г. Тюмень |
|
5 мая 2022 г. |
Дело N А03-16164/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Курындиной А.Н.,
судей Аникиной Н.А.,
Клат Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Авериной Я.А., рассмотрел кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Весняночка" на решение от 17.06.2021 Арбитражного суда Алтайского края (судья Янушкевич С.В.) и постановление от 12.10.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Аюшев Д.Н., Колупаева Л.А., Ходырева Л.Е.) по делу N А03-16164/2020 по иску акционерного общества "Эко-Комплекс" (ОГРН 1132223004165, ИНН 2223592509, адрес: 656023, Алтайский край, г. Барнаул, проспект Космонавтов, д. 16) к садоводческому некоммерческому товариществу "Весняночка" (ОГРН 1022200915329, ИНН 2225019974, адрес: 656906, Алтайский край, г. Барнаул, Змеиногорский тракт, 97) о взыскании 19 118 руб. 19 коп. долга за оказанные услуги, 1 241 руб. 49 коп. пени за период с 11.09.2019 по 05.04.2020.
В судебном заседании путем использования средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края (судья Куличкова Л.Г.) приняли участие:
председатель садоводческого некоммерческого товарищества "Весняночка" Шевченко Ю.А. на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 28.04.2022;
представитель акционерного общества "Эко-Комплекс" - Демаков Р.А. на основании доверенности от 20.12.2021 (срок действия по 31.12.2022), диплом о юридическом образовании.
Суд установил:
акционерное общество "Эко-Комплекс" (далее - АО "Эко-Комплекс", истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу "Весняночка" (далее - СНТ "Весняночка", товарищество, ответчик) о взыскании 19 118 руб. 19 коп. долга за оказанные услуги в период с августа 2019 года по октябрь 2019 года, июль 2020 года, 1 241 руб. 49 коп. пени за период с 11.09.2019 по 05.04.2020.
Решением от 17.06.2021 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 12.10.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
СНТ "Весняночка", не согласившись с вынесенными судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые решение и постановление отменить полностью.
В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит следующие доводы: фактически услуги истцом ответчику не оказывались, вывоз ТКО не осуществлялся, поскольку на территории товарищества для централизованного сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) для членов товарищества место (площадка) накопления не оборудовано; ближайшая контейнерная площадка расположена в садоводческом некоммерческом товариществе "Рассвет"; в настоящем случае товарищество осуществляет свою деятельность через своих членов, самостоятельная деятельность не осуществляется, ТКО не образовываются; члены товарищества как собственники жилых помещений в городе оплачивают вывоз ТКО, вследствие чего вынесенным решением фактически осуществлено двойное взыскание за одну и ту же услугу; материалы дела не содержат доказательств того, что члены товарищества осуществляют складирование ТКО в местах накопления; кроме того, при начислении пени за весь период судами не учтено, что Правительством Российской Федерации наложен мораторий на начислении пени, СНТ "Весняночка" в зимний период деятельность не осуществляет, проезд на территорию не производится; договор региональным оператором ответчику не направлялся, как и счета на оплату, об оказываемых услугах товарищество узнало только из искового заявления.
В судебном заседании заявитель поддержал свою правовую позицию, изложенную в кассационной жалобе. Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Заслушав пояснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд округа не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами, АО "ЭКО-Комплекс" является региональным оператором по обращению с в Барнаульской зоне на основании Соглашения с Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края от 01.06.2018 N 414/18-ДО сроком на 3 (три) года.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 19.11.2020 СНТ "Весняночка" зарегистрировано по адресу: г. Барнаул, Змеиногорский тракт, 97. СНТ "Весняночка" осуществляет управление эксплуатацией нежилого фонда. Территория, на которой осуществляется данная деятельность, входит в Барнаульскую зону.
По утверждению истца, им как региональным оператором в ходе исполнения своей деятельности в пользу ответчика были оказаны услуги по обращению с ТКО, однако встречные обязательства по их оплате в период с августа 2019 по октябрь 2019, июль 2020 ответчиком не исполнены.
В порядке досудебного урегулирования спора истец направил в адрес ответчика претензию от 18.05.2020 N 1975 об оплате задолженности за оказанные услуги. Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствовался нормами главы 7 АПК РФ, положениями статей 309, 310, 329, 330, 426, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Постановление N 505), Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.10.2017 N 215, решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 29.03.2019 N 46 "О пересмотре единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Барнаульской зоне Алтайского края на 2019-2021 годы" и исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения потребителей от несения расходов по оплате услуг регионального оператора, а потребитель лишен возможности распоряжаться ТКО по своему усмотрению.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм действующего законодательства.
Предложение о заключении договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами АО "ЭКО-Комплекс" размещено в газете "Алтайская правда" от 09.10.2018 N 188 и на официальном сайте http://www.eco-komplex22.ru/ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
В силу пункта 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В связи с введением государственного регулирования порядка обращения с ТКО эта сфера законодательства приобрела в основном императивный характер.
