• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 апреля 2022 г. N Ф04-516/22 по делу N А70-17063/2020

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что по результатам проведенных в 2018 году торгов (извещения N N 0167300030118000052, 0167300030118000053) между администрацией и обществом заключены муниципальные контракты от 25.06.2018 NN 29, 30 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам на территории Ишимского муниципального района; анализ поведения данных субъектов при организации, проведении названных торгов и исполнении контрактов свидетельствует о реализации ими устного антиконкурентного соглашения в целях взаимного сотрудничества на рынке оказания услуг пассажирских перевозок (заинтересованность со стороны администрации выбором конкретного перевозчика обусловлена сохранением устойчивых хозяйственных связей с обществом, являющимся одним из градообразующих предприятий, действующим длительное время на рынке пассажирских перевозок; со стороны общества - получением необходимого объема работ для его стабильного функционирования с гарантией оплаты, заключением контрактов по наиболее высокой цене и исключением риска предъявления претензий при исполнении контрактов на иных условиях).

При этом судами обоснованно приняты во внимание следующие обстоятельства:

- выбор способа закупок - конкурсы (как правило, в иных случаях администрацией в целях организации пассажирских перевозок проводятся аукционы), условия которых обеспечивают получение обществу наиболее высокой оценки заявки (критерии: опыт работы и "средний возраст" транспортных средств, предлагаемых для перевозки пассажиров);

- "формальное" проведение оценки конкурсных заявок общества закупочной комиссией заказчика, выразившееся в необоснованном присвоении баллов по критерию опыт (вступившие в законную силу судебные акты по делу N А70-10644/2018 Арбитражного суда Тюменской области) и неправомерном предоставлении возможности указать в заявках один и тот же состав транспортных средств при одновременном участии в двух конкурсах;

- наличие картельного сговора между обществом и лицом, признанным победителем указанных конкурсов и уклонившимся от заключения контрактов - предпринимателем Лысенко А.В., с целью создания другим хозяйствующим субъектам препятствий к доступу на товарный рынок по вышеназванным торгам (вступившие в законную силу судебные акты по делу N А70-9124/2018 Арбитражного суда Тюменской области; решение антимонопольного органа от 06.12.2019 N К18/20-11);

- предоставление обществу на стадии исполнения контракта возможности привлечения субподрядчиков и в связи с этим замены транспортных средств, участвующих в перевозке пассажиров, что свидетельствует о существенном изменении предложенных обществом условий исполнения контракта (уровне качества перевозок), которые, в числе прочих, позволили ему получить в ходе конкурсных отборов наиболее высокую оценку по критерию "средний возраст" транспортных средств, участвующих в перевозке, относительно других участников торгов;

- отсутствие со стороны заказчика надлежащего контроля за исполнением муниципальных контрактов перевозчиком, необеспечение объективного рассмотрения поступивших жалоб на его действия (результаты рассмотрения обращений органами прокуратуры).

С учетом изложенного, принимая во внимание проведенный антимонопольным органом в порядке части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции анализ состояния конкуренции на рынке регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам на территории Ишимского муниципального района, суды пришли к выводу о том, что вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о достижении между администрацией и обществом антиконкурентного соглашения, направленного на получение обществом необоснованных преимуществ при ведении предпринимательской деятельности и ограничение конкуренции на спорном рынке.

Доводы администрации о несоблюдении управлением требований частей 1 и 2 статьи 45 Закона о конкуренции (превышение срока рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и отсутствии части протоколов заседаний комиссии) обоснованно отклонены судами, поскольку допущенные нарушения ввиду их несущественности не являются основанием для признания недействительными оспариваемых актов (пункт 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", определение Верховного суда Российской Федерации от 18.10.2018 N 306-КГ18-10294)."