г. Томск |
|
12 апреля 2022 г. |
Дело N А27-7416/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 апреля 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Смеречинской Я.А.,
судей Колупаевой Л.А., Назарова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Атрощенко Д.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы публичного акционерного общества "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" (07АП-2215/2022 (1)), акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (N 07АП-2215/2022(2)) на решение от 10.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7416/2021 (судья Фуртуна Н.К.)
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Коршуновский горнообогатительный комбинат" (665651, Иркутская область, Нижнеилимский район, Железногорск-Илимский город, Иващенко улица, 9а/1, ОГРН 1023802658714, ИНН 3834002314)
к акционерному обществу "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (650054, Кемеровская область - Кузбасс, Кемерово город, Пионерский бульвар, дом 4а, ОГРН 1034205040935, ИНН 4205049090)
о взыскании платы за пользование вагонами в связи с нахождением вагонов свыше нормативного времени пользования вагонами по договору поставки от 10.12.2018 N 19650 в сумме 206 792 рублей 76 копеек,
третьи лица: открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (107174, Россия, г. Москва, муниципальный округ Басманный вн.тер.г., Новая Басманная ул., д. 2/1, стр. 1, ОГРН 1037739877295, ИНН: 7708503727) (филиал ОАО "Российские железные дороги" - "Западно-Сибирская железная дорога"); публичное акционерное общество "Трансфин-М" (107078, Россия, г. Москва, муниципальный округ Красносельский вн.тер.г., Маши Порываевой ул., д. 34, этаж/помещ./ком. 3/III/1, ОГРН 1137746854794, ИНН 7708797192); общество с ограниченной ответственностью "ФинансБизнесГрупп" (141407, Московская область, город Химки, улица Панфилова, владение 19, строение 1, помещение 27-32, 37-40, ОГРН 1067746478183, ИНН 7701653748); ВТБ Лизинг (акционерное общество) (109147, город Москва, Воронцовская улица, 43, стр.1, ОГРН 2 1037700259244, ИНН 7709378229), общество с ограниченной ответственностью "МечелТранс" (125167, город Москва, улица Красноармейская, дом 1, кабинет 134, ОГРН 1027739053374, ИНН 7728246919),
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Коршуновский горно-обогатительный комбинат" (далее - ПАО "Коршуновский ГОК") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к акционерному обществу "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - АО "УК "Куз0бассразрезуголь") о взыскании задолженности в сумме 206 792 рубля 76 копеек, расходов по уплате государственной пошлины в сумме 7 136 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), публичное акционерное общество "Трансфин-М" (далее - ПАО "Трансфин-М"), общество с ограниченной ответственностью "ФинансБизнесГрупп" (далее - ООО "ФинансБизнесГрупп") ВТБ Лизинг (акционерное общество), общество с ограниченной ответственностью "МечелТранс" (далее - ООО "МечелТранс").
Исковые требования ПАО "Коршуновский ГОК" мотивированы нарушением истцом установленного договором срока удержания железнодорожных вагонов под разгрузкой, в связи с чем начислена плата за пользование вагонами, предусмотренная договором поставки от 10.12.2018 N 19650.
Решением от 10.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены частично, с АО "УК "Кузбассразрезуголь" взыскана плата за пользование вагонами в размере 160 460 рублей 28 копеек, в удовлетворении исковых требований в остальной части отказано, с АО "УК "Кузбассразрезуголь" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 5 537 рублей, с ПАО "Коршуновский ГОК" в федеральный бюджет взыскана государственная пошлина в сумме 1 599 рублей.
Не согласившись с принятым решением, ПАО "Коршуновский ГОК" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 10.02.2022 полностью, принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ПАО "Коршуновский ГОК" ссылается на неверное определение судом начала периода использования вагонов, полагает, что такой период должен исчисляться с момента прибытия вагона на станцию разгрузки по данным системы ЭТРАН; настаивает на начислении платы за простой вагонов до момента отправления вагонов по данным системы ЭТРАН; определение периода до завершения операций по погрузке на основании ведомостей подачи-уборки вагонов считает не верным.
Возражая относительно апелляционной жалобы, АО "УК "Кузбассразрезуголь" представило отзыв, просит оставить апелляционную жалобу ПАО "Коршуновский ГОК" без удовлетворения, считает обоснованным произведенный судом расчет периода разгрузки вагонов, поскольку операции по разгрузке вагонов осуществлялись на подъездных путях поставщика, что соответствует термину "станция разгрузки", предусмотренному договором.
АО "УК "Кузбассразрезуголь", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 10.2.2022 вв части удовлетворения требования о взыскании платы за пользование вагонами в сумме 26 743 рубля 38 копеек.
В обоснование апелляционной жалобы АО "УК Кузбассразрезуголь" ссылается на отсутствие оснований для начисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) на сумму платы, настаивает на квалификации указанной платы как штрафной санкции, определяющей меру ответственности покупателя за нарушение обязательства по своевременному возврату вагонов.
Отзыв АО "УК "Кузбассразрезуголь" приобщен апелляционным судом к материалам дела по правилам статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, извещенные посредством публичного размещения определения апелляционного суда на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет по правилам части 1 статьи 122 АПК РФ, представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили.
Принимая во внимание наличие доказательств надлежащего извещения участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие их представителей по правилам статей 156, 266 АПК РФ.
Изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, между ПАО "Коршуновский ГОК" (поставщик) и АО "УК "Кузбассразрезуголь" (покупатель) заключен договор от 10.12.2018 N 19650, предмет которого включал обязательство поставщика поставить концентрат железорудный (продукцию) производства ПАО "Коршуновский ГОК", наименование, количество, качество, технические условия производства, сроки и условия поставки, сроки оплаты которой, цены, реквизиты и коды грузополучателя согласовываются сторонами в спецификациях, и обязательства покупателя принимать и оплачивать продукцию в порядке, установленном договором (пункты 1.1, 1.2 договора).
Поставка продукции производится путем ее отгрузки покупателю (грузополучателю) отдельными предварительно согласованными партиями в течение установленных спецификациями периодов поставки. Если иное не установлено в спецификациях, периодом поставки является один календарный месяц (пункт 2.2).
Поставщик организует доставку продукции железнодорожным транспортом до станции назначения. Доставка продукции производится за счёт покупателя в вагонах парка ОАО "РЖД", в арендованных (собственных) вагонах третьих лиц непосредственно в адрес грузополучателя, имеющего местонахождение на территории РФ, указанного покупателем по настоящему договору в спецификации. Отгрузка продукции производится в полувагонах навалом, повагонными отправками, отправительскими маршрутами или группой вагонов (пункт 2.3).
Поставщик обеспечивает извещение покупателя о произведенной отгрузке продукции в течение 24 (двадцати четырёх) часов с момента передачи продукции перевозчику, не включая выходные и праздничные дни. Извещение направляется покупателю любым способом, отражающим необходимую для покупателя информацию об отгруженной продукции, в частности сведения о дате передачи продукции перевозчику, номерах; транспортных средств и перевозочных документов, общем весе нетто отгруженной продукции (пункт 2.4).
Обязанность поставщика по поставке продукции считается исполненной с момента передачи продукции перевозчику на станции отправления, который определяется по дате штемпеля станции отправления в железнодорожной накладной (пункт 2.6).
Обязанности покупателя в связи с оборотом вагонов предусмотрены в пункте 2.9 и включали обеспечение нормативного времени пользования вагонами на подъездных путях (на станциях разгрузки) не более: "в летний период (с 01 апреля по 30 сентября) - 24,0 ч (1 сутки), в зимний период (с 01 октября по 31 марта) - 48,0 ч (2 суток). Срок нахождения вагонов на подъездных путях станции разгрузки определяется с даты прибытия вагонов на станцию разгрузки до 24 часов 00 минут даты отправления вагонов со станции разгрузки на станцию, указанную поставщиком. Дата прибытия вагонов на подъездные пути (станцию разгрузки) и дата отправления (дата календарного штемпеля в графе "Прием груза к перевозке") со станции разгрузки определяется по данным, указанным в электронном комплекте документов в системе "ЭТРАН" ОАО "РЖД" (данные не заверяются) (пункт 2.9.3).
В случае нахождения вагонов при прибытии на станцию (погрузки/выгрузки) свыше нормативного времени пользования вагонами, указанному в настоящем договоре пункте 2.9.3, покупатель оплачивает поставщику штрафную неустойку за сверхнормативное использование вагонов в размере, в том числе, на 4 квартал 2019 года -2300 руб./вагон/сутки (календарные, в том числе и не полные) без налога (НДС). По факту нахождения вагонов под выгрузкой свыше нормативного времени использования вагонов поставщик направляет покупателю акт учёта времени сверхнормативного использования вагонов. Покупатель обязан рассмотреть, подписать и вернуть акт учёта времени сверхнормативного использования подвижного состава в течение 3 (трех) дней с момента получения, а в случае своего несогласия предоставить оригиналы железнодорожных накладных о приеме груза от станции и сдачи порожних вагонов на станцию и письменный мотивированный отказ от подписания акта. В случае если письменный мотивированный отказ не направлен в указанный срок поставщику, акт считается принятым и подписанным (пункт 2.9.4).
