город Омск |
|
11 мая 2022 г. |
Дело N А46-22698/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Котлярова Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Каревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3066/2022) общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Омской области от 16.02.2022 по делу N А46-22698/2021 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" (ОГРН 1145543005442, ИНН 5503248039, адрес: 644042, город Омск, проспект Карла Маркса, дом 41/15) о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Омской области (ОГРН 1135543018511, ИНН 5503242245, адрес: 644007, город Омск, улица Булатова, дом 68) N 02-02-47/07 от 21.10.2021 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" - Аванесовой Натальи Владимировны по доверенности от 12.11.2021 N 119-12/1057;
от Государственной жилищной инспекции Омской области - Кривошеиной Татьяны Александровны по доверенности от 17.12.2021 N 455-ю
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" (далее - заявитель, ООО "ОЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Госжилинспекция Омской области) о признании незаконным и отмене предписания N 02-02-47/07 от 21.10.2021 об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.02.2022 по делу N А46-22698/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ОЭК" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что судебным приказом мирового судьи судебного участка N 79 в Первомайском судебном районе от 03.02.2021 N 2-238-79/2021 с потребителя взыскана задолженность за период с 01.01.2020 по 30.09.2021 в размере 3 329,94 руб. При этом сумма задолженности за период, указанный в предписании, сложилась путем расчета по нормативу. Поскольку указанный судебный приказ вступил в законную силу, проведение перерасчета взысканной судом суммы является неправомерным, соответственно исполнение оспариваемого предписания и приведет к неисполнению судебного приказа.
Госжилинспекцией Омской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель ООО "ОЭК" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Госжилинспекции Омской области возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
В связи с поступлением обращений граждан, проживающих в квартире N 111 многоквартирного дома N 13Е по улице Волочаевская в городе Омске, должностным лицом административного органа на основании распоряжения от 23.06.2021 N 1332 в отношении ООО "ОЭК" проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам проведения указанной проверки Госжилинспекцией Омской области составлен акт проверки N 02-03-47/41 от 13.07.2021, которым зафиксировано, что в указанной квартире 26.03.2004 установлен двухтарифный счетчик Меркурий 200 N00235136 (далее - ИПУ, счетчик) с 16-летним межповерочным интервалом. Соответственно межповерочный интервал счетчика истекал 26.03.2020.
Вместе с тем, ООО "ОЭК" в январе 2020 года снято с расчетов ИПУ и расчет оплаты коммунальной услуги за потребленную электроэнергию по вышеуказанному жилому помещению с января 2020 года произведен в соответствии с пунктом 59а, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее -Правила N 354), в период с 01.01.2020 по 31.03.2020 - исходя из среднемесячного потребления, а далее в соответствии с нормативами потребления утвержденными приказом РЭК Омской области от 15.08.2012 N 136/38.
По состоянию на 01.03.2021 у потребителя образовалась задолженность по оплате за потребленную тепловую энергию в размере 5102,10 руб.
19.04.2021 ООО "ОЭК" произвело приостановление подачи электроснабжения.
В ходе проверки установлено, что отключение электроснабжения указанного жилого помещения произведено без надлежащего уведомления, что повлекло нарушение пунктов 117, 119 Правил N 354.
Кроме того актом зафиксировано, что снятие с расчетов ИПУ N 00235136 с января 2020, а также проведение расчета оплаты коммунальной услуги за потребленную электроэнергию с 01.01.2020 по 26.03.2020 в соответствии с пунктами 59а, 60 Правил N 354 и повлекло нарушение требований пункта 42 Правил N 354.
13.07.2021 Госжилинспекцией Омской области обществу выдано предписание N 02-02-47/02 с требованием в срок до 15.08.2021 устранить допущенные нарушения требований закона, а именно: произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу "электроэнергия" за период с 01.01.2020 по 26.03.2020 собственнику жилого помещения N 111 МКД N 13Е по ул. Волочаевская в г. Омске в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, за нарушение режима обеспечения граждан коммунальной услугой 14.07.2021 должностным лицом Госжилинспекции Омской области в отношении ООО "ОЭК" составлен протокол об административном правонарушении от 14.07.2021 N 4, по результатам рассмотрения которого заинтересованным лицом вынесено постановление N 1-1573/К от 26.07.2021 по делу об административном правонарушении.
При проведении на основании распоряжения от 28.09.2021 N 1963 проверки Госжилинспекцией Омской области установлено неисполнение в установленный срок выданного предписания N 02-02-47/02 от 13.07.2021, результаты проверки зафиксированы в акте проверки N 02-03-47/124.
21.10.2021 Госжилинспекцией Омской области выдано предписание N 02-02-47/07 с требованием в срок до 01.12.2021 устранить допущенные нарушения требований закона аналогичного содержания, позднее срок исполнения такого предписания продлен до 01.03.2022.
