г. Тюмень |
|
23 июня 2022 г. |
Дело N А46-18440/2021 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Шохиревой С.Т. рассмотрел кассационную жалобу арбитражного управляющего Иванченко Алексея Анатольевича на решение от 10.12.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) и постановление от 24.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судья Лотов А.Н.) по делу N А46-18440/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (644007, Омская область, город Омск, улица Орджоникидзе, дом 56, ОГРН 1045504038524, ИНН 5503085391) к арбитражному управляющему Иванченко Алексею Анатольевичу (город Новосибирск) о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Иванченко Алексея Анатольевича (далее - арбитражный управляющий, Иванченко А.А.) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 10.12.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 24.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено, арбитражный управляющий привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, в виде предупреждения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, Иванченко А.А. просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, у управления отсутствовали основания для возбуждения дела об административном правонарушении на основании жалобы лица, не являющего кредитором или иным заинтересованным лицом в рамках дела о банкротстве общества с ограниченной ответственностью "Центр реабилитации "Рассвет" (далее - ООО "ЦР "Рассвет"); в его деянии отсутствует состав вменяемого административного правонарушения; нарушение сроков опубликования сообщений в газете "КоммерсантЪ" и Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) допущено ввиду отсутствия финансовой возможности; первое собрание кредиторов было проведено арбитражным управляющим в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 72 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286, 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, определением от 29.10.2020 Арбитражного суда Омской области (резолютивная часть 22.10.2020) по делу N А46-7333/2019 в отношении ООО"ЦР "Рассвет" введена процедура наблюдения сроком на 4 месяца (до 22.02.2021), временным управляющим должника утвержден Иванченко А.А.; определением от 20.02.2021 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-7333/2019 срок процедуры наблюдения в отношении должника продлен на 1 месяц до 22.03.2021; определением от 26.04.2021 Арбитражного суда Омской области производство по делу N А46-7333/2019 прекращено.
Основанием для составления 05.10.2021 административным органом протокола N 00545521 об административном правонарушении и обращения в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ послужили выявленные на основании поступившего обращения и изучения материалов дела в ходе административного расследования (определение от 09.08.2021 N 45) факты нарушения арбитражным управляющим требований пункта 4 статьи 20.3, пунктов 1, 6 статьи 28, абзаца 3 пункта 6 статьи 28, пункта 1 статьи 67, пункта 1 статьи 68, пункта 1 статьи 72, пункта 1 статьи 128 Закона о банкротстве, выразившиеся в несвоевременном опубликовании в газете "Коммерсантъ" информационного сообщения N 54030560836 о введении в отношении должника процедуры наблюдения; несвоевременном опубликовании в ЕФРСБ и направлении в газету "Коммерсантъ" сведений о прекращении производства по делу N А46-7333/2019 в отношении ООО "ЦР "РАССВЕТ"; проведении первого собрания кредиторов позже установленного Законом о банкротстве срока на 24 дня.
Установив наличие в действиях (бездействии) арбитражного управляющего состава вменяемого правонарушения, соблюдение управлением процессуальных требований КоАП РФ, отсутствие оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, суд первой инстанции привлек его к административной ответственности и назначил наказание в виде предупреждения.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно пункту 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В силу пункта 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются в ЕФРСБ и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 1049-р в качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве, определена газета "Коммерсантъ".
Сведения, подлежащие включению в ЕФРСБ, включаются в него арбитражным управляющим, если Законом о банкротстве включение соответствующих сведений не возложено на иное лицо (пункт 4.1 статьи 28 Закона о банкротстве).
При проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат среди прочих сведения о введении наблюдения о прекращении производства по делу о банкротстве (пункт 6 статьи 28 Закона о банкротстве).
Временный управляющий обязан направить для опубликования в порядке, установленном статьей 28 Закона о банкротстве), сообщение о введении наблюдения (пункт 1 статьи 68 Закона о банкротстве).
В пункте 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, разъяснено, что установленный статьей 28 Закона о банкротстве порядок опубликования сведений о введении в отношении должника процедуры банкротства предусматривает, что соответствующие сведения должны быть направлены для опубликования в 10-дневный срок, в пределах которого арбитражный управляющий должен не только направить такие сведения в официальное издание, но и предварительно оплатить их публикацию.
Согласно пункту 2.6 Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178 (далее - Порядок), оператор обеспечивает внесение (включение) сведений в информационный ресурс и их размещение в сети "Интернет" не позднее рабочего дня после поступления оператору оплаты такого внесения (включения, размещения в сети "Интернет" в случае, если внесение (включение), размещение в сети "Интернет" сведений в информационный ресурс в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется за плату.
Абзацем 3 пункта 3.1 Порядка предусмотрено, что в случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным законом или иным нормативным правовым актом
Поскольку законодательством о банкротстве не регламентирован срок опубликования сведений о прекращении производства по делу о банкротстве в ЕФРСБ и газете "Коммерсантъ", данные сведения в силу аналогии закона (пункт 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации) подлежат направлению временным управляющим для опубликования в газете "Коммерсантъ" в десятидневный срок с даты его освобождения (пункт 1 статьи 128 Закона о банкротстве) и в силу абзаца 3 пункта 3.1 Порядка не позднее трех рабочих дней с даты возникновения обязанности подлежат включению в ЕФРСБ.
