г. Томск |
|
1 февраля 2022 г. |
Дело N А45-15672/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2022 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Павлюк Т.В.,
Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Легачевой А.М. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (N 07АП-12007/2021) на решение от 18.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-15672/2021 (судья Пахомова Ю.А.) по заявлению Администрации города Бердска (ОГРН 1025404731109, ИНН 5445113914), г. Бердск к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (ОГРН 1145476133351, ИНН 5406793110), г. Новосибирск о признании незаконным и отмене предписания от 22.03.2021 N10.
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании принял участие представитель Администрации города Бердска: Бортникова М.А. по доверенности от 12.04.2021 (на 1 год).
УСТАНОВИЛ:
Администрации города Бердска (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области к Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее - Министерство) о признании незаконным и отмене предписания от 22.03.2021 N 10.
Решением от 18.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить по основаниям части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что Администрация не выполнила свои полномочия по созданию, содержанию и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа, ею не представлены организационные документы о проведении тактико-специальных учений в 2019 и в 2020 году. Организационные документы о проведении Администрацией тактико-специального учения представлены только в Арбитражный суд Новосибирской области при рассмотрении дела в сентябре 2021 года.
В отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 АПК РФ, Администрация с доводами апелляционной жалобы не соглашается, просит состоявшийся судебный акт оставить без изменения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Министерство, надлежащим образом извещенное в порядке статьи 123 АПК РФ, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Администрации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Новосибирской области от 18.10.2016 N 339-п "Об установлении Порядка осуществления регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера в Новосибирской области" Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики наделено полномочиями по осуществлению регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера в Новосибирской области.
Плановая проверка органа местного самоуправления - Администрации города Бердск проведена в декабре 2019 года.
Проверка проведена в соответствии с утвержденным и согласованным прокуратурой Новосибирской области планом проверок органов местного самоуправления.
По итогам проверки был составлен акт проверки от 16.12.2019 N 75 с указанием 5 нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По выявленным нарушениям составлен административный протокол от 16.12.2019 N 42, который направлен в мировой суд города Бердск, и выдано предписание об устранении нарушений N75 со сроком выполнения 20.02.2021.
Внеплановая проверка по контролю предписания проведена Министерством в соответствии с распоряжением от 15.02.2021 N 10.
В ходе проверки в рамках устранения нарушений Администрацией предоставлены документы: план подготовки комплексного учения, утвержденный 18.04.2019; постановление Администрации города Бердска от 22.05.2019 N 1677 о подготовке и проведению командно-штабного учения с органами управления и силами города Бердска; договор от 24.12.2019 N 16 на резервирование материальных ресурсов (строительных материалов) с приложением спецификации; договор от 19.02.2020 N 4-40 на резервирование материальных ресурсов (горче-смазочные материалы); договор на резервирование материальных ресурсов от 12.02.2020 N 421-7 (продукты питания); копии справок об обучении по программам курсового обучения заместителя председателя КЧСиПБ и членов КЧСиПБ.
В ходе проверки не представлены документы:
- о создании муниципальным городским округом город Бердск профессиональной аварийно-спасательной службы (аварийно-спасательного формирования) для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и защите населения, проживающего на территории муниципального образования города Бердска;
- о проведении тактико-специального учения с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций города Бердска в целях совершенствование практических навыков руководителей организаций в управлении силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
По итогам проверки Министерством установлено, что из 5 пунктов предписания от 16.12.2019 N 75 Администрацией исполнены 3 пункта, составлен акт проверки от 22.03.2021 N 10, выдано предписание от 22.03.2021 N 10 об устранении нарушений законодательства.
Не согласившись с выданным предписанием, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Министерство в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказало законность принятого им и оспариваемого в рамках настоящего дела предписания.
Суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4, 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требований об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
В силу статьи 4 Закона N 68-ФЗ единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
В пункте 29 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесено создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа.
