0 тыс. м по лиственному хозяйству.
Протоколом заседания конкурсной комиссии по вопросу определения победителя лесного конкурса на право аренды лесного фонда от 18.12.2006 N 71 ООО "РВ" признано победителем лесного конкурса для заготовки древесины на участке площадью 18 551 га,
с ежегодным размером заготовки древесины по главному пользованию 21,7 тыс.м,
в том числе 0,7 тыс. м по хвойному хозяйству. Информация о сумме арендной платы
в протоколе и договоре отсутствует.
По условиям пункта 4.2 договора ежегодный размер арендной платы определяется исходя из расчетного ежегодного размера заготовки древесины на арендуемом участке лесного фонда и действующих ставок за древесину, отпускаемую на корню, с использованием повышающего коэффициента по хвойному хозяйству - 1,3, по лиственному хозяйству - 1,3. Пунктом 4.3 определено внесение арендной платы по 11 срокам. Окончательный размер арендной платы уточняется с арендатором в срок до 10 декабря ежегодно.
При приведении в соответствие с ЛК РФ в порядке переоформления заключен договор аренды от 29.01.2008 35/др с ежегодным объемом заготовки на 2008 год
в спелых и перестойных лесных насаждениях 5,0 тыс. м, в том числе 0,7 тыс. м
по хвойному хозяйству и рубок средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных насаждениях при уходе за лесами и рубке погибших и поврежденных лесных насаждений 5,0 тыс. м по хвойному хозяйству. Ежегодный размер арендной платы на последующие годы не указан. Согласно пункту 2.1 договора арендная плата состоит из двух частей, каждая из которых рассчитывается на основании материалов отвода. Пунктом 2.2 установлен срок внесения арендной платы по 4 срокам.
На основании дополнения к проекту освоения лесов, получившему положительное заключение государственной экспертизы (приказ от 03.04.2009 05/029), дополнительного соглашения от 11.09.2009
2 установлен ежегодный объем заготовки
с 01.01.2009 в объеме по сплошным рубкам 16,3 тыс. м, в том числе 1,9 тыс. м
по хвойному хозяйству и рубкам ухода 9,7 тыс. м, в том числе 8,9 тыс. м
по хвойному хозяйству. Арендная плата на момент заключения договора составила 787 059 руб.
по ставкам 2007 года, в том числе 605 430 руб. в федеральный бюджет. Расчет арендной платы к проверке представлен.
Арендную плату следует исчислять исходя из объемов, установленных конкурсом, при рубке спелых и перестойных насаждений в размере 21,7 тыс. м, и рубок ухода
в размере 16,5 тыс. м.
На основании изложенного истцу предписано обеспечить перерасчет арендной платы по договору N 35/др, с учетом выявленных нарушений, осуществить доначисление и взыскание недополученного дохода в федеральный бюджет в срок до 01.12.2020.
Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о признании данного пункта 6 предписания N 23/12-отр незаконным.
Решением от 26.08.2020 Арбитражного суда Свердловской области, оставленным без изменения постановлением от 07.12.2020 Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда, департаменту отказано в удовлетворении требований по делу N А60-4540/2020.
В соответствии с актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 17.12.2020 N 58-пр пункт 6 предписания N 23/12-отр признан не исполненным.
В связи с неисполнением пункта 6 предписания N 23/12-отр, третьим лицом в адрес департамента вынесено предписание об устранении выявленных нарушений от 18.01.2021 N 3/58-пр (далее - предписание N 3/58-пр), согласно которому истцу надлежит в срок до 01.11.2021 обеспечить перерасчет арендной платы по договору N 35/др с учетом выявленных нарушений, осуществить доначисление и взыскание недополученного дохода в федеральный бюджет.
Департамент произвел перерасчет арендной платы по договору 35/др с учетом объемов, установленных в протоколе о результатах лесного конкурса от 18.12.2006
71
с ООО РВ
и заключенного договора аренды участка лесного фонда от 22.12.2006
2
на площади 18 551 га с ежегодным размером пользования для осуществления рубок главного пользования 21,7 тыс. м, в том числе 0,7 тыс. м
по хвойному хозяйству
и 21,0 тыс. м по лиственному хозяйству и рубок промежуточного пользования
16,5 тыс. м, в том числе 9,5 тыс. м
по хвойному хозяйству и 7,0 тыс. м
по лиственному хозяйству.