Дополнительным соглашением от 31.12.2019 к договору N 19650 стороны внесли изменения в пункт 2.9 договора, установив обязанность покупателя произвести оплату поставщику штрафной неустойки в случае нахождения вагонов при прибытии на станцию выгрузки свыше нормативного времени пользования вагонами, указанного в настоящем договоре пункте 2.9.3, за сверхнормативное использование вагонов в размере 1 670 рублей/вагон/сутки (календарные, в том числе и не полные) без налога (НДС) (пункт 2.9.4 договора).
Дополнительным соглашением от 13.10.2020 к договору N 19650, заключенным сторонами в редакции протокола разногласий от 29.12.2020, в пункте 2.9.4 договора установлена обязанность покупателя произвести оплату поставщику при прибытии на станцию выгрузки свыше нормативного времени пользования вагонами, указанного в настоящем договоре пункт.29.3, платы за пользование вагонами в случае нахождения вагонов в размере 1 670 рублей/вагон/сутки (календарные, в том числе и не полные) кроме того НДС (пункт 2.9.4). Действие соглашения от 13.10.2020 распространено сторонами на правоотношения, возникшие с 01.09.2020 (пункт 6 дополнительного соглашения).
С целью исполнения обязательства по организации доставки продукции покупателю ПАО "Коршуновский ГОК" (заказчик) заключило с ООО "Мечел-Транс" (оператор) договор от 28.01.2020 N 20297, по условиям которого оператор обязуется по заявкам заказчика оказать услуги по обеспечению заказчика железнодорожным подвижным составом (вагоны) для перевозки грузов во внутригосударственном сообщении по территории Российской Федерации, и заказчик обязался оплатить оказанные услуги по стоимости, оговоренной в приложениях к договору (пункт 1.1). Услуги носят комплексный характер и могут включать в себя услуги по предоставлению под погрузку собственных, арендованных и/или принадлежащих на ином законном основании вагонов, оплату провозных платежей, дополнительных сборов и штрафов, возникающих при перевозках грузов, в том числе оплату перевозок грузов в парке ОАО "РЖД" в порядке, предусмотренном договором за вознаграждение и от своего имени, но за счет заказчика (пункт 1.2).
Обязанности оператора определены в пункте 3.1 и включали предоставление под погрузку на станции отправления технически исправные и коммерчески пригодные вагоны в соответствии с заявкой заказчика (пункт 3.1.1); обеспечение оформления заготовки перевозочных документов (или уведомления о предъявлении вагона для перевозки) в системе ЭТРАН ОАО "РЖД" для отправки порожнего вагона (пункт 3.1.5).
Обязанности заказчика включали предоставление оператору заявки в соответствии с пунктом 2.1 договора (пункт.3.2.1); использование предоставленных вагонов под погрузку (пункт 2.3.2); обеспечение погрузки и выгрузки грузов из вагонов в согласованные сторонами сроки (пункт 3.2.4); обеспечение нормативного времени пользования вагонами на подъездных путях (на станциях погрузки/разгрузки) не более 48,0 часов (2 суток). Срок нахождения вагонов на подъездных путях (станциях погрузки/разгрузки) определяется с даты прибытия вагонов на станцию погрузки/разгрузки до 24 часов 00 минут даты отправления вагонов со станции погрузки/разгрузки на станцию, указанную оператором. Дата прибытия вагонов на подъездные пути (станцию погрузки/разгрузки) и дата отправления (дата календарного штемпеля в графе "Прием груза к перевозке" станции погрузки) со станции погрузки/разгрузки определяется по данным, указанным в электронном комплекте документов в системе ЭТРАН ОАО "РЖД" (данные не заверяются) (пункт 3.2.9).
В случае нахождения вагонов при прибытии на станцию (погрузки/выгрузки) свыше нормативного времени пользования вагонами, указанного в пункте 3.2.9 договора, заказчик оплачивает оператору штрафную неустойку за сверхнормативное использование вагонов в размере 1 670 рублей/сутки (календарные/вагон, без налога НДС) - в отношении вагонов, принадлежащих оператору на праве собственности/аренды; в размере 1 800 рублей/сутки (календарные/вагон, без налога НДС) - в отношении вагонов, принадлежащих оператору на ином основании (пункт 3.2.10).
