• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июня 2022 г. N Ф04-2875/22 по делу N А27-7416/2021

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Учитывая положения Устава железнодорожного транспорта, Правил N 26 верно указывая, что действия по подаче груженого вагона на пути необщего пользования, постановке вагона под разгрузку, продолжительности выполнения грузовой операции, возврату вагона на пути общего пользования зависят от владельца путей необщего пользования, заключившего договор с перевозчиком, коим является ответчик, что следует из ведомостей подачи и уборки вагонов, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что, последствия совершения действий, связанных с перемещением вагонов на пути необщего пользования и возврата вагонов с указанных путей находятся вне сферы контроля поставщика (грузоотправителя) и не могут быть возложены на него.

При этом статья 33 Устава железнодорожного транспорта, определяющая исчисление срока доставки груза, регламентирует отношения, возникающие между грузополучателем и перевозчиком, в то время как разногласия сторон в данном случае возникли из отношений по договору поставки, условиями которого урегулирован иной порядок определения момента исполнения обязательства по организации доставки груза.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции верно исходил из того, что при определении начала периода нахождения вагонов в пользовании ответчика (покупателя) на станции назначения следует исходить из данных системы ЭТРАН, соответствующих содержанию календарных штемпелей в дорожных ведомостях и позволяющих установить дату и время прибытия вагонов на указанную станцию.

Вместе с тем, принимая во внимание, что исходя из положений статьи 12 Устава железнодорожного транспорта, пунктов 52, 54, 64 Правил N 374, участие порожнего вагона в железнодорожном движении возможно лишь после согласования перевозчиком запроса-уведомления, сформированного отправителем. В качестве формы запроса используется бланк накладной. Отправителем порожнего грузового вагона выступает его владелец (пункт 50 Правил N 374), которым в данном случае является оператор подвижного железнодорожного состава. Порожний вагон предъявляется к перевозке только при наличии представления накладной, оформление которой производится грузоотправителем путем заполнения граф бланка накладной, оставшихся незаполненными после согласования запроса владельца подвижного состава (пункт 64 Правил N 374). При этом, обязанность по оформлению заготовок перевозочных документов (или уведомления о предъявлении вагона для перевозки) в системе ЭТРАН ОАО "РЖД" для отправки порожнего вагона условием пункта 3.1.5 договора от 28.01.2020 N 20297 возложена на владельца вагонов - оператора железнодорожного подвижного состава, суд апелляционной инстанции правомерно указывая на то, что отношения с владельцем вагонов (оператором подвижного состава) урегулированы договором N 20297, заключенным с истцом, пришел к правильному выводу о том, что оформление бланков накладных (заготовок) и согласование их с перевозчиком находится за пределами контроля ответчика, в связи с чем признал обоснованными соответствующие доводы ответчика относительно начисления задолженности за сверхнормативное пользование вагонами за период, когда оформлению перевозочных документов препятствовало отсутствие в системе ЭТРАН ОАО "РЖД" (перевозчика) бланков накладных (заготовок).

...

Учитывая положения статьи 154 НК РФ судом апелляционной инстанции верно отмечено, что по своей экономико-правовой природе НДС является косвенным налогом на потребление товаров (работ, услуг), взимаемым на каждой стадии их производства и реализации субъектами хозяйственного оборота до передачи потребителю, исходя из стоимости (цены), добавленной на каждой из указанных стадий, и перелагаемым на потребителей в цене реализуемых им товаров, работ и услуг."