Полагая, что предписание не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 16.02.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, до 31.12.2019 гарантирующим поставщиком электрической энергии в Омской области являлось АО "Петербургская сбытовая компания", с 01.01.2020 в соответствии с приказом Минэнерго России от 29.11.2019 N 1300 статус гарантирующего поставщика присвоен ООО "ОЭК". Между ООО "ОЭК" и гражданами, проживающими в квартире N 111 многоквартирного дома N 13Е по улице Волочаевская в городе Омске, заключен публичный договор на предоставление коммунальной услуги (электроснабжение).
Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ) определено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1.1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 указанных Правил).
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В силу подпункта "а" пункта 4 Правил N 354 потребителю предоставляются коммунальных услуги, в том числе холодное водоснабжение, то есть снабжение холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.
Подпунктом "б" пункта 4 Правил N 354 установлено, что потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга по горячему водоснабжению, то есть снабжению горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктами "а", "г" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, а в случае предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
В силу подпункта "а" пункта 117 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены указанными Правилами.
Пунктом 118 установлено, что под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
В силу пункта 119 Правил N 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;
в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" пункта 119 Правил N 354 либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.
В рассматриваемом случае Государственной жилищной инспекцией Омской области при проведении в отношении общества проверки установлено нарушение режима обеспечения граждан коммунальной услугой (электроснабжение), а именно: ООО "ОЭК" 19.04.2021 без надлежащего уведомления потребителя произвело отключение жилого помещения N 111 многоквартирного дома N 13Е по ул. Волочаевская в г. Омске от электроснабжения.
Факт нарушения ООО "ОЭК" вышеизложенных нормативных требований не опровергнут обществом и подтвержден совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе, актом проверки от 13.07.2021 N 02-03-47/41, постановлением N 1-1573/К от 26.07.2021 по делу об административном правонарушении, законность которого подтверждена решением Арбитражного суда Омской области от 22.10.2021, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2022 по делу N А46-14454/2021.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
В предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаях, когда обязанность по установке приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика, сетевую организацию, указанные повышающие коэффициенты не применяются.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении в случаях и за расчетные периоды, указанные в пункте 59 настоящих Правил, определяется исходя из данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил.
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
В рассматриваемом случае в ходе проверки установлено, что ООО "ОЭК" с января 2020 снят с расчетов двухтарифный счетчик Меркурий 200 N 00235136 (с 16-летним межповерочным интервалом), что повлекло за собой необоснованное проведение расчета оплаты коммунальной услуги за потребленную электроэнергию с 01.01.2020 по 26.03.2020 в соответствии с пунктами 59а, 60 Правил N 354, что является нарушением требований пункта 42 Правил N 354.
Поскольку общество допустило нарушение требований действующего жилищного законодательства, у надзорного органа имелись основания для выдачи оспариваемого предписания, которое по форме и содержанию соответствует требованиям действующего законодательства, является исполнимым.
Указание общества на неисполнимость оспариваемого предписания, поскольку судебным приказом мирового судьи судебного участка N 79 в Первомайском судебном районе N 2-238-79/2021 от 03.02.2021 с собственника жилого помещения N 111 МКД N 13Е по ул. Волочаевская в г. Омске взыскана задолженность за потребленный коммунальный ресурс в сумме 3329,94 руб., несостоятельна в силу следующего.
Исходя из анализа статей 229.1 - 229.2 АПК РФ судебный приказ выдается судьей единолично, без вызова сторон, на основании заявления о взыскании денежных сумм по требованиям взыскателя, предусмотренным статьей 229.2 АПК РФ, носящим бесспорный характер.
Как следует из положений соответствующей главы АПК РФ, судебный приказ может быть отменен только лишь на основании того, что другая сторона направила в суд свои возражения. В этом случае судебный приказ подлежит отмене без выяснения причин, при этом суд разъясняет право заявителя на обращение в суд в исковом порядке по общим правилам судопроизводства.
При этом при вынесении судебного приказа не проверяется правильность и основания начисления задолженности за предоставленные услуги. Устанавливается лишь факт неоплаты, выставленной ресурсоснабжающей организацией суммы за предоставленную коммунальную услугу.
Таким образом, названный приказ мог бы быть отменен в случае направления потребителем своих возражений. Причины, по которым такие возражения не направлены, суду не известны.
Вместе с тем в данном случае несогласие потребителя с начисленной суммой задолженности и отключением от коммунальной услуги нашло выражение в жалобе, поданной им в Госжилинспекцию Омской области.
При этом оспариваемое предписание не противоречит закону, отвечает требованиям определенности и законности, содержит конкретные указания о необходимости принятия мер по устранению нарушений требований законодательства и не возлагает на общество дополнительных, не предусмотренных законом обязанностей, которые нарушали бы интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на общество.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 16.02.2022 по делу N А46-22698/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-22698/2021
Истец: ООО "ОМСКАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Печеницына Марина Витальевна