В связи с исполнением обязательства по поставке продукции (концентрата железнорудного) истец в период с 02.12.2020 по 04.12.2020 организовал доставку продукции в железнодорожных вагонах, предоставленных ООО "Мечел-Транс". Вагоны N N 52820347, 57794042, 53145041, 54666235 прибыли на станцию назначения 08.12.2020 в 12 часов 51 минуту согласно дорожной ведомости N ЭС330438. Вагоны NN 53175832, 54663810, 59719948 прибыли на станцию назначения 08.12.2020 в 12 часов 51 минуту согласно дорожной ведомости N ЭС330771. Вагоны NN 54659487, 55714307, 57443814, 59707208, 53449120 прибыли на станцию назначения 12.12.2020 в 17 часов 21 минуту согласно дорожной ведомости N ЭС463052.
Порожние вагоны поданы под погрузку в период с 14.12.2020 по 27.12.2020, что следует из календарных штемпелей на корешках дорожных ведомостей. Во всех случаях грузоотправителем по дорожным ведомостям на отправку порожних вагонов выступило ООО "Мечел-Транс". Порожний вагон N 52820347 передан под погрузку (отправку) 22.12.2020 в 04 часа 38 минут согласно календарному штемпелю в корешке дорожной ведомости N ЭС661009. Порожний вагон N 5314541 передан под погрузку (отправку) 18.12.2020 в 13 часов 50 минут согласно календарному штемпелю в корешке дорожной ведомости N ЭС661014. Порожний вагон N 54663810 передан под погрузку (отправку) 14.12.2020 в 06 часов 01 минуту согласно календарному штемпелю в корешке дорожной ведомости N ЭС661026. Порожний вагон N 54666235 передан под погрузку (отправку) 18.12.2020 в 13 часов 51 минуту согласно календарному штемпелю в корешке дорожной ведомости N ЭС661110. Порожний вагон N 57794042 передан под погрузку (отправку) 22.12.2020 в 04 часа 39 минут согласно календарному штемпелю в корешке дорожной ведомости N ЭС661120. Порожний вагон N 57443814 передан под погрузку (отправку) 18.12.2020 в 13 часов 48 минут согласно календарному штемпелю в корешке дорожной ведомости N ЭТ002383. Порожний вагон N 53449120 передан под погрузку (отправку) 18.12.2020 в 13 часов 49 минут согласно календарному штемпелю в корешке дорожной ведомости N ЭТ037094. Порожний вагон N 59707208 передан под погрузку (отправку) 18.12.2020 в 13 часов 50 минут согласно календарному штемпелю в корешке дорожной ведомости N ЭТ050630. Порожний вагон N 54659487 передан под погрузку (отправку) 28.12.2020 в 21 час 42 минуты согласно календарному штемпелю в корешке дорожной ведомости N ЭТ761510. Порожний вагон N 55714307 передан под погрузку (отправку) 28.12.2020 в 21 час 41 минуту согласно календарному штемпелю в корешке дорожной ведомости N ЭТ761517. Порожний вагон N 59719948 передан под погрузку (отправку) 28.12.2020 в 21 часов 43 минуты согласно календарному штемпелю в корешке дорожной ведомости N ЭТ817633.
Грузовые операции в отношении вагонов зафиксированы в ведомостях подачи и уборки вагонов, составленными с указанием даты и времени начала и завершения грузовой операции (разгрузки) на путях необщего пользования сотрудниками владельца этих путей АО "УК "Кузбассразрезуголь".
Полагая, что ответчиком допущено сверхнормативное использование вагонов, ПАО "Коршуновский ГОК" составило акт учета времени сверхнормативного использования вагонов N 6 от 26.1.2021, сформировало и направило ответчику счет на оплату платы за сверхнормативное использование вагонов в сумме 206 792 рубля 76 копеек, в том числе НДС в сумме 34 465 рублей 46 копеек. Акт учета времени сверхнормативного использования подвижного состава направлен ответчику сопроводительным письмом от 27.01.2021 N 0136-731.
В связи с начислением задолженности в указанной сумме истец направил в адрес АО "УК "Кузбассразрезуголь" претензию от 17.02.2021 N 0128-1855, потребовав уплатить штрафную неустойку.
Неисполнение ответчиком претензионных требований послужило основанием для обращения ПАО "Коршуновский ГОК" в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
Согласно статье 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в Кодексе.
В соответствии со статьей 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой данной статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Согласно разъяснениям пункта 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ, другими положениями ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 ГК РФ).
При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 ГК РФ судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
Значение условия договора устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (абзац первый статьи 431 ГК РФ). Условия договора толкуются и рассматриваются судом в их системной связи и с учетом того, что они являются согласованными частями одного договора (системное толкование).
Толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Общие положения о купле-продаже применяются к договорам поставки товара, если иное не предусмотрено правилами Кодекса об этом виде договоров (пункт 5 статьи 454 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 456 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи.
Срок исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю определяется договором купли-продажи, а если договор не позволяет определить этот срок, в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 314 Кодекса (пункт 1 статьи 457 ГК РФ).