В силу положений статьи 22 Устава городского округа города Бердска Новосибирской области, утвержденного Решением Совета депутатов г. Бердска от 18.06.20156 N 633
К вопросам местного значения относит, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах города Бердска (пункт 8); организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материальнотехнических, продовольственных, медицинских и иных средств (пункт 28); создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории города Бердска (пункт 29).
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 22.08.1995 N 151- ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Закон N151-ФЗ) профессиональные аварийно-спасательные службы и (или) формирования создаются в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Положения действующего законодательства не устанавливают безусловную обязанность органа местного самоуправления обеспечивать защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций именно и исключительно путем создания собственной профессиональной аварийно-спасательной службы и (или) формирования.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Бердска от 22.02.2018 N 416 "О функционировании городского звена территориальной подсистему подсистемы Новосибирской единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (в ред. постановления администрации г. Бердска от 19.07.2018 N 1943) утверждён состав служб городского звена территориальной подсистемы Новосибирской единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и закрепление за ними функции по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, реагирования на соответствующие риски (п.1), назначены руководителями служб РСЧС руководители соответствующих структурных подразделений администрации и органов управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта, осуществляющих свою деятельность на территории города Бердска, в чьи полномочия входят вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), определены дежурные диспетчерские службы предприятий и организаций, ответственные за организацию взаимодействия с единой дежурной диспетчерской службой города, в соответствии с приложением N 1 к настоящему постановлению (пункт 3).
Указанным постановлением предусмотрены ответственные службы по рискам, привлекаемые органы управления, должностные лица, дежурные службы, силы и средства, привлекаемые для ликвидации риска.
Подготовка органов управления и сил по достижению слаженности и оперативности в управлении действиями нижестоящих органов управления и сил при проведении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на командно-штабных учениях (далее - КШУ) или тактико-специальных учениях (далее - ТСУ).
ТСУ продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций 1 раз в 3 года, а с участием сил постоянной готовности - 1 раз в год.
18.04.2019 Главой города Бердска утвержден План подготовки комплексного учения, 19.04.2019 утвержден и согласован с начальником ГУ МЧС России по Новосибирской области План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера города Бердска Новосибирской области.
Постановлением администрации города Бердска от 22.05.2019 N 1677 предусмотрено проведение командно-штабного учения органами управления и силами гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации города Бердска.
В материалы дела заявителем представлены План основных мероприятий города Бердска Новосибирской области в области гражданской обороны, предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2019 год, которым предусмотрен ряд мероприятий, в том числе и командно-штабные учения, и тактико-специальные учения. Данные мероприятия выполнены Администрацией.
В 2020 году проведены: комплексные учения -4, привлекалось 112 чел., 19 ед. техники; командно-штабные учения с органами управления и силами ГО и РСЧС предприятий - 8, привлекалось 199 чел., 3 ед. техники; тактико-специальные учения с личным составом формирований - 13, привлекалось 189 чел., 14 ед. техники; объектовые тренировки -5, привлекалось 1470 чел., согласно приложению "Итоги деятельности органов управления, сил и средств городского звена города Бердска территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Новосибирской области в 2020 году" к постановлению администрации города Бердска от 21.01.2021 N 96.
13.04.2021 проведены тактико-специальные учения с аварийно-спасательными формированиями постоянной готовности в соответствии с Планом основных мероприятий города Бердска Новосибирской области в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2020-2021 годы, что подтверждается материалами, приобщенными в материалы дела.
На основании изложенного, Администрацией ежегодно определяются виды, темы, продолжительность и периодичность учений и тренировок с учетом задач, решаемых в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечивается их проведение.
Учитывая проведенные Администрацией мероприятия, суд первой инстанции правомерно счел заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Министерством не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-15672/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-15672/2021
Истец: Администрация Города Бердска
Ответчик: Министерство Жилищно-Коммунального Хозяйства и Энергетики Новосибирской Области
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд