г. Тюмень |
|
8 августа 2022 г. |
Дело N А70-19402/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Киричёк Ю.Н.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Мономах" на решение от 07.02.2022 Арбитражного суда Тюменской области (судья Сидорова О.В.) и постановление от 21.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Котляров Н.Е., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-19402/2021 по заявлению закрытого акционерного общества "Мономах" (625014, город Тюмень, улица Республики, дом 249, 4 этаж, ИНН 7203115338, ОГРН 1027200833989) к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (625004, город Тюмень, улица Володарского, дом 45, ИНН 7202137635, ОГРН 1057200722061; 625000, город Тюмень, улица Советская, дом 61) об оспаривании приказов.
В заседании приняли участие представители:
от закрытого акционерного общества "Мономах" - Федорова Е.С. по доверенности от 06.06.2022;
от Департамента недропользования и экологии Тюменской области - Шведова Н.Г. по доверенности от 30.12.2021.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Мономах" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительными приказов Департамента недропользования и экологии Тюменской области (далее - департамент) от 26.07.2021 N 1021-ОД "Об отказе обществу в согласовании технического проекта" и от 30.06.2021 N 861-ОД "О досрочном прекращении лицензии ТЮМ 86082 ТР общества".
Решением от 07.02.2022 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 21.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, департаментом нарушена процедура принятия решения о досрочном прекращении права пользования недрами; решение об отказе в согласовании технического плана не содержит обоснования отказа.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу выдана лицензия на право пользования недрами от 05.12.20218 N ТЮМ 86082 ТР с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча песка на участке недр местного значения "Пахомовский" (3 км на северо-восток от села Пахомова, Пахомовского сельского поселения в Ишимском районе Тюменской области), сроком действия до 05.12.2028 (далее - лицензия N ТЮМ 86082 ТР).
Составной частью данной лицензии (приложение N 1) являются Условия пользования недрами (далее - Условия пользования недрами), пунктом 3.8 которых (с учетом дополнений от 07.08.2019 N 1, от 17.03.2020 N 3 к лицензии) предусмотрена обязанность владельца лицензии обеспечить подготовку и согласование в установленном законодательством порядке технического проекта разработки участка недр с утвержденными запасами в срок до 05.03.2021.
Установив невыполнение обществом названного пункта Условий пользования недрами, департамент возбудил процедуру досрочного прекращения права пользования недрами, приостановив право пользования недрами (приказы от 15.03.2021 N 336-ОД, N 337-ОД), и направил ему уведомление от 15.03.2021 N 2735/21 о необходимости устранения нарушений существенных условий лицензии в течение трех месяцев со дня его получения.
Общество 25.05.2021 представило в департамент на согласование технический проект "Разработка и рекультивация участка недр местного значения "Пахомовский" в Ишимском районе Тюменской области".
Приказом департамента от 23.06.2021 N 821-ОД в согласовании указанного технического проекта было отказано.
Общество 28.06.2021 повторно представило в департамент на согласование технический проект разработки лицензионного участка.
Ссылаясь на не устранение обществом нарушений существенных условий лицензии в установленный срок, департамент приказом от 30.06.2021 N 861-ОД досрочно прекратил его право пользования недрами по лицензии N ТЮМ 86082 ТР и приказом от 26.07.2021 N 1021-ОД отказал в согласовании технического проекта в связи с несоответствием требований к составу и содержанию проектной документации.
Не согласившись с приказами департамента от 30.06.2021 и от 26.07.2021, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии оспариваемых актов действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно статье 11, пункту 10 части второй статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период, - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрам; пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции.
Статьей 23.2 Закона о недрах предусмотрено, что разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, действовавшим в спорный период, утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение N 118).
Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья утверждены приказом Минприроды России от 25.06.2010 N 218 (далее - Требования N 218).
Исходя из пунктов 3, 5 Положения N 118 подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации, на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах. Документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Основанием для принятия комиссией или уполномоченным органом решения об отказе в согласовании проектной документации является, в том числе несоответствие проектной документации требованиям к составу и содержанию проектной документации, предусмотренным пунктами 12 и 13 названного Положения (подпункт "в" пункта 21 Положения N 118).
В соответствии с пунктом 12 Положения N 118 в проектную документацию включаются: а) мероприятия по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами; б) мероприятия по рациональному использованию и охране недр;
в) мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами; г) информация о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель.
В силу пункта 2 части второй статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
При этом решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения (часть четвертая статьи 21 Закона о недрах).
Согласно пунктам 1.1, 2.2.17, 2.2.22, 2.2.27 Положения о Департаменте недропользования и экологиии Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 13.06.2005 N 73-п, департамент является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, к полномочиям которого относятся осуществление оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения; согласование проектной документации по участкам недр местного значения (технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых); принятие решений о досрочном прекращении права пользования участками недр местного значения, приостановлении осуществления права пользования участками недр местного значения или об ограничении права пользования участками недр местного значения.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество в срок до 05.03.2021 не выполнило возложенную на него пунктом 3.8 Условий пользования недрами обязанность по обеспечению подготовки и согласования технического проекта разработки участка недр (несмотря на неоднократное продление срока); по Условиям пользования недрами данное требование является существенным условием лицензии N ТЮМ 86082 ТР; уведомление департамента от 15.03.2021 об устранении допущенных нарушений было получено обществом 24.03.2021 (согласно информации с сайта Почты России); в трехмесячный срок (до 24.06.2021) допущенное нарушение не устранено (представленный обществом 25.05.2021 технический проект не получил согласование департамента по причине его несоответствия требованиям, предусмотренным пунктом "в" пункта 12 Положения N 118); комиссией по рассмотрению вопросов изменения участков недр местного значения, о приостановлении, ограничении, прекращении, досрочном прекращении и восстановлении права пользования недрами, утвержденной приказом департамента от 09.12.2020 N 1401-ОД принято рекомендательное решение о досрочном прекращении права пользования недрами общества по лицензии N ТЮМ 86082 ТР (протокол заседания комиссии от 28.06.2021 N 16Л-21).
Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, объективно препятствующих обществу надлежащим образом исполнить обязательства в сфере недропользования, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного является верным вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии у департамента правовых оснований для досрочного прекращения права пользования обществом недрами в соответствии с лицензией N ТЮМ 86082 ТР на основании приказа от 30.06.2021 N 861-ОД.
Вопреки позиции общества факт повторного представления им 28.06.2021 в департамент доработанного технического проекта разработки месторождения не являлся препятствием для вынесения оспариваемого приказа, поскольку не свидетельствует об устранении допущенного нарушения (в департаменте отсутствовал надлежащим образом подготовленный и получивший необходимое согласование технический проект как в срок установленный уведомлением - до 24.06.2021, так и на момент принятия приказа - 30.06.2021). Иной подход может повлечь необоснованное продление недропользователю сроков устранения условий лицензий, предоставление ему возможности злоупотребления своими правами и создание препятствий уполномоченному органу в реализации его функций в сфере отношений недропользования.
Кроме того, судами установлено, что указанный технический проект также не соответствовал подпункту "в" пункта 12 Положения N 118.
Согласно пункту 11.2.5 раздела 3 Требований N 218 в проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых включается информация об охране растительного и животного мира.
Статьей 60 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания (пункт 1).
В силу пункта 3.3 Условий пользования недрами на владельца лицензии возложена обязанность по проведению оценки территории на предмет наличия редких видов растений, животных и других организмов непосредственного в границах земельного (лесного) участка, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Между тем в представленной обществом 28.06.2021 проектной документации не были устранены ранее выявленные нарушения в части полноты и достоверности приложенного отчета по научно-исследовательской работе, отраженные в приказе департамента от 23.06.2021 N 821-ОД. Доводы общества о том, что указанные нарушения могли быть устранены лишь осенью 2021 года не опровергают вывод департамента о несоответствии указанного технического проекта подпункту "в" пункта 12 Положения N 118 на момент вынесения приказа от 26.07.2021 N 1021-ОД.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований о признании недействительными оспариваемых приказов департамента.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.02.2022 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 21.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-19402/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 60 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания (пункт 1).
В силу пункта 3.3 Условий пользования недрами на владельца лицензии возложена обязанность по проведению оценки территории на предмет наличия редких видов растений, животных и других организмов непосредственного в границах земельного (лесного) участка, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Между тем в представленной обществом 28.06.2021 проектной документации не были устранены ранее выявленные нарушения в части полноты и достоверности приложенного отчета по научно-исследовательской работе, отраженные в приказе департамента от 23.06.2021 N 821-ОД. Доводы общества о том, что указанные нарушения могли быть устранены лишь осенью 2021 года не опровергают вывод департамента о несоответствии указанного технического проекта подпункту "в" пункта 12 Положения N 118 на момент вынесения приказа от 26.07.2021 N 1021-ОД."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 августа 2022 г. N Ф04-3852/22 по делу N А70-19402/2021