В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное (пункт 2 статьи 458 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 510 ГК РФ доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях.
Покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки. В случае получения поставленных товаров от транспортной организации покупатель (получатель) обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта (пункты 1, 3 статьи 513 ГК РФ).
Если иное не установлено договором поставки, покупатель (получатель) обязан возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступил товар, в порядке и в сроки, установленные законом, иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними обязательными правилами или договором (статья 517 ГК РФ).
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства.
При заключении договора поставки сторонами установлены обязательства поставщика по организации доставки продукции в многооборотной таре - грузовых железнодорожных вагонах и обязательства покупателя возвратить многооборотную тару, одновременно определен порядок взаимодействия сторон как между собой, так и с владельцем вагонов по поводу предоставления, использования и возврата вагонов (многооборотной тары).
Отношения, возникающие между грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта необщего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования урегулированы нормами Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта" (далее - Устав железнодорожного транспорта), согласно статье 2 которого под перевозочным документом понимается документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза, порожнего грузового вагона (транспортная железнодорожная накладная). Под железнодорожными путями необщего пользования понимаются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд. Термином владелец пути необщего пользования обозначает юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, имеющих на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.
Согласно статье 9 Устава железнодорожного транспорта операции по погрузке, выгрузке грузов и контейнеров выполняются в местах общего пользования и в местах необщего пользования.
Для осуществления перевозок порожних грузовых вагонов отправитель до предъявления их для перевозок представляет перевозчику в сроки, установленные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, запрос-уведомление на перевозку порожнего грузового вагона, порожних грузовых вагонов (статья 12 Устава железнодорожного транспорта).
Погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, а также выгрузка из них в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) (статья 21 Устава железнодорожного транспорта).
При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. При приеме груза для перевозки перевозчик обязан проставить в транспортной железнодорожной накладной календарный штемпель. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости (статья 25 Устава железнодорожного транспорта).
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей (статья 33 Устава железнодорожного транспорта).
Деятельность операторов подвижного железнодорожного состава урегулирована Положением об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.07.2013 N 626, согласно пункту 4 которого операторы участвуют в осуществлении перевозочного процесса с использованием принадлежащих им на праве собственности или ином праве железнодорожных вагонов и контейнеров и осуществляют взаимодействие с перевозчиками и иными физическими и юридическими лицами на основании соответствующих договоров.
Оператор вправе выступать от имени грузоотправителя при перевозках грузов железнодорожным транспортом в железнодорожных вагонах и контейнерах оператора, вносить плату за перевозку грузов, грузобагажа и иные причитающиеся перевозчику платежи, оказывать транспортно-экспедиционные услуги, а также осуществлять иную деятельность, связанную с оказанием услуг по организации перевозок, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 названного Положения).
Правила приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.12.2016 N 374 (далее - Правила N 374).
Согласно пункту 50 Правил N 374 отправителем порожних вагонов является: владелец вагона, в том числе оператор железнодорожного подвижного состава (далее - владелец вагона); грузополучатель предыдущего рейса, не являющийся владельцем вагона, если порожний вагон направляется после выгрузки на станцию пропарки, промывки или ветеринарно-санитарной обработки, если иное не установлено соглашением между грузополучателем и владельцем вагона.
Для осуществления перевозки порожнего вагона (группы вагонов) отправитель до предъявления для перевозок железнодорожным транспортом направляет перевозчику запрос-уведомление на перевозку порожнего вагона не позднее четырех часов до предъявления вагона к перевозке, но не ранее установленных в данном пункте сроков. В качестве формы запроса используется бланк накладной (пункты 52, 54 Правил N 374).
Порожний вагон предъявляется к перевозке, если перевозчиком согласован запрос, а отправителем представлена оформленная накладная (заполняются оставшиеся незаполненными после согласования запроса графы бланка накладной) (пункт 64 Правил N 374).
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования утверждены приказом Министерства путей сообщения от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26). В пункте 1.12 указанных Правил предусмотрено, что выход локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава на железнодорожные пути общего пользования железнодорожных станций с железнодорожных путей необщего пользования, включая допуск локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава к следованию в поездах по железнодорожным путям общего пользования, и выхода вышеназванного подвижного состава на железнодорожные пути необщего пользования с железнодорожных путей общего пользования осуществляется, в том числе, в соответствии с Порядком подачи (выхода) локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования и с железнодорожных путей общего пользования на железнодорожные пути необщего пользования (приложение N 8 к указанным Правилам).
