г. Тюмень |
|
20 июня 2022 г. |
Дело N А45-17615/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Шабановой Г.А.
Шохиревой С.Т.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Сургутнефтегаз" на решение от 04.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хорошилов А.В.) и постановление от 25.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Зайцева О.О., Павлюк Т.В.) по делу N А45-17615/2021 по заявлению публичного акционерного общества "Сургутнефтегаз" (628415, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Сургут, улица Григория Кукуевицкого, дом 1, ОГРН 1028600584540, ИНН 8602060555) к Департаменту по недропользованию по Сибирскому федеральному округу (630099, город Новосибирск, Красный проспект, 35, 502, ОГРН 1045402499141, ИНН 5406289329) о признании незаконным отказа в подписании актов на ликвидацию горных выработок, выраженного в письме от 05.04.2021 N СФО-01-01-10/703; обязании подписать акты на ликвидацию горных выработок.
В заседании приняла участие представитель публичного акционерного общества "Сургутнефтегаз" Шамурина Е.В. по доверенности от 01.01.2022.
Суд установил:
публичное акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее - ПАО "Сургутнефтегаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту по недропользованию по Сибирскому федеральному округу (далее - департамент) о признании незаконным решения об отказе в подписании актов на ликвидацию горных выработок, изложенного в письме от 05.04.2021 N СФО01-01-10/703, и обязании подписать акты на ликвидацию горных выработок по объектам: "Притрассовый карьер N 13 в районе скважины N 2313П (расширение) на лицензионном участке N 12 - Заречный"; "Притрассовый карьер N 110 в районе скважины N 2313П (3 участок) на Заречном-12 лицензионном участке"; "Карьер экскаваторной разработки грунта N 203 в районе поисково-оценочной скважины N 2313П (4 участок) в пределах Заречного-12 лицензионного участка".
Решением от 04.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 25.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, ликвидация горных выработок не зависит от срока действия лицензии и должна производиться после прекращения пользования недрами; повторный отказ в предоставлении государственной услуги по основаниям, не указанным в первоначальном отказе, недопустим.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в судебном заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ПАО "Сургутнефтегаз" выдана лицензия НОВ 02874 HP (дата государственной регистрации 15.10.2018) на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение и добыча углеводородного сырья на участке N 12-Заречный на территории Кыштовского района Новосибирской области (далее - лицензионный участок) со сроком действия до 27.05.2031.
В период до 2020 года общество на основании статьи 19.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), Порядка добычи для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов на основании утвержденного технического проекта, утвержденного постановлением Администрации Новосибирской области от 09.04.2010 N 44-па (далее - Порядок), осуществляло добычу общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ) на трех карьерах, расположенных в границах лицензионного участка недр ("Притрассовый карьер N 13 в районе скважины N 2313П (расширение) на лицензионном участке N 12 - Заречный", "Притрассовый карьер N 110 в районе скважины N 2313П (3 участок) на Заречном-12 лицензионном участке", "Карьер экскаваторной разработки грунта N 203 в районе поисково-оценочной скважины N 2313П (4 участок) в пределах Заречного-12 лицензионного участка") (далее - карьеры).
Завершив в 2020 году добычу ОПИ на указанных карьерах, общество направило в департамент на рассмотрение и подписание акты о ликвидации горных выработок, возвращенные обществу без рассмотрения в связи с отсутствием у департамента соответствующих полномочий.
После получения разъяснений Федерального агентства по недропользованию (письмо от 01.03.2021 N ОК-03-31/2848) общество 12.03.2021 вновь направило акты в департамент.
Письмом от 05.04.2021 департамент отказал в подписании актов, указав, что ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых возможна только по истечении срока или досрочном прекращении лицензии на пользование недрами.
Не согласившись с отказом департамента, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из отсутствия у департамента в данном случае полномочий и обязанности по подписанию актов о ликвидации горных выработок.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 19.1 Закона о недрах пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с данным Законом участков недр имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять ОПИ в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 22 Закона о недрах (в редакции, действовавшей в период спорных отношений) одной из обязанностей пользователя недр является ликвидация в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию.
Согласно статье 26 Закона о недрах (в редакции, действовавшей в период спорных отношений) предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.
Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию на пользование недрами, и органом государственного горного надзора.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды пришли к выводу, что поскольку лицензия на добычу ОПИ обществу не выдавалась; добыча ОПИ осуществлялась на основании лицензии на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение и добыча углеводородного сырья, выданной департаментом, то в спорный период департамент обладал полномочиями на подписание актов о ликвидации или консервации предприятий по добыче полезных ископаемых.
Вместе с тем, поскольку ликвидация горных выработок в настоящем случае не связана с ликвидацией предприятия по добыче полезных ископаемых или прекращением действия лицензии на пользование недрами, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод общества о несоответствии оспариваемого отказа требованиям пункта 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" был предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и мотивированно ими отклонен.
Кроме того, поскольку Федеральным законом от 30.04.2021 N 123-ФЗ статья 26 Закона о недрах с 01.01.2022 изложена в новой редакции, то с этого момента законодателем установлен иной порядок ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, в том числе и в части определения органов, уполномоченных на подписание актов о ликвидации и консервации (подписание соответствующих актов осуществляется органами государственного геологического контроля (надзора) и государственного горного надзора), с указанной даты на департамент не может быть возложена обязанность по подписанию актов на ликвидацию горных выработок, направлявшихся обществом в адрес департамента.
Следовательно, удовлетворение кассационной жалобы в настоящий момент в любом случае не приведет к восстановлению прав общества.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.10.2021 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 25.01.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-17615/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Ф. Дружинина |
Судьи |
Г.А. Шабанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод общества о несоответствии оспариваемого отказа требованиям пункта 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" был предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и мотивированно ими отклонен.
Кроме того, поскольку Федеральным законом от 30.04.2021 N 123-ФЗ статья 26 Закона о недрах с 01.01.2022 изложена в новой редакции, то с этого момента законодателем установлен иной порядок ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, в том числе и в части определения органов, уполномоченных на подписание актов о ликвидации и консервации (подписание соответствующих актов осуществляется органами государственного геологического контроля (надзора) и государственного горного надзора), с указанной даты на департамент не может быть возложена обязанность по подписанию актов на ликвидацию горных выработок, направлявшихся обществом в адрес департамента."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 июня 2022 г. N Ф04-1984/22 по делу N А45-17615/2021