г. Тюмень |
|
7 июня 2022 г. |
Дело N А27-10361/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Кузбасса на решение от 13.10.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Сарафанникова М.А.) и постановление от 25.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А27-10361/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АгроПлюс" (652718, Кемеровская область - Кузбасс, город Киселевск, улица Охотская, дом 10, помещение 5, ИНН 4213009968, ОГРН 1124213000427) к Региональной энергетической комиссии Кузбасса (650000, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Николая Островского, дом 32, ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808) об оспаривании отказа в открытии тарифного дела, обязании открыть тарифное дело.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "АгроПлюс" (далее - общество, ООО "АгроПлюс") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее - РЭК Кузбасса) в открытии тарифного дела об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на потребительском рынке города Киселевска на 2021 год, выраженного в письме от 19.01.2021 N М-2-50/104-02, обязании открыть тарифное дело.
Решением от 13.10.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 25.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, РЭК Кузбасса просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, открытие тарифного дела по предложению регулируемой организации осуществляется исключительно при наличии полного пакета документов, перечень которых установлен пунктом 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Правила N 1075); пункт 14 Правил N 1075 применению в рассматриваемом случае не подлежит, поскольку распространяется исключительно на организации, ранее осуществляющие регулируемые виды деятельности; предусмотренная пунктом 20 Правил N 1075 возможность запроса органом регулирования у регулируемой организации уточняющих материалов является правом, а не обязанностью.
Отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ обществом не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 19.01.2021 по итогам рассмотрения заявления ООО "АгроПлюс" от 30.12.2020 об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя в размере 1378,83 руб./Гкал в 2021 году на территории Киселевского городского округа Кемеровской области с приложением обосновывающих документов, РЭК Кузбасса принято решение, выраженное в письме N М-2-50/104-02, об отказе в открытии тарифного дела ввиду не предоставления при обращении копий бухгалтерской и статистической отчетности.
Не согласившись с указанным письмом, ООО "АгроПлюс" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о несоответствии оспариваемого решения РЭК Кузбасса действующему законодательству и нарушении прав общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с пунктом 6 части 1, частью 3 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя подлежат регулированию. Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности.
В силу пунктов 11, 12 Правил N 1075 установление (пересмотр) цен (тарифов) и отмена регулирования тарифов осуществляются органами регулирования в соответствии с регламентом. Открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется по предложению регулируемой организации либо по инициативе органа регулирования.
Из пункта 15 Правил N 1075 следует, что предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов. В заявлении об установлении цен (тарифов) указывается соответствующая данному пункту информация.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 1075 к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются, в том числе копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату.
В случае, если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования, и копии договоров, указанных в подпункте "к" пункта 16 настоящих Правил (в случае представления перечня таких договоров). Запрос дополнительных сведений не влечет принятия органом регулирования решения об отказе в открытии дела об установлении цен (тарифов), о приостановлении, продлении рассмотрения или прекращении рассмотрения указанного дела (пункт 20 Правил N 1075).
Пунктом 24 Правил N 1075 установлено, что в случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также в случае расчета цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, тарифы для таких организаций (на такие виды деятельности) на текущий период регулирования рассчитываются независимо от сроков подачи предложений об установлении цен (тарифов), предусмотренных пунктом 13 данных Правил, при условии подачи предложений об установлении цен (тарифов) не позднее 1 ноября текущего года.
Порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней тарифов определяется регламентом (пункт 25 Правил N 1075).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 07.06.2013 N 163 утвержден Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (далее - Регламент).
В силу пункта 4 Регламента в случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных пунктом 16 Правил N 1075, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций. В случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 16 Правил регулирования, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в соответствии с абзацем 1 пункта 4 настоящего Регламента.
Основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представлений предложения об установлении цен (тарифов), установленных данным регламентом, кроме случаев, указанных в пункте 20 Регламента. Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается (пункт 11 Регламента).
Согласно пункту 20 Регламента решение об установлении цен (тарифов) на текущий период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также решение об установлении цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении цен (тарифов), сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13 - 20 Правил N 1075.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в отношении общества государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения ранее не осуществлялось; с заявлением об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии (теплоносителя) общество обратилось 30.12.2020; к данному заявлению были приложены материалы, предусмотренные пунктом 16 Правил N 1075, за исключением бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату.
При таких обстоятельствах суды пришли к верным выводам об отсутствии у РЭК Кузбасса правовых оснований для отказа в рассмотрении предложения общества об установлении тарифа, наличии у нее обязанности по открытию и рассмотрению тарифного дела, а также возможности запросить недостающие документы.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленное ООО "АгроПлюс" требование, признав недействительным оспариваемый акт РЭК Кузбасса и возложив на нее в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов общества посредством открытия тарифного дела в соответствии с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на потребительском рынке города Киселевска на 2021 год.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 13.10.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 25.02.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-10361/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 20 Регламента решение об установлении цен (тарифов) на текущий период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), а также решение об установлении цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов), принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении цен (тарифов), сформированных в соответствии с требованиями, установленными пунктами 13 - 20 Правил N 1075.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в отношении общества государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения ранее не осуществлялось; с заявлением об установлении тарифа на услуги по передаче тепловой энергии (теплоносителя) общество обратилось 30.12.2020; к данному заявлению были приложены материалы, предусмотренные пунктом 16 Правил N 1075, за исключением бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 июня 2022 г. N Ф04-2346/22 по делу N А27-10361/2021