Как следует из положений пункта 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Садовое или огородническое некоммерческое товарищество является уполномоченным лицом, действующим от своего имени и в интересах членов товарищества (собственников домовладений), которое заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором по обращению с ТКО.
Услуга регионального оператора по обращению с ТКО относится к регулируемым видам деятельности (пункты 1, 4 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ).
В свою очередь, образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2016 N 309-ЭС15-13978), следовательно, по общему правилу функционирование любого субъекта гражданского оборота неизбежно вызывает формирование отходов.
Заключение конкретного договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором происходит по заявке (инициативе) собственника ТКО (пункты 8(4) - 8(16) Правил N 1156), и если таковая не направлена, то договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 8(17) Правил N 1156).
Согласно пункту 8(10) Правил N 1156, в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем.
При этом для эффективного вовлечения в договорные правоотношения по обращению с ТКО всех собственников данных отходов для собирания необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регионального оператора, определенной тарифным органом, и в исключение из общего правила, установленного пунктом 2 статьи 438 ГК РФ, в пунктах 8(12), 8(15), 8(17) Правил N 1156 содержится фикция заключения конкретного договора на условиях типового договора для случаев: (1) уклонения потребителя от заключения конкретного договора; (2) неурегулирования возникших у сторон разногласий по его условиям; (3) ненаправления потребителем в установленный срок заявки на заключение конкретного договора и необходимых для этого документов.
То есть заключение договора возможно, как способами, указанными в пунктах 2, 3 статьи 434 ГК РФ, так и путем применения фикции, содержащейся в указанных пунктах Правил N 1156, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором на основании установленного тарифа.
Таким образом, системный анализ вышеприведенных нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу, что правоотношение по возмездному оказанию услуг региональным оператором собственнику ТКО по обращению с этими отходами построено законодателем по модели абонентского договора (статья 429.4 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 429.4 ГК РФ абонент обязан вносить платежи или предоставлять иное исполнение по абонентскому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, если иное не предусмотрено законом или договором.
Иными словами, абонентский договор предполагает исполнение по требованию одной из сторон (в затребованном количестве или объеме), при этом данная сторона обязана вносить платежи независимо от того, затребовала ли она исполнение у контрагента.
Отличительной особенностью абонентского договора является то, что плата заказчиком осуществляется не за фактическое оказание услуг или выполнение работ, а за предоставление ему возможности в любой момент в течение определенного периода воспользоваться согласованными услугами (работами). Подобная плата является фиксированной и может осуществляться как единовременно, так и периодическими платежами. Поэтому условие об обязанности абонента вносить платежи или предоставлять иное исполнение по такому договору независимо от того, было ли затребовано им соответствующее исполнение от исполнителя, является существенным условием абонентского договора.
Иными словами, отсутствие доказательств фактического оказания услуг региональным оператором не является препятствием к удовлетворению иска о взыскании абонентской платы, если собственник ТКО в этот период не требовал исполнения. Равным образом, невозможен возврат уплаченной абонентской платы в случае невостребования исполнения в соответствующий период, так как данная плата вносится не за услуги непосредственно, а за право их затребовать в необходимом абоненту объеме (пункт 2 статьи 429.4 ГК РФ, пункт 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора").
Вместе с тем указание в статье 24.6 Закона N 89-ФЗ о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 АПК РФ), подлежащих оценке при рассмотрении спора, как и необходимость проверки судом заключения потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2021 N 306-ЭС21-8811 по делу N А57-4118/2020).
Пунктом 1 статьи 779 ГК РФ установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить данные услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статья 781 ГК РФ).
Коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем, исходя из нормативов накопления, установленных подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505.
В соответствии с решениями управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.10.2017 N 215, решением управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 29.03.2019 N 46 "О пересмотре единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Барнаульской зоне Алтайского края на 2019 - 2021 годы" установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Барнаульской зоны Алтайского края.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив наличие у истца статуса регионального оператора, осуществляющего деятельность в сфере обращения с ТКО по регулируемым тарифам, факт оказания им в спорный период услуг в соответствии с условиями типового договора, а также несоблюдение ответчиком обязанности по оплате услуг в отсутствие достаточных и бесспорных доказательств факта оказания услуги иными лицами, ненадлежащего оказания услуг; признав обоснованным и арифметически верным размер начисленной истцом задолженности и неустойки, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
Суд кассационной инстанции отмечает, что при отсутствии доказательств явного уклонения регионального оператора от оказания услуг в спорный период, некачественного оказания услуг, самостоятельного вывоза и утилизации отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, вывод судов о наличии оснований для возникновения обязательств по оплате является правомерным.