Согласно произведенному расчету сумма ежегодной арендной платы составляет 946 040 руб. в ставках 2007 года, а задолженность - 3 065 153,68 руб. за период с 2009 год по 2020 год.
В соответствии с уведомлением от 17.03.2021 N 60-др задолженность ответчика по оплате за использование в части минимального размера арендной платы составляет 2 357 809,04 руб., задолженность по оплате за использование лесов, превышающей минимальный размер арендной платы, составляет 707 344,64 руб.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, считая, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение, истец обратился в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, руководствуясь положениями статей 1, 195, 196, 200, 307, 309, 310, 422, 431, 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 71, 73 ЛК РФ, Федерального закона N 201-ФЗ, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российский Федерации об исковой давности", а также исходя из условий договоров, установил, что срок исковой давности в отношении заявленных исковых требований за период с 2009 года по май 2018 года пропущен, в связи с чем удовлетворил исковые требования частично.
Удовлетворяя в соответствующей части исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о документальном подтверждении законности проведения истцом мероприятий по перерасчету арендной платы, представлении в материалы дела доказательств, свидетельствующих о неосновательном обогащении ответчика за счет истца и наличия у ответчика обязанности по возврату денежных средств.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции. При этом отметил, что на момент заключения сторонами дополнительных соглашений к договору аренды лесного участка закон не допускал возможность изменения условий договора на основании соглашения сторон такого договора. То есть изменение сторонами договора аренды лесного участка его условия о размере арендной платы противоречит установленному специальной нормой - частью 2 статьи 74 ЛК РФ прямому запрету.
В связи с чем посчитал условия дополнительных соглашений в рассматриваемой части ничтожными, не имеющими юридической силы, не создающими каких-либо прав и обязанностей для сторон по сделке и сделал вывод об отсутствии у ответчика правовых оснований для уплаты арендной платы в ином размере, чем предусмотрено условиями договора аренды.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
Согласно части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, полученных при использовании лесов и осуществлении мероприятий по сохранению лесов древесины и иных лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4 статьи 71 ЛК РФ).
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 73 ЛК РФ закреплено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением от 22.05.2007 N 310.
Таким образом, минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении от 22.05.2007 N 310.
В абзаце 3 пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73) разъяснено следующее: согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы.
В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.
Из материалов дела следует, что 18.12.2006 был проведен лесной конкурс на право аренды участка лесного фонда в границах Юргинского лесхоза.
На момент проведения лесного конкурса и заключения по его результатам договора аренды действовал ЛК РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ (далее - ЛК РФ 1997 года).
Согласно статье 34 ЛК РФ 1997 года и пункта 7 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345 (в редакции, действовавшей в указанный период, далее - Положение об аренде), участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов.
При предоставлении участков лесного фонда в аренду по результатам лесных конкурсов участки лесного фонда выставляются на лесные конкурсы по решениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают составы комиссий по проведению лесных конкурсов.
Организация и проведение лесных конкурсов осуществляются территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в порядке, определяемом указанным федеральным органом, в соответствии с ЛК РФ и гражданским законодательством.
Информация о проведении лесных конкурсов публикуется в средствах массовой информации.
Гражданин или юридическое лицо, выигравшее лесной конкурс, и организатор лесного конкурса подписывают протокол о результатах лесного конкурса. На основании протокола лицо, выигравшее лесной конкурс, и арендодатель в указанный в протоколе срок заключают договор аренды участка лесного фонда (пункты 13, 14 Положения об аренде).
Согласно протоколу о результатах лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда общество (его правопредшественник ООО "РВ") приобрело право на заключение договора аренды вышеуказанного участка лесного фонда в границах Юргинского лесхоза.
Статьей 1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ) 01.01.2007 введен в действие новый ЛК РФ.
В силу частей 1 и 2 статьи 4 Закона N 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с ЛК РФ в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009. Для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с ЛК РФ осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 4 Закона N 201-ФЗ).
Данный порядок был утвержден приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258 (далее - Порядок N 258), действовавшим до 15.03.2012.
В силу пункта 3 Порядка N 258 заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду.
