г. Тюмень |
|
22 июня 2022 г. |
Дело N А46-18844/2021 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
судьи Черноусовой О.Ю.
рассмотрел кассационную жалобу муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания" на решение от 16.12.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) и постановление от 28.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-18844/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания" (644116, город Омск, улица 24-я Северная, дом 125а, ИНН 5501016762, ОГРН 1025500609200) к Административной комиссии Октябрьского административного округа города Омска (644099, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1; ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
муниципальное предприятие города Омска "Тепловая компания" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Октябрьского административного округа города Омска (далее - административный орган) от 28.09.2021 по делу об административном правонарушении N 04-02-1291-21 о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 39 Закона Омской области от 24.07.2006 N 770-ОЗ "Кодекс Омской области об административных правонарушениях" (далее - КоАП Омской области), в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Решением от 16.12.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 28.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе (с учетом дополнений), поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, предприятие просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, невыполнение работ по восстановлению нарушенных элементов благоустройства при проведении аварийно-восстановительных работ не свидетельствует о нарушении статей 176, 258.2 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, утвержденных решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 45 (далее - Правила благоустройства).
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления о привлечении предприятия к административной ответственности по пункту 2 статьи 39 КоАП Омской области послужил выявленный административным органом факт проведения ремонтных, аварийно-восстановительных работ по устранению аварии на участке подземных тепловых сетей по адресу: город Омск, улица Б. Хмельницкого, дом 238, тротуар с нарушением требований пункта 1 статьи 176, статьи 258.2 Правил благоустройства (не оформлен акт работ, выполненных без ордера на производство работ).
Пунктом 1 статьи 39 КоАП Омской области закреплена административная ответственность за нарушение установленного органами местного самоуправления Омской области порядка проведения земляных, ремонтных, аварийно-восстановительных работ, в том числе непринятие или несвоевременное принятие мер по восстановлению элементов благоустройства (дорог и тротуаров с усовершенствованным покрытием, участков территории с грунтовым покрытием), нарушенного в результате проведения указанных работ, а равно восстановление нарушенных элементов благоустройства без соблюдения нормативных требований, если ответственность за данное правонарушение не предусмотрена федеральным законом.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 названной статьи, влечет административную ответственность по пункту 2 статьи 39 КоАП Омской области.
В силу пункта 1 статьи 176 Правил благоустройства земляные работы, связанные с прокладкой, капитальным ремонтом, ремонтом, демонтажом подземных и наземных инженерных коммуникаций, установкой, ремонтом, демонтажом опор освещения и контактной сети, связи, линии электропередач, осуществляются на основании ордера на производство работ, выданного специально уполномоченным структурным подразделением Администрации города Омска.
Перед началом производства аварийно-восстановительных работ по ликвидации аварий, произошедших на подземных или наземных инженерных сетях (коммуникациях), заказчик данных работ в обязательном порядке сообщает телефонограммой специально уполномоченному структурному подразделению Администрации города Омска о месте проведения работ, сроках их выполнения, инженерных сетях (коммуникациях), на которых произошла авария, примерном объеме и виде нарушаемых элементов благоустройства (пункт 1 статьи 201 Правил благоустройства).
Согласно статье 202 Правил благоустройства при производстве аварийно-восстановительных работ заказчик обязан: в течение 7 рабочих дней после начала проведения работ восстановить в полном объеме нарушенные элементы благоустройства и сдать объект по акту представителю специально уполномоченного структурного подразделения Администрации города Омска; в течение суток после засыпки траншей, котлованов, ям, канав восстановить покрытие проезжей части улиц и автомобильных дорог в местах интенсивного движения транспорта (пункт 1). При невозможности выполнения работ по восстановлению нарушенных элементов благоустройства в течение 7 рабочих дней в связи с низкими температурами заказчик обязан: 1) в течение 7 рабочих дней после начала проведения аварийно-восстановительных работ: направить в специально уполномоченное структурное подразделение Администрации города Омска письменное уведомление о приостановлении работ по восстановлению нарушенных элементов благоустройства; выполнить планировку грунта на участке работ на улицах, автомобильных дорогах и тротуарах с усовершенствованным покрытием с подсыпкой песка и щебня и сдать объект по акту представителю специально уполномоченного структурного подразделения Администрации города Омска; восстановить в полном объеме нарушенные элементы благоустройства, и сдать объект по акту, согласованному с лицами, отвечающими за уборку и содержание проезжей части дорог, представителю специально уполномоченного структурного подразделения Администрации города Омска:
не позднее 1 июня текущего года - в случае проведения работ в первом квартале текущего года; не позднее 1 июня года, следующего за годом проведения работ, - в случае выполнения работ в четвертом квартале текущего года (пункт 2).
