г. Тюмень |
|
15 июня 2022 г. |
Дело N А75-11495/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Шабановой Г.А.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Центральный участок" на решение от 26.10.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Дроздов А.Н.) и постановление от 08.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Иванова Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-11495/2021 по заявлению акционерного общества "Центральный участок" (628303, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нефтеюганск, 6-й микрорайон, здание 62а, помещение 1, ИНН 8604050665, ОГРН 1118619002292) к Службе муниципального контроля администрации города Нефтеюганска (628309, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нефтеюганск, 2 микрорайон, дом 25, ИНН 8604013215, ОГРН 1028601264460) о признании недействительным предписания.
Суд установил:
акционерное общество "Центральный участок" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным предписания Службы муниципального контроля администрации города Нефтеюганска (далее - служба) от 22.06.2021 N 57/К-П (далее - предписание).
Решением от 26.10.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 08.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, отсутствуют нарушения, указанные в пунктах 1 и 2 оспариваемого предписания, поскольку законодательством императивно определен состав общего имущества, а все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме; предписание является неисполнимым, так как предписывает обществу совершение действий, отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.
В отзыве на кассационную жалобу служба ссылается на законность и обоснованность принятых судебных актов, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
От службы поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы общества в отсутствие ее представителя. Ходатайство подлежит удовлетворению.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество на основании лицензии и договора управления многоквартирным домом осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нефтеюганск, 1 микрорайон, дом 10 (далее - многоквартирный дом).
С целью проверки фактов, изложенных в обращении собственника квартиры в многоквартирном доме, службой в рамках муниципального жилищного контроля в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества собственников многоквартирного дома (приказ от 25.05.2021 N 57/К).
В ходе проверки службой выявлены нарушения обществом требований статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпунктов "а", "г" пункта 2, пункта 7, подпунктов "а", "б", "в" пункта 10, подпункта "г" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), подпунктов "в", "г" пункта 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Правила N 290), пунктов 1.8, 1.9.1, 2.3.4, 3.2.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), выразившиеся в ненадлежащем содержании мест общего пользования, осуществлении уборки, в том числе влажной, мест общего пользования (межквартирных коридоров, душевых, туалетов, кухонь и сушилок, расположенных непосредственно в межквартирных коридорах) и мелкого бытового ремонта мест общего пользования силами самих жильцов многоквартирного дома.
По результатам проверки службой 22.06.2021 составлен акт и выдано предписание N 57/К-П, которым на общество возложена обязанность:
- в срок до 01.08.2021 внести в Приложение N 1 к договору управления многоквартирным домом перечень мест общего пользования, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом доме, а именно (общие коридоры, душевые, туалеты, кухни, фойе и сушилки); внести в Приложение N 2 к договору управления многоквартирным домом перечень мест общего пользования, регламентирующих перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом доме, а именно (общие коридоры, душевые, туалеты, кухни, фойе и сушилки);
- в срок до 01.11.2021 выполнить комплекс мер, направленных на проведение текущего ремонта всех помещений многоквартирного дома, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом доме, а именно (общие коридоры, душевые, туалеты, кухни, фойе и сушилки, лестничные марши).
Не согласившись с предписанием службы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у службы правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания, поскольку обществом допущены нарушения требований жилищного законодательства при управлении многоквартирным домом.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (часть 1.1 статьи 20 ЖК РФ).
В силу статьи 20 ЖК РФ, статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.09.2012 N 115-оз "О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", пунктов 1.1, 1.2, 1.5, подпункта 2 пункта 1.8.1 Административного регламента осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Нефтеюганска, утвержденного постановлением администрации города Нефтеюганска от 21.02.2019 N 41-нп, к полномочиям администрация города Нефтеюганска в лице службы отнесено осуществление муниципального жилищного контроля в отношении муниципального жилого фонда на территории города Нефтеюганска и выдача по его результатам предписаний об устранении выявленных нарушений.
Поскольку в многоквартирном доме имеются квартиры, находящиеся в муниципальной собственности города Нефтеюганска, служба вправе осуществлять муниципальный жилищный контроль в отношении общего имущества многоквартирного дома, принадлежащего на праве общей долевой собственности в том числе муниципальному образованию городу Нефтеюганску.
Таким образом, спорное предписание выдано службой в пределах полномочий, предоставленных ей жилищным законодательством.
Исходя из положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 3 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома (пункт 1); перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 ЖК РФ (пункт 2).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ, подпунктов "а" и "г" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы и иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции).
Подпунктами "а", "б" и "г" пункта 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 названных Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (подпункт "а"); уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования (подпункт "г"); текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" названных Правил (подпункт "з").
В соответствии с Правилами N 170 техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя, в числе прочего, санитарное содержание, в том числе уборку мест общего пользования (пункт 1.8); граждане, проживающие в домах муниципального и государственного жилищного фонда, пользуются жильем в порядке, установленном гражданским и жилищным законодательством. Обслуживание и ремонт мест общего пользования в многоквартирных жилых домах выполняются в установленном порядке (пункт 1.9.1).
Согласно подпункту "в" пункта 6 Правил N 290 в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны своевременно заключать договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме со сторонними организациями, в том числе специализированными, в случае, если лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не оказывают таких услуг и не выполняют таких работ своими силами, а также осуществлять контроль за выполнением указанными организациями обязательств по таким договорам.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом обществом допущено нарушение вышеназванных норм при содержании общего имущества (ненадлежащим образом исполняются обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, что в свою очередь не обеспечивает благоприятные и безопасные условия для проживания граждан; в приложении N 1 к договору управления многоквартирным домом в таблице "Состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома" не указаны площади общих коридоров и мест общего пользовании, в данном приложении определено, что собственникам помещений многоквартирного дома принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площади, лестницы, коридоры, колясочные, чердаки, технические этаж и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации; в приложении N 2 к договору, в перечне и размере платы за услуги и работы по управлению, содержанию и текущему ремонту мест общего пользования не указаны помещения, относящиеся к общему имуществу, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме (общие коридоры, душевые, туалеты, кухни, фойе и сушилки), расположенные на каждом этаже многоквартирного дома).
Вопреки доводам общества данное предписание является исполнимым, каких-либо неясностей или неточностей не содержит, в нем указаны выявленные нарушения, ссылки на нормы и правила, требования которых не соблюдены, предоставлен достаточный срок для устранения нарушений. Решение вопроса о порядке и способах исполнения предписания относится к компетенции лица, которому оно выдано. Общество не ограничено в выборе законного способа урегулирования взаимоотношений с собственниками помещений многоквартирного дома.
В силу части 7 статьи 45 ЖК РФ управляющая компания вправе по своей инициативе созвать общее собрание собственников помещений для внесения дополнений (изменений) в договор управления многоквартирным домом в целях реализации прав собственников по надлежащему содержанию общего имущества.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии у службы правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания ввиду несоблюдения обществом при управлении многоквартирным домом требований жилищного законодательства.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленного требования.
Несогласие общества с выводами судов первой и апелляционной инстанций не подтверждает нарушение норм материального и (или) процессуального права, а сводится к иной оценке представленных доказательств и установленных обстоятельств, что в силу статей 286, 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.10.2021 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 08.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-11495/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.