В пункте 4 Порядка N 258 предусмотрено, что в заявлении о переоформлении указываются следующие сведения: а) полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, юридический адрес и местонахождение, банковские реквизиты - для юридического лица; б) местоположение и площадь участка лесного фонда, которым осуществляется пользование; в) данные о договоре аренды участка лесного фонда или договоре безвозмездного пользования участком лесного фонда, на основании которого осуществляется пользование участком лесного фонда.
К заявлению о переоформлении прилагаются: выписка из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица - или удостоверенная в установленном порядке копия выписки (пункт 5 Порядка N 258).
Порядок N 258 содержит закрытый перечень документов, обязательных к представлению, представление иных документов не требуется.
Согласно пункту 6 Порядка N 258 срок рассмотрения заявления о переоформлении и прилагаемых к нему документов не должен превышать 30 дней с даты их получения.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 258 по результатам рассмотрения заявления о переоформлении уполномоченным органом выносится решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда.
При приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с ЛК РФ не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы (пункт 10 Порядка N 258).
При переоформлении договоров аренды участков лесного фонда на договоры аренды лесных участков размер арендной платы определяется по правилам статьи 73 ЛК РФ, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными Постановлением от 22.05.2007 N 310, пунктом 11 Порядка N 258.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.04.2016 N 307-ЭС15-19171, по смыслу статьи 74 ЛК РФ (в редакции на 01.07.2007) приоритет имеет заключение договоров аренды лесных участков на торгах, условия которых не подлежали изменению.
Из приведенных норм права следует, что, учитывая невозможность прекращения лесопользования по договорам, заключенным на длительный срок, процедура переоформления договора аренды участка лесного фонда в договор аренды лесного участка была направлена на приведение договора, заключенного по правилам ЛК РФ 1997 года, в соответствие с новым ЛК РФ.
При этом законодатель сохранил условия договоров в части арендаторов, объемов лесопользования, а также размера арендной платы, сформировавшиеся на торгах, и обязал привести в соответствие с новым законом иные условия договоров.
Таким образом, сохранение условия о размере арендной платы не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе не зависит от вида процедуры (конкурс или аукцион), по результатам которой был заключен договор аренды.
Согласно пункту 4.2 договора аренды N 2 арендная плата включала в себя коэффициент, превышающий ставки платы в федеральный бюджет, сложившийся по итогам конкурса - 1,3.
Таким образом, при переоформлении договора в связи с вступлением в силу нового ЛК РФ условие о названном коэффициенте было правомерно воспроизведено в пункте 2.1.1. в договоре аренды N 35/др, поскольку оно было определено на торгах в результате предложения, сделанного обществом в рассматриваемых правоотношениях.
В пункте 18 Постановления N 73 указано, что размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер этой платы определяется по результатам проведения торгов.
В силу изложенного спорный коэффициент является элементом платы, установленным по результатам торгов, пункты договоров аренды, в которых приведен данный коэффициент для расчета арендной платы, соответствуют пункту 4 статьи 447, пункту 2 статьи 614 ГК РФ, статье 4 Закона N 201-ФЗ, статьям 73, 74 ЛК РФ, пунктам 3 - 10 Порядка N 258, поэтому правомерно учтен судами при расчете задолженности ответчика по арендной плате.
Частью 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) предусматривалось, что при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Федеральным законом от 29.12.2010 N 442-ФЗ в статью 74 часть 2 были внесены изменения, согласно которым при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ.
Часть 7 статьи 53.7 ЛК РФ предусматривала, что в случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора, он может быть изменен или расторгнут в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.
Далее, Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ в статью 74 ЛК РФ была введена часть 2.1, которая предусматривала, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
В последующем Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ вступившим в силу с 01.10.2015, статья 74 ЛК РФ изложена в редакции, согласно части 2 которой при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается. Также данным законом ЛК РФ дополнен статьей 74.1, согласно части 1 которой изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским, Земельным и Лесным кодексами Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 74.1 ЛК РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 названного Кодекса. В силу части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Толкование указанных норм позволяет сделать вывод о том, что в силу наличия специальных норм осуществление лесопользования в соответствии с договором от 29.01.2008 не могло быть изменено до 22.07.2014, а с указанной даты условия сделки могли изменяться только по решению суда при наличии определенных оснований.
Однако в установленном порядке (по решению суда) условия сделки не изменялись, что исключает возможность исчисления обществом размера арендной платы иначе, чем определено в договоре от 29.01.2008 N 35/др.
