г. Тюмень |
|
26 апреля 2022 г. |
Дело N А27-14217/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Рязановым И.А. рассмотрел кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Сибирь" в лице филиала "Кузбассэнерго-Региональные электрические сети" на решение от 26.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Власов В.В.) и постановление от 28.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Зайцева О.О., Кривошеина С.В.) по делу N А27-14217/2021 по заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" в лице филиала "Кузбассэнерго-Региональные электрические сети" (660021, город Красноярск, улица Бограда, дом 144А, ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327; 650099, город Кемерово, улица Н. Островского, дом 11) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, город Кемерово, улица Ноградская, дом 5, 312, ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799) об оспаривании постановления от 25.06.2021 по делу N 042/04/9.21-368/2021.
Иное лицо, участвующее в деле, - Михайлов Юрий Викторович.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Верховых Е.В.) в заседании участвовали представители:
от публичного акционерного общества "Россети Сибирь" в лице филиала "Кузбассэнерго-Региональные электрические сети" - Лисий О.С. по доверенности от 30.03.2022;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области - Тугарева Е.Н. по доверенности от 10.01.2022, Чернышова К.Д. по доверенности от 10.01.2022.
Суд установил:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее - ПАО "Россети Сибирь", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконным постановления от 25.06.2021 по делу N 042/04/9.21-368/2021.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Михайлов Юрий Викторович (далее - Михайлов Ю.В., третье лицо).
Решением от 26.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 28.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения, поскольку оферта договора, подготовленная 23.06.2020 на основании заявки третьего лица, соответствовала действующему на тот момент законодательству, договор N 20.4200.1216.20 был подписан Михайловым Ю.В. без замечаний, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для внесения в него испрашиваемых третьи лицом изменений.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Михайлов Ю.В. отзыв на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей общества и административного органа, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в связи с поступлением в административный орган обращения третьего лица с жалобой на действия общества, выразившиеся в отказе от выполнения работ по установке прибора коммерческого учета, управление определением от 15.03.2021 возбудило в отношении ПАО "Россети Сибирь" производство по делу об административном правонарушении.
Установив по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении факт нарушения обществом требований пункта 25(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), административный орган составил протокол об административном правонарушении от 02.04.2021 и вынес постановление от 25.06.2021 по делу N 042/04/9.21-368/2021, которым привлек ПАО "Россети Сибирь" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 650 000 руб.
Возражая против указанного постановления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а также об отсутствии нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.
Суд округа, оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение юридическим лицом правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение на него административного штрафа в размере от 600 000 руб. до 1 000 000 руб. (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к естественно-монопольному виду деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу пункта 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им этих правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением (пункт 6 Правил технологического присоединения).
Как следует из материалов дела, на основании заявки, поступившей от третьего лица 18.06.2020, общество 23.06.2020 направило в его адрес оферту договора N 20.4200.1216.20, условия которого соответствовали законодательству, действовавшему 18.06.2020.
Указанный договор был подписан со стороны Михайлова Ю.В. 02.07.2020 без разногласий.
13.10.2020 ПАО "Россети Сибирь" составило акт, в котором отразило, что в нарушение выданных технических условий третье лицо не установило прибор учета.
14.12.2020 Михайлов Ю.В. сообщил обществу о необходимости внесения изменений в договор N 20.4200.1216.20 и технические условия в части указания на то, что установка прибора учета осуществляется силами сетевой организации.
В ответ на данное письмо ПАО "Россети Сибирь" сообщило третьему лицу об отсутствии оснований для внесения изменений в договор и технические условия, а также о невозможности осуществления технологического присоединения до выполнения Михайловым Ю.В. мероприятий, предусмотренных техническими условиями.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Федеральным законом от 27.12.2018 N 522-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации" с 01.07.2020 в статью 37 Закона N 35-ФЗ внесены изменения, которыми установлено, что сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации, а также при технологическом присоединении таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.
При этом согласно пункту 25(5) Правил технологического присоединения при выполнении сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором, мероприятия по обеспечению учета электрической энергии (мощности), за исключением обеспечения учета в отношении многоквартирного дома, подлежат исполнению сетевой организацией.
В случаях если в соответствии с законодательством Российской Федерации расположение приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии, возможно только на объектах заявителя, заявитель обязан на безвозмездной основе обеспечить предоставление сетевой организации мест размещения приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии, и доступа к таким местам размещения приборов учета и указанного оборудования для их установки.
Таким образом, на дату фактического заключения договора между обществом и третьим лицом (02.07.2020) обязанность по установке приборов учета была возложена на сетевую организацию, и ПАО "Россети Сибирь" было обязано привести договор и технические условия в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Судами установлено и участвующими в деле лицами не оспаривается, что в ответ на письмо Михайлова Ю.В. от 14.12.2020 о необходимости внесения изменений в договор N 20.4200.1216.20 и технические условия, общество письмом от 22.12.2020 отказало во внесении испрашиваемых изменений, указав Михайлову Ю.В. на необходимость самостоятельного установления приборов учета.
С учетом изложенного судами сделан обоснованный вывод о нарушении ПАО "Россети Сибирь" требований Правил технологического присоединения и, как следствие, наличии в его деянии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер, направленных соблюдение требований Правил технологического присоединения, суды, учитывая, что ПАО "Россети Сибирь" ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление 31.07.2019 N 004/04/9.21-157/2019, вступило в законную силу 30.12.2019, дело N А02-1473/2019 Арбитражного суда Республики Алтай), пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
При этом доводы подателя кассационной жалобы о том, что в случае внесения изменений в договор в части установки прибора учета электрической энергии силами ПАО "Россети Сибирь" плата за технологическое присоединение подлежала увеличению, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены, поскольку соответствующие повышенные тарифы были утверждены только 31.12.2020 и не подлежали применению к договорам, заключенным в период с 01.07.2020 по 31.12.2020.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в пределах, предусмотренных санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным оспариваемого постановления управления.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом округа не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.11.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 28.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-14217/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено и участвующими в деле лицами не оспаривается, что в ответ на письмо Михайлова Ю.В. от 14.12.2020 о необходимости внесения изменений в договор N 20.4200.1216.20 и технические условия, общество письмом от 22.12.2020 отказало во внесении испрашиваемых изменений, указав Михайлову Ю.В. на необходимость самостоятельного установления приборов учета.
С учетом изложенного судами сделан обоснованный вывод о нарушении ПАО "Россети Сибирь" требований Правил технологического присоединения и, как следствие, наличии в его деянии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер, направленных соблюдение требований Правил технологического присоединения, суды, учитывая, что ПАО "Россети Сибирь" ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (постановление 31.07.2019 N 004/04/9.21-157/2019, вступило в законную силу 30.12.2019, дело N А02-1473/2019 Арбитражного суда Республики Алтай), пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
...
Административное наказание назначено обществу в пределах, предусмотренных санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 апреля 2022 г. N Ф04-1161/22 по делу N А27-14217/2021