г. Тюмень |
|
2 августа 2022 г. |
Дело N А46-22698/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Рязановым И.А. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" на решение от 16.02.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) и постановление от 11.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Котляров Н.Е.) по делу N А46-22698/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" (644042, Омская область, город Омск, проспект Карла Маркса, дом 41/15, ОГРН 1145543005442, ИНН 5503248039) к Государственной жилищной инспекции Омской области (644007, Омская область, город Омск, улица Булатова, дом 68, ОГРН 1135543018511, ИНН 5503242245) о признании незаконным предписания от 21.10.2021 N 02-02-47/07.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Пантелеева С.С.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" - Аванесова Н.В. по доверенности от 12.11.2021;
от Государственной жилищной инспекции Омской области - Кривошеина Т.А. по доверенности от 17.12.2021.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" (далее - ООО "ОЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - административный орган, инспекция) о признании незаконным предписания от 21.10.2021 N 02-02-47/07.
Решением от 16.02.2022 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 11.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "ОЭК" просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии у административного органа правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания, поскольку правильность расчета платы за электроэнергию была подтверждена судебным приказом мирового судьи судебного участка N 79 в Первомайском судебном районе от 03.02.2021 N 2-238-79/2021.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в связи с поступлением обращения гражданки, проживающей в квартире N 111 многоквартирного дома N 13Е по улице Волочаевская в городе Омске, должностным лицом административного органа на основании распоряжения от 23.06.2021 N 1332 в отношении ООО "ОЭК" проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой было установлено, в том числе необоснованное снятие с 01.01.2020 с расчетов двухтарифного счетчика Меркурий 200 N 00235136, установленного в спорной квартире 26.03.2004, и осуществление расчета оплаты коммунальной услуги за потребленную электроэнергию с января 2020 года в соответствии с подпунктом "а" пункта 59, пунктом 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Указанные обстоятельства послужили основанием для выдачи предписания от 13.07.2021 N 02-02-47/02, которым на общество возложена обязанность произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу "электроэнергия" за период с 01.01.2020 по 26.03.2020 собственнику жилого помещения N 111 многоквартирного дома N 13Е по улице Волочаевская в городе Омске в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку предписание от 13.07.2021 N 02-02-47/02 в установленный срок исполнено не было, 21.10.2021 инспекцией было выдано предписание N 02-02-47/07, содержащее аналогичные требования.
Возражая против данного предписания, ООО "ОЭК" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии у административного органа правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания и его соответствии требованиям действующего законодательства.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1.1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
На основании пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "а").
В свою очередь, потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "и" пункта 34 Правил N 354).
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (за исключением коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях).
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, жилое помещение N 111, расположенное в многоквартирном доме по адресу: город Омск, улица Волочаевская, 13Е, 26.03.2004 было оборудовано индивидуальным прибором учета электрической энергии (двухтарифный счетчик Меркурий 200 N 00235136), имеющим 16-летний межпроверочный интервал.
Таким образом, принимая во внимание, что межпроверочный интервал спорного прибора учета истекал 26.03.2020, у общества отсутствовали законные основания для снятия данного прибора учета с расчетов и определения платы за электроэнергию в период с 01.01.2020 по 26.03.2020 в соответствии с пунктом 59 Правил N 354.
С учетом изложенного суды сделали обоснованный вывод о наличии у административного органа правовых оснований для выдачи оспариваемого предписания, обязывающего ООО "ОЭК" произвести перерасчет платы за электроэнергию за период с 01.01.2020 по 26.03.2020, и отказали в удовлетворении заявленного требования.
Ссылка подателя кассационной жалобы на выданный мировым судьей судебный приказ о взыскании задолженности по электроэнергии в размере, определенном обществом, отклоняется судом округа как необоснованный, поскольку исполнение указанного судебного акта в добровольном порядке не свидетельствует об отсутствии у потребителя возражений, указанных в статье 129 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также об отсутствии со стороны ООО "ОЭК" нарушений Правил N 354.
При этом выдача оспариваемого предписания в рассматриваемом случае не свидетельствует о преодолении законной силы выданного судебного приказа.
В целом доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают и по существу направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательства, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.02.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 11.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-22698/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, жилое помещение N 111, расположенное в многоквартирном доме по адресу: город Омск, улица Волочаевская, 13Е, 26.03.2004 было оборудовано индивидуальным прибором учета электрической энергии (двухтарифный счетчик Меркурий 200 N 00235136), имеющим 16-летний межпроверочный интервал.
Таким образом, принимая во внимание, что межпроверочный интервал спорного прибора учета истекал 26.03.2020, у общества отсутствовали законные основания для снятия данного прибора учета с расчетов и определения платы за электроэнергию в период с 01.01.2020 по 26.03.2020 в соответствии с пунктом 59 Правил N 354.
...
Ссылка подателя кассационной жалобы на выданный мировым судьей судебный приказ о взыскании задолженности по электроэнергии в размере, определенном обществом, отклоняется судом округа как необоснованный, поскольку исполнение указанного судебного акта в добровольном порядке не свидетельствует об отсутствии у потребителя возражений, указанных в статье 129 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также об отсутствии со стороны ООО "ОЭК" нарушений Правил N 354."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 августа 2022 г. N Ф04-3670/22 по делу N А46-22698/2021