г. Тюмень |
|
18 мая 2022 г. |
Дело N А45-15672/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Киричёк Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области на решение от 18.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Пахомова Ю.А.) и постановление от 01.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-15672/2021 по заявлению Администрации города Бердска (633010, Новосибирская область, город Бердск, улица М. Горького, дом 9, ИНН 5445113914, ОГРН 1025404731109) к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (630091, город Новосибирск, улица Фрунзе, дом 5, офис 639, ИНН 5406793110, ОГРН 1145476133351) об оспаривании предписания от 22.03.2021 N10.
Суд установил:
администрация города Бердска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее - министерство) от 22.03.2021 N 10.
Решением от 18.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 01.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, министерство, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, выводы судов о том, что администрация, издав постановление от 22.02.2018 N 416 "О функционировании городского звена территориальной подсистемы Новосибирской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Постановление N 416) и утвердив состав служб городского звена из штатных сотрудников администрации, обеспечила исполнение пункта 29 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Закон N 131-ФЗ), не соответствуют положениям Федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Закон N N 151-ФЗ), Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Закон N 68-ФЗ); при проведении проверки выполнения ранее выданного предписания от 16.12.2019 N 75 администрация не представила организационные документы о проведении тактико-специальных учений в 2019-2020 годах; требуемые документы представлены только в Арбитражный суд Новосибирской области при рассмотрении дела в сентябре 2021 года.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу, соглашаясь с выводами судов, просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, министерством в отношении администрации проведена внеплановая проверка (распоряжение от 15.02.2021 N 10) с целью проверки выполнения ранее выданного предписания от 16.12.2019 N 75, о чем составлен акт проверки от 22.03.2021 N 10 и выдано новое предписание от 22.03.2021 N 10, согласно которому администрации необходимо в срок до 20.03.2022 провести тактико-специальное учение с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций города Бердска в целях совершенствования практических навыков руководителей организаций в управлении силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и создать на территории муниципального образования города Бердска профессиональную аварийно-спасательную службу (аварийно-спасательное формирование) для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и защите населения, проживающего на территории муниципального образования.
Не согласившись с данным предписанием, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у министерства правовых оснований для выдачи администрации оспариваемого предписания.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регулируются Законом N 68-ФЗ.
Статья 4 Закона N 68-ФЗ устанавливает, что единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах (абзац 1); единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях (абзац 2).
В силу подпункта "а" пункта 2 статьи 11 Закона N 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
К вопросам местного значения городского округа отнесено создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа (пункт 29 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ).
Решением Совета депутатов города Бердска от 18.06.20156 N 633 утвержден Устав городского округа города Бердска Новосибирской области (далее - Устав города).
В соответствии со статьей 22 Устава города к вопросам местного значения относится, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах города Бердска (пункт 8); организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (пункт 28); создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории города Бердска (пункт 29).
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона N 151-ФЗ профессиональные аварийно-спасательные службы и (или) формирования создаются в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера администрацией принято Постановление N 416, которым утвержден состав служб городского звена территориальной подсистемы Новосибирской единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществлено закрепление за ними функций по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, реагирования на соответствующие риски (пункт 1); назначены руководителями служб городского звена территориальной подсистемы Новосибирской области руководители соответствующих структурных подразделений администрации и органов управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта, осуществляющих свою деятельность на территории города Бердска, в чьи полномочия входят вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, определены дежурные диспетчерские службы предприятий и организаций, ответственные за организацию взаимодействия с единой дежурной диспетчерской службой города, в соответствии с приложением N 1 к указанному постановлению (пункт 3).
Таким образом, Постановлением N 416 предусмотрены ответственные службы по рискам, органы управления, должностные лица, дежурные службы, силы и средства, привлекаемые для защиты от чрезвычайных ситуаций.
При этом, судами верно отмечено, что положения действующего законодательства не устанавливают безусловную обязанность органа местного самоуправления обеспечивать защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций исключительно путем создания собственной профессиональной аварийно-спасательной службы и (или) формирования.
Подготовка и проведение учений и тренировок по гражданской обороне осуществляются в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях в виде комплексных, командно-штабных, тактико-специальных и специальных учений, штабных и объектовых тренировок по гражданской обороне; тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций 1 раз в 3 года, а с участием сил постоянной готовности - 1 раз в год (Методика по организации деятельности в территориальных органах МЧС России по реализации основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны до 2030 года, утвержденная Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 01.12.2017).
Судами установлено, что Главой города Бердска 18.04.2019 утвержден План подготовки комплексного учения; 19.04.2019 утвержден и согласован с начальником Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера города Бердска Новосибирской области; постановлением администрации города Бердска от 22.05.2019 N 1677 предусмотрено проведение командно-штабного учения органами управления и силами гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации города Бердска; согласно представленным Планам основных мероприятий города Бердска в области гражданской обороны, предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2019 год предусмотрен ряд мероприятий, в том числе командно-штабные и тактико-специальные учения.
В 2020 году проведены следующие мероприятия: комплексные учения - 4 (привлекалось 112 человек, 19 единиц техники); командно-штабные учения с органами управления и силами гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предприятий - 8 (привлекалось 199 человек, 3 единицы техники); тактико-специальные учения с личным составом формирований - 13 (привлекалось 189 человек, 14 единиц техники); объектовые тренировки - 5 (привлекалось 1470 человек).
В соответствии с Планом основных мероприятий города Бердска Новосибирской области в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2020-2021 годы 13.04.2021 проведены тактико-специальные учения с аварийно-спасательными формированиями постоянной готовности.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая проведенные администрацией мероприятия с целью решения задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, суды пришли к правильному выводу о нарушении оспариваемым предписанием прав и законных интересов администрации, в связи с чем удовлетворили заявленное требование.
В целом доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 01.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-15672/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статья 4 Закона N 68-ФЗ устанавливает, что единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах (абзац 1); единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях (абзац 2).
В силу подпункта "а" пункта 2 статьи 11 Закона N 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
К вопросам местного значения городского округа отнесено создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа (пункт 29 части 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ).
...
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона N 151-ФЗ профессиональные аварийно-спасательные службы и (или) формирования создаются в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 мая 2022 г. N Ф04-1975/22 по делу N А45-15672/2021