Исходя из буквального значения слов и выражений, содержащихся в пункте 2.9.3 договора поставки, нормативное время пользования вагонами определяется с даты прибытия вагонов на станцию разгрузки до 24 часов 00 минут даты отправления вагонов со станции разгрузки на станцию, указанную поставщиком. Вместе с этим при заключении договора сторонами не согласовано значение термина "станция разгрузки", не определенное и нормативными актами, что привело к возникновению между сторонами разногласий относительно исчисления времени нормативного пользования вагонами, основанными на различном толковании договорных условий. В подобной ситуации для установления действительной воли сторон, выраженной при заключении договора, следует учитывать структуру отношений, возникающих по поводу доставки груза железнодорожным транспортом и обусловивших формулирование соответствующих условий договора поставки, в том числе владельца вагонов, грузоотправителя (поставщика) и грузополучателя (покупателя), урегулированных как условиями договоров, так и нормативными положениями.
В пункте 2.3 договора поставки N 19650 предусмотрена обязанность поставщика организовать доставку продукции до станции назначения. В пункте 3.2.14 договора N 20297 с ООО "Мечел-Транс" установлена обязанность заказчика предоставить по требованию оператора копии перевозочных документов с календарным штемпелем станции назначения. Условие об исчислении нормативного срока пользования вагонами с даты прибытия на станцию разгрузки, включенное в пункт 2.9.3 договора поставки N 19650, повторяет условие пункта 3.2.9 договора N 20297 об определении нормативного времени пользования вагонами на станциях погрузки/разгрузки.
Сопоставление приведенных выше условий договоров, регламентировавших отношения сторон по поводу доставки груза и возврата вагонов в спорный период, показывает направленность воли сторон на возложение на поставщика обязанности по доставке груза до станции назначения, которой является железнодорожная станция, указанная в перевозочных документах. Указание в договорах на станцию разгрузки или погрузки применено в этой ситуации в связи с фиксацией статуса участника перевозочного процесса как грузоотправителя или грузополучателя.
Учитывая положения Устава железнодорожного транспорта, Правил N 26, действия по подаче груженого вагона на пути необщего пользования, постановке вагона под разгрузку, продолжительности выполнения грузовой операции, возврату вагона на пути общего пользования зависят от владельца путей необщего пользования, заключившего договор с перевозчиком. Таким владельцем в данном случае является ответчик, что следует из ведомостей подачи и уборки вагонов. Следовательно, последствия совершения действий, связанных с перемещением вагонов на пути необщего пользования и возврата вагонов с указанных путей находятся вне сферы контроля поставщика (грузоотправителя) и не могут быть возложены на него.
При этом статья 33 Устава железнодорожного транспорта, определяющая исчисление срока доставки груза, регламентирует отношения, возникающие между грузополучателем и перевозчиком, в то время как разногласия сторон в данном случае возникли из отношений по договору поставки, условиями которого урегулирован иной порядок определения момента исполнения обязательства по организации доставки груза.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с доводами истца об определении начала исчисления нормативного срока использования вагонов покупателем с момента прибытия вагонов на станцию назначения. Содержание календарных штемпелей в дорожных ведомостях, соответствующее данным системы ЭТРАН, позволяет установить дату и время прибытия вагонов на указанную станцию.
Порядок определения продолжительности периода нормативного использования вагонов установлен в пункте 2.9.3 договора поставки по дату отправления, под которой понимается дата календарного штемпеля в графе "Прием груза к перевозке", с достаточной определенностью, поэтому может быть определен исходя из буквального значения содержащихся в договоре слов и выражений.
В подтверждение даты отправления вагонов истец представил корешки дорожных ведомостей, содержащие календарные штемпели станции отправления порожних вагонов с указанием даты и времени приема к перевозке, соответствующие календарным штемпелям о приеме груза к перевозке в квитанции о приеме груза (статья 25 Устава железнодорожного транспорта). Указанные сведения согласуются с данными системы ЭТРАН, предоставленными ОАО "РЖД" письмом от 01.09.2021 N ИСХ-16963/З-СТЦФТО.
Возражая относительно определения период сверхнормативного пользования вагонами, ответчик утверждал о наличии у него объективных препятствий в отправлении вагонов в связи с отсутствием заготовок перевозочных документах.
Исходя из положений статьи 12 Устава железнодорожного транспорта, пунктов 52, 54, 64 Правил N 374, участие порожнего вагона в железнодорожном движении возможно лишь после согласования перевозчиком запроса-уведомления, сформированного отправителем. В качестве формы запроса используется бланк накладной. Отправителем порожнего грузового вагона выступает его владелец (пункт 50 Правил N 374), которым в данном случае является оператор подвижного железнодорожного состава. Порожний вагон предъявляется к перевозке только при наличии представления накладной, оформление которой производится грузоотправителем путем заполнения граф бланка накладной, оставшихся незаполненными после согласования запроса владельца подвижного состава (пункт 64 Правил N 374).