Временный управляющий обязан созывать и проводить первое собрание кредиторов (пункт 1 статьи 67 Закона о банкротстве).
Временный управляющий определяет дату проведения первого собрания кредиторов и уведомляет об этом всех выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в первом собрании кредиторов. Уведомление о проведении первого собрания кредиторов осуществляется временным управляющим в порядке и в сроки, которые предусмотрены статьей. 13 Закона о банкротстве. Первое собрание кредиторов должно состояться не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения (пункт 1 статьи 72 Закона о банкротстве).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что арбитражным управляющим информационное сообщение о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете ИД "Коммерсантъ" с нарушением установленного законом срока (сообщение о введении процедуры наблюдения в отношении должника должно быть включено в ЕФРСБ и опубликовано в газете "Коммерсантъ" 05.11.2020; фактически соответствующее сообщение опубликовано в газете "Коммерсантъ" 14.11.2020 с учетом поступившей оплаты за публикацию лишь 06.11.2020); сообщение о прекращении производства по делу о банкротстве в отношении должника направлены для включения в ЕФРСБ и опубликованы в газете "Коммерсантъ" с нарушением установленного законом срока (сообщение о прекращении производства по делу о банкротстве должника арбитражный управляющий должно быть включено в ЕФРСБ не позднее 22.04.2021, направлено для опубликования в газете "Коммерсантъ" не позднее 29.04.2021; фактически сведения включены в ЕФРСБ 30.04.2021, опубликованы в газете "Коммерсантъ" 15.05.2021 с учетом поступившей оплаты 11.05.2020); первое собрание кредиторов проведено с нарушением установленного срока на 24 дня (определением от 29.10.2020 арбитражного суда процедура наблюдения в отношении должника введена на 4 месяца (до 22.02.2021), временному управляющему Иванченко А.А. надлежало организовать и провести первое собрание кредиторов ООО "ЦР "РАССВЕТ" не позднее 12.02.2021; фактически собрание кредиторов проведено 09.03.2021).
Как верно указано судами нижестоящих инстанций, в рассматриваемом случае арбитражный управляющий заблаговременно не совершил все необходимые действия для достижения к установленному сроку необходимого результата, не учел, что момент непосредственной публикации сообщения зависит от момента поступления оператору оплаты соответствующей заявки.
Вопреки позиции подателя жалобы недостаточность денежных средств у должника на дату наступления срока исполнения арбитражным управляющим возложенной на него законом обязанности по опубликованию сообщений не освобождает арбитражного управляющего от ее исполнения.
Обстоятельств, препятствующих арбитражному управляющему провести первое собрание кредиторов в срок, не позднее 12.02.2021, судами не установлено.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что Иванченко А.А., обладая специальной профессиональной подготовкой и опытом работы, осознавал противоправность своего бездействия и должен был предвидеть возможность наступления вредных последствий в результате неисполнения (ненадлежащего выполнения) возложенных на него законодательством о банкротстве обязанностей, однако без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий, суды пришли к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Существенных нарушений требований КоАП РФ в ходе производства по делу судами не выявлено; срок давности и процедура привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности соблюдены.
Довод арбитражного управляющего об отсутствии у управления оснований для возбуждения дела об административном правонарушении по жалобе общества, не являющегося лицом, участвующим в деле о банкротстве должника, подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.23 КоАП РФ, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 данной статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
В настоящем случае поводами для возбуждения дела об административном правонарушения послужили обращение юридического лица, а так же непосредственное обнаружение лицом, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ в виде предупреждения. Оснований для применения положений статьей 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает правомерным привлечение Иванченко А.А. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Вопреки доводу подателя жалобы, суд округа отмечает, что в рассматриваемом случае данные, указывающие на наличие событие административного правонарушения, обнаружены должностным лицом административного органа непосредственно, что в силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ является одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении.
Иные доводы арбитражного управляющего, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций и мотивированно отклонены.
Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.12.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 24.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-18440/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
С.Т. Шохирева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1.1. статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12, 14.13 и 14.23 КоАП РФ, являются поводы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 части 1 данной статьи, а также заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, органов управления должника - юридического лица, саморегулируемой организации арбитражных управляющих, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
...
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 КоАП РФ в виде предупреждения. Оснований для применения положений статьей 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает правомерным привлечение Иванченко А.А. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Вопреки доводу подателя жалобы, суд округа отмечает, что в рассматриваемом случае данные, указывающие на наличие событие административного правонарушения, обнаружены должностным лицом административного органа непосредственно, что в силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ является одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении.
...
решение от 10.12.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 24.02.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-18440/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июня 2022 г. N Ф04-2404/22 по делу N А46-18440/2021