Исходя из целей проведения аукциона и положений части 2 статьи 74 ЛК РФ, недопустимо дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения.
В данном случае суды первой и апелляционной инстанций обоснованно поддержали доводы истца о том, что арендную плату необходимо исчислять исходя из объемов, установленных в протоколе о результатах лесного конкурса от 18.11.2006.
В силу пункта 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность (пункт 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о недействительности дополнительных соглашений, устанавливающих отличный от договора N 53/др порядок расчета размера арендной платы.
С учетом изложенного дополнительные соглашения к договору N 53/др были заключены в нарушение положений статей 74 (74.1) ЛК РФ, и в силу положений статьи 168 ГК РФ являются недействительными.
При отсутствии доказательств внесения арендной платы за спорный период в полном объеме исковые требования являются обоснованными.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что изменение сторонами условий договора путем заключения дополнительных соглашения противоречило императивному запрету на изменение условий договора.
В части применения общих норм ГК РФ об аренде, на которые ссылается заявитель, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
В силу части 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Таким образом, лесное законодательство имеет приоритет в отношениях, связанных с оборотом лесных участков.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 09.01.1998 N 1-П, от 07.06.2000 N 10-П и др.).
Согласно части 1 статьи 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
В соответствии с частью 2 статьи 91 ЛК РФ в государственном лесном реестре содержится документированная информация о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсах.
ЛК РФ предусмотрен определенный порядок изменения информации в государственном лесном реестре.
Так, согласно части 2.1 статьи 91 ЛК РФ внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, состояние лесного участка и изменение характеристик лесных участков не могут быть установлены вне предусмотренного законом порядка ведения лесного реестра, следовательно, при заключении, исполнении договора аренды лесного участка следует исходить из того, что состояние лесного участка соответствует сведениям лесного реестра, и, следовательно, условиям договора.
Кроме того, на момент заключения договора от 29.01.2008, и в настоящее время в статье 91 ЛК РФ содержится норма о том, что сведения лесного реестра относятся к общедоступной информации (часть 3 статьи 91 ЛК РФ).
В период действия договора аренды в силу его длительного срока происходит изменение количественных и качественных характеристик лесного участка, что отражается в лесном реестре, однако такое изменение не влечет автоматически выводов о необходимости изменить условия договора аренды.
Внесение изменений в договор возможно только по решению суда. Судебный контроль позволяет предотвратить злоупотребления при осуществлении лесопользования (в том числе предотвратить вырубку ликвидной древесины под видом сплошной санитарной рубки), проверить наличие и отсутствие оснований, с которыми законодатель связывает возможность внесения изменений в договор.
Кроме того, внесение изменений в договор требует наличия признака существенности изменений, что не может быть установлено вне рамок судебного контроля. Общество не учитывает, что вне процедуры судебного контроля, несмотря на разработку проекта освоения лесов, оно не может утверждать о существенности изменений количественных и качественных характеристик лесного участка.
На основании изложенного судами обоснованно отклонен довод общества о том, что арендатору не была предоставлена возможность осуществить лесопользование в объеме, предусмотренном договором аренды от 29.01.2008.
Таким образом, суд округа не усмотрел нарушения судами норм материального и (или) процессуального права, а также несоответствия выводов, изложенных в судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, кассационная жалоба признается полностью необоснованной, а решение и постановление по настоящему делу подлежат оставлению без изменения (пункт 1 части 1 статьи 287 АПК РФ).
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.09.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 13.12.2021 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-8216/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
В.В. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"ЛК РФ предусмотрен определенный порядок изменения информации в государственном лесном реестре.
Так, согласно части 2.1 статьи 91 ЛК РФ внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, состояние лесного участка и изменение характеристик лесных участков не могут быть установлены вне предусмотренного законом порядка ведения лесного реестра, следовательно, при заключении, исполнении договора аренды лесного участка следует исходить из того, что состояние лесного участка соответствует сведениям лесного реестра, и, следовательно, условиям договора.
Кроме того, на момент заключения договора от 29.01.2008, и в настоящее время в статье 91 ЛК РФ содержится норма о том, что сведения лесного реестра относятся к общедоступной информации (часть 3 статьи 91 ЛК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 апреля 2022 г. N Ф04-937/22 по делу N А70-8216/2021