Обязанность по оформлению заготовок перевозочных документов (или уведомления о предъявлении вагона для перевозки) в системе ЭТРАН ОАО "РЖД" для отправки порожнего вагона условием пункта 3.1.5 договора от 28.01.2020 N 20297 возложена на владельца вагонов - оператора железнодорожного подвижного состава.
Отношения с владельцем вагонов (оператором подвижного состава) урегулированы договором N 20297, заключенным с истцом. Соответственно, оформление бланков накладных (заготовок) и согласование их с перевозчиком находится за пределами контроля ответчика.
В случае отсутствия согласованных с перевозчиком бланков накладных, сформированных в системе ЭТРАН владельцем вагонов как отправителем порожних вагонов, ответчик объективно лишен возможности оформления перевозочных документов, необходимых для приема порожних вагонов к перевозке.
Особенности взаимодействия истца с оператором подвижного состава, урегулированные заключенным между ними договором, не возлагают на покупателя по договору поставки никаких обязанностей и не создают оснований для начисления указанному лицу платы за пользование вагонами.
Учитывая изложенные обстоятельства, арбитражный апелляционный суд полагает обоснованными возражения ответчика относительно начисления задолженности за сверхнормативное пользование вагонами за период, когда оформлению перевозочных документов препятствовало отсутствие в системе ЭТРАН ОАО "РЖД" (перевозчика) бланков накладных (заготовок).
Сведения системы ЭТРАН о дате и времени создания заготовок перевозочных документов представлены ответчиком в электронном виде и подтверждают наличие объективных препятствий для отправления ответчиком порожних вагонов. В указанной ситуации период сверхнормативного пользования ответчиком вагонами следует определять до завершения им фактического использования вагонов, то есть до завершения грузовых операций, указанных в ведомостях подачи и уборки вагонов.
Судом апелляционной инстанции произведен расчет задолженности по оплате сверхнормативного пользования вагонами, сходя из размера, установленного в пункте 2.9.4 договора поставки в редакции дополнительного соглашения от 13.10.2020, за период, определенный в приведенном выше порядке, сумма задолженности по всем вагонам составила 144 605 рублей 30 копеек. В указанном размере требования истца следует признать обоснованными.
При рассмотрении данного спора сторонами заявлены разногласия относительно начисления НДС на задолженность по оплате сверхнормативного пользования вагонами.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании задолженности в части начисленного налога, суд первой инстанции исходил из квалификации указанной задолженности как платы за услугу по предоставлению подвижного состава в возмездное пользование.
Апелляционный суд не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Заключая договор поставки от 10.12.2018 N 19650 и определяя условия взаимодействия в связи с возвратом вагонов, стороны первоначально применили плату за сверхнормативное пользование вагонами как штрафную санкцию (штрафную неустойку), то есть меру имущественной ответственности покупателя за нарушение договорного обязательства по своевременному возврату вагонов, выполняющую одновременно компенсационную функцию (направленную на возмещение убытков, причиненных задержкой возврата вагонов) и превентивную функцию (понуждающую покупателя к надлежащему исполнению договорного обязательства с соблюдением установленных его условиями сроков). Такая же юридическая квалификация указанной платы применена сторонами при внесении в договор изменений дополнительным соглашением от 31.12.2019.
В спорный период применение платы за сверхнормативное пользование вагонами обусловлено применением аналогичной меры ответственности поставщика в его отношениях с оператором подвижного состава, предоставляющим вагоны для организации доставки груза, урегулированным договором от 28.01.2020 N 20297. Условиями данного договора предусмотрена плата за сверхнормативное пользование вагонами в качестве штрафной неустойки, то есть меры ответственности за нарушение обязательства по возврату предоставленных вагонов.
При этом из имеющихся в деле доказательств, пояснений представителей сторон и установленных по делу фактических обстоятельства не усматривается изменение структуры отношений сторон в спорный период по сравнению с предшествующими периодами.
С учетом этого внесение в пункт 2.9.4 договора дополнительным соглашением от 13.10.2020 изменений, предусматривающих начисление налога на добавленную стоимость сверх указанной платы, не привело к изменению назначения такой платы как выполняющей компенсационную и превентивную функцию и не изменило юридическую квалификацию как меры ответственности за нарушение договорного обязательства.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объект налогообложения по налогу на добавленную стоимость формируют совершаемые налогоплательщиком операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также операции по передаче имущественных прав.
В соответствии со статьей 154 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога (пункт 1 статьи 154 НК РФ).