В случае невыполнения в течение 7 рабочих дней аварийно-восстановительных работ в полном объеме по причинам, не связанным с низкими температурами, дальнейшие работы выполняются на основании ордера, который заказчик обязан получить в течение 7 рабочих дней с момента окончания срока, установленного частью 1 статьи 202 данных Правил для восстановления нарушенных элементов благоустройства при проведении аварийно-восстановительных работ (статья 203 Правил благоустройства).
В соответствии со статьей 258.2 Правил благоустройства в случае проведения работ, предусмотренных пунктами 1, 3, 6, 7, 9, 11 статьи 176, пунктами 1, 4 статьи 211 названных Правил, без получения в установленном порядке ордера на производство работ заказчик обязан оформить в специально уполномоченном структурном подразделении Администрации города Омска акт работ, выполненных без ордера на производство работ.
Для оформления акта работ, выполненных без ордера на производство работ, в случае проведения работ, предусмотренных статьей 211 названных Правил, необходимо заявление заказчика работ и документы, перечисленные в части 2 статьи 258.3 Правил благоустройства.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что предприятие телефонограммой от 20.10.2020 сообщило администрации о начале проведения работ по аварийному ремонту участка подземных тепловых сетей; ордер на производство указанных работ уполномоченным органом не выдавался; по состоянию на 16.08.2021 не оформлен акт работ, выполненных без ордера, содержащий виды произведенных работ и элементы городского благоустройства, нарушенные в ходе производства работ (асфальт, тротуарная плитка, газон, грунт, бордюры); выполнение работ по восстановлению в полном объеме нарушенных элементов благоустройства не подтверждено.
Принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о принятия предприятием всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований Правил благоустройства при проведении аварийно-восстановительных работ, учитывая факт повторного совершения им однородного правонарушения (постановление по делу об административном правонарушении от 24.11.2020 N 04-02-2008-20), суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 39 КоАП Омской области.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено предприятию в виде штрафа в минимальном размере, установленном санкцией пункта 2 статьи 39 КоАП Омской области. Суды не усмотрели оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о замене наказания в виде административного штрафа предупреждением.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного предприятием требования о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Вопреки доводам подателя кассационной жалобы не оформление акта работ, непринятие или несвоевременное принятие мер по восстановлению элементов благоустройства свидетельствует о нарушении установленного Правилами благоустройства порядка проведения земляных, ремонтных, аварийно-восстановительных работ.
Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.12.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 28.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-18844/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел кассационную жалобу муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания" на решение от 16.12.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) и постановление от 28.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-18844/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению муниципального предприятия города Омска "Тепловая компания" (644116, город Омск, улица 24-я Северная, дом 125а, ИНН 5501016762, ОГРН 1025500609200) к Административной комиссии Октябрьского административного округа города Омска (644099, город Омск, улица Гагарина, дом 32, корпус 1; ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
...
Административное наказание назначено предприятию в виде штрафа в минимальном размере, установленном санкцией пункта 2 статьи 39 КоАП Омской области. Суды не усмотрели оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения, о замене наказания в виде административного штрафа предупреждением.
...
решение от 16.12.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 28.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-18844/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 июня 2022 г. N Ф04-2188/22 по делу N А46-18844/2021