г. Тюмень |
|
6 июня 2022 г. |
Дело N А03-8918/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газойл" на решение от 24.12.2021 Арбитражного суда Алтайского края (судья Синцова В.В.) и постановление от 04.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А03-8918/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газойл" (630099, город Новосибирск, проспект Красный, дом 17, этаж 12, помещение 6, ОГРН 1145476022064, ИНН 5406773716) к Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (656043, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 7, ОГРН 1122225019070, ИНН 2225135610) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газойл" (далее - ООО "Газойл", общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее - инспекция, административный орган) от 27.05.2021 N 85-ГСН о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Решением от 24.12.2021 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 04.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами не учтено, что ООО "Газойл" в установленном порядке до начала проведения каких-либо строительных работ обратилось в Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула (далее - Комитет) за получением разрешения на строительство; при организации и проведении проверки административным органом были нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ); в действиях общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения; материалы об административном правонарушении составлены инспекцией после получения обществом разрешения на строительство.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 20.11.2019, акта приема-передачи от 03.08.2020 обществу перешло право собственности на Станционарную АЗС с кадастровым номером 22:63:030406:327, расположенную по адресу: город Барнаул, Павловский тракт, 249а, а также права и обязанности по договору аренды от 01.07.2016 N 4799-3 земельного участка с кадастровым номером 22:63:030406:38, государственная собственность на который не разграничена.
В акте осмотра от 05.08.2020 N 1-ГСН, составленном должностным лицом инспекции, с приложенными фотоматериалами зафиксировано, что на земельном участке, расположенном по адресу: город Барнаул, Павловский тракт, 249а, осуществляется строительство объекта капитального строительства - автомобильной заправочной станции (далее - АЗС); частично огорожено место производства работ; произведен демонтаж здания операторской и топливозаправочных колонок; ведутся работы по устройству фундаментной плиты из монолитного бетона, прокладка инженерных коммуникаций по водоотведению (устройство колодца из бетонных колец, прокладка магистрального трубопровода из полиэтиленовых труб); на территории строительной площадки произведено складирование строительных материалов.
В ходе повторного осмотра, проведенного 19.08.2020 должностным лицом инспекции (акт осмотра N 2-ГСН с приложением фотоматериалов), установлено, что на объекте завершаются работы по возведению коробки здания из газоблоков; производятся работы по расчистке территории от кустарников и деревьев; работы по устройству фундамента завершены; ведется прокладка инженерных коммуникаций по водоотведению (устройство колодца из бетонных колец, прокладка магистрального трубопровода из полиэтиленовых труб); работают три единицы строительной техники;
на участке находится (не демонтирована) сеть топливных трубопроводов.
Из письма Комитета от 20.08.2021 N 160/6-1225-Ж-2/01-19 следует, что разрешение на строительство объекта, расположенного по адресу: Алтайский край, город Барнаул, Павловский тракт, 249а, не выдавалось; уведомление о планируем сносе и о завершении сноса объекта капитального строительства по указанному адресу не поступали.
По данному факту административным органом составлен протокол от 12.05.2021 N 85-ГСН об административном правонарушении и вынесено постановление от 27.05.2021 N 85-ГСН о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Газойл" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения и отсутствия нарушений процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности.
Выводы судов являются правомерными, обоснованными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство, если получение такого разрешения являлось необходимым.
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 ГрК РФ).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды установили, что строительство объекта капитального строительства - АЗС осуществлялось без разрешения на строительство.
Поскольку доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований градостроительного законодательства, материалы дела не содержат, арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Существенных нарушений управлением требований КоАП РФ в ходе производства по административному делу судами не выявлено; оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел; нормы статьи 28.2 КоАП РФ, направленные на защиту прав лиц, привлекаемых к ответственности, соблюдены.
Вопреки позиции ООО "Газойл" право административного органа на проведение проверки по результатам мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами не исключает полномочия его должностного лица возбудить дело об административном правонарушении в случае непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Проведение проверки по правилам Закона N 294-ФЗ не является обязательным условием для возбуждения дела об административном правонарушении на основании пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Административное наказание назначено обществу в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Суды обеих инстанций не усмотрели оснований для применения положений статьи 2.9, частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 и статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Учитывая характер и последствия совершенного административного правонарушения, его общественную опасность, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, суды пришли к выводу, что назначенный административный штраф отвечает принципами справедливости и соразмерности наказания содеянному.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного ООО "Газойл" требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24.12.2021 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 04.03.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-8918/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.