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 3 НК РФ законодательство о налогах и сборах исходит из всеобщности и равенства налогообложения, необходимости взимания налогов в соответствии с их экономическим основанием и недопустимости произвольного налогообложения.
В связи с указанными положениями необходимо учитывать, что по своей экономико-правовой природе НДС является косвенным налогом на потребление товаров (работ, услуг), взимаемым на каждой стадии их производства и реализации субъектами хозяйственного оборота до передачи потребителю, исходя из стоимости (цены), добавленной на каждой из указанных стадий, и перелагаемым на потребителей в цене реализуемых им товаров, работ и услуг (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 31-П, определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2017 N 305-КГ17-4111, от 13.09.2018 N 309-КГ18-7790, от 13.12.2019 N 301-ЭС19-14748, от 09.03.2021 N 301-ЭС20-19679), от 13.05.2021 N 308-ЭС21-364).
В случае применения мер имущественной ответственности за нарушение договорных обязательств, например, неустойки, реализация товаров (работ, услуг) отсутствует, равным образом отсутствует увеличение цены товаров (работ или услуг) на каждой стадии их производства и реализации, как отсутствует и потребитель соответствующих товаров или услуг, являющийся конечным плательщиком налога. Следовательно, в таком случае отсутствует объект налогообложения по указанному налогу, что исключает его начисление на суммы предъявленной к оплате по договору неустойки. Само по себе формирование истцом счета-фактуры с учетом начисленного на сумму неустойки НДС не создает объект налогообложения и оснований для начисления налога.
В рассматриваемой юридической ситуации истец не обладает никаким вещным правом в отношении вагонов, использованных для организации доставки продукции по договору поставки. В связи с использованием указанных вагонов истец связан обязательственными отношениями с владельцем этих вагонов ООО "Мечел-Транс", которым истцу оказана услуга по обеспечению заказчика железнодорожным подвижным составом для перевозки грузов. Оказание такой услуги не предполагает возникновение у заказчика услуги каких-либо прав в отношении железнодорожных вагонов, что исключает как передачу поставщиком вагонов в пользование покупателю, так и оказание им самостоятельной возмездной услуги с использованием указанных вагонов.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для начисления налога на добавленную стоимость сверх начисленной в соответствии с условиями договора поставки неустойки за нарушение ответчиком нормативного срока использования вагонов. В данной части исковые требования удовлетворению не подлежат.
Суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое решение от 10.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области подлежит изменению, исковые требования ПАО "Коршуновский ГОК" подлежат удовлетворению в размере 144 605 рублей 30 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Поскольку государственная пошлина по исковому заявлению составляет 7 136 рублей и уплачена истцом при обращении в арбитражный суд не была, с учетом пропорционального распределения расходов по ее уплате, на ответчика следует отнести государственную пошлину по исковому заявлению в сумме 4 990 рублей 04 копейки, на истца - в сумме 2 145 рублей 96 копеек, подлежащую взысканию в федеральный бюджет.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе истца подлежит распределению пропорционально размеру удовлетворенных требований. Поскольку истцу при подаче апелляционной жалобы предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлина, в федеральный бюджет следует взыскать с истца государственную пошлина в сумме 902 рубля 17 копеек, с ответчика - 2 097 рублей 83 копейки.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, понесенные ответчиком, подлежат возмещению за счет истца в сумме 902 рубля 17 копеек пропорционально размеру требований, в удовлетворении которых отказано.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.02.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7416/2021 изменить, резолютивную часть решения изложить следующим образом:
"Взыскать с акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" в пользу публичного акционерного общества "Коршуновский горнообогатительный комбинат" задолженность в сумме 144 605 рублей 30 копеек.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать".
Взыскать с публичного акционерного общества "Коршуновский горнообогатительный комбинат" в пользу акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в сумме 902 рубля 17 копеек.
Взыскать с акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" в доход федерального бюджета государственную пошлину по исковому заявлению и апелляционной жалобе в сумме 7 087 рублей 87 копеек.
Взыскать с публичного акционерного общества "Коршуновский горнообогатительный комбинат" в доход федерального бюджета государственную пошлину по исковому заявлению и апелляционной жалобе в сумме 3 048 рублей 13 копеек.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий судья |
Я.А. Смеречинская |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-7416/2021
Истец: ПАО "Коршуновский горно-обогатительный комбинат"
Ответчик: АО УК "Кузбассразрезуголь"
Третье лицо: АО ВТБ ЛИЗИНГ, ОАО "РЖД" Западно-Сибирская железная дорога, ООО "Мечел-Транс", ООО "ФинансБизнесГрупп", ПАО "СтрансФин-М"