Оснований для иных выводов у суда округа не имеется.
Судом округа отклоняется довод заявителя жалобы о недопустимости представленных истцом в подтверждение факта оказания услуг доказательств.
Законом не установлен перечень допустимых доказательств, на основании которых устанавливается факт оказания услуг по вывозу ТКО (статья 64 АПК РФ). Поэтому при разрешении вопроса о том, имел ли место такой факт, суд в силу статей 64 и 68 АПК РФ вправе принять любые средства доказывания, предусмотренные процессуальным законодательством.
Довод заявителя жалобы об отсутствии контейнерной площадки для накопления ТКО судом округа отклоняется ввиду его несостоятельности.
В соответствии с пунктами 3, 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Соответственно, любое заинтересованное физическое или юридическое лицо вправе подать заявление в органы местного самоуправления с приложением подтверждающих документов.
Таким образом, организация мест (площадок) накопления ТКО в обязанности регионального оператора не входит (пункт 3, 4 Главы 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039).
В соответствии с Законом N 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест накопления ТКО и ведут их реестр. В реестр вносятся данные о расположении мест накопления мусора (контейнерных площадок), их технические характеристики и сведения о собственниках отходов и площадок.
Сведения об уже существующих контейнерных площадках вносятся в реестр на основании заявок собственников контейнерных площадок. Для контейнерных площадок, которые создаются на земельных участках, находящихся в частной собственности физических и юридических лиц, процедура согласования аналогичная: правообладатели земельного участка также обращаются в орган местного самоуправления с заявкой установленного образца о согласовании создания места размещения площадки.
При предоставлении документов на заключение договора потребитель указывает расположение контейнерной площадки, количество, вид, объем контейнеров и необходимую периодичность вывоза ТКО, в том числе по заявке. Начисление платы производится за фактически оказанные услуги. Объем оказанной услуги определяется либо по нормативу, либо в соответствии с количеством и объемом контейнеров.
В пункте 5 Постановления N 505 определено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема или количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления (подпункт "а").
Аналогичные условия содержатся в пункте 15 типового договор, утвержденного Правилами N 1156.
В силу пункта 6 Постановления N 505 собственник ТКО вправе выбрать любой из перечисленных в подпункте "а" пункта 5 названных правил способ учета объема ТКО для расчетов с ответчиком.
В рассматриваемом случае истец, учитывая непредставление ответчиком данных о наличии своего контейнера и контейнерной площадки, произвел расчет задолженности исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, так как для применения иного расчета соответствующие сведения отсутствуют.
Учитывая, что на территории Барнаульской зоны Алтайского края обращение с ТКО в соответствии с действующим законодательством осуществляется только региональным оператором АО "Эко-Комплекс", и под обращением помимо вывоза, подразумевается также обработка, утилизация обезвреживание и размещение отходов, услуга по обращению с ТКО потребителю СНТ "Весняночка" оказывалась в любом случае вне зависимости от места складирования ТКО, а значит подлежит оплате.
Довод заявителя жалобы на то, что договор между сторонами заключен не был, судом округа отклоняется как необоснованный, поскольку само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пункта 5 Правил N 1156.
Суд округа отклоняет доводы заявителя жалобы о том, что судами не учтен мораторий в отношении начисления неустойки, как основанный на неправильном толковании правовых норм.
С учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление N 424), а также разъяснений, содержащихся в ответе на вопрос 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020, у судов отсутствовали основания для применения моратория в отношении ответчика, который не является собственником и (или) пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домах, равно как и лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами (не является управляющей организацией), поэтому под субъектный состав, на который распространяет свое действие положения постановления N 424, не попадает.
В целом доводы жалобы сводятся к переоценке установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств, подлежат отклонению, поскольку из полномочий суда кассационной инстанции исключены действия по установлению обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами, по предрешению вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также по переоценке доказательств, которым уже была дана оценка судами первой и апелляционной инстанций (статьи 286, 287 АПК РФ).
Иное толкование заявителем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Доводов, опровергающих сделанные судами выводы, в кассационной жалобе заявитель не привел.
Само же по себе несогласие заявителя жалобы с вынесенными судами решением и постановлением, не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
К установленным по делу обстоятельствам суды применили соответствующие нормы материального права.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием к отмене обжалуемых решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании вышеизложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.06.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 12.10.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-16164/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Курындина |
Судьи |
Н.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление N 424), а также разъяснений, содержащихся в ответе на вопрос 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020, у судов отсутствовали основания для применения моратория в отношении ответчика, который не является собственником и (или) пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домах, равно как и лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами (не является управляющей организацией), поэтому под субъектный состав, на который распространяет свое действие положения постановления N 424, не попадает."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 мая 2022 г. N Ф04-8500/21 по делу N А03-16164/2020