г. Тюмень |
|
9 августа 2022 г. |
Дело N А45-20938/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Малышевой И.А.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации рабочего поселка Кольцово на решение от 14.02.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Пахомова Ю.А.) и постановление от 02.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу N А45-20938/2021 по заявлению Администрации рабочего поселка Кольцово (ОГРН 1035404348660, ИНН 5433107553) к Управлению Федерального казначейства по Новосибирской области (ИНН 5406105211, ОГРН 1025402464493) о признании недействительным представления.
При участии третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Проспект" (ОГРН 1025404349398, ИНН 5433126637).
Суд установил:
администрация рабочего поселка Кольцово (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Новосибирской области (далее - Управление) о признании недействительным представления от 21.06.2021 N 51-20-19/10-6309.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Проспект" (далее - ООО "Проспект").
Решением от 14.02.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 02.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена плановая проверка соблюдения Администрацией целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда".
По результатам проверки Управлением составлен акт выездной проверки от 07.05.2021 и протокол от 14.05.2021 N 51-20-21/2021-6638 о привлечении к административной ответственности Главы рабочего поселка Кольцово Красникова Николая Григорьевича по статье 15.15.10 Кодекса об административных правонарушениях.
21.06.2021 Управлением вынесено представление N 51-20-19/10-6309 с требованием принять меры по устранению причин и условий отраженных в нем нарушений в срок не позднее 30 календарных дней со дня его получения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 1, 34, 265, 269.2, 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, пришли к выводу о том, что представление Управления соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов первой и апелляционной инстанций, исходит из норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
Как следует из материалов дела, одним из оснований для вынесения оспариваемого представления послужил вывод Управления о несоблюдении Администрацией принципа эффективности использования бюджетных средств, что выразилось в необеспечении достижения результата с использованием объема средств федерального бюджета в размере 2 827 200 руб., а именно: не обеспечено освещение дворовой территории при благоустройстве дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Центральная, дом 10, р.п. Кольцово (пункт 1 представления).
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком: нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию; нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета; нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов.
В статье 34 БК РФ установлено, что одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Судами установлено, что 22.01.2020 между Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области и Администрацией заключено соглашение о предоставлении субсидии на реализацию программ формирования современной городской среды подпрограммы "Благоустройство территорий населенных пунктов" государственной программы Новосибирской области "Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области" (благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов населенных пунктов Новосибирской области) N 50740000-1-2020-001 (далее - Соглашение от 22.01.2020 N 50740000-1-2020-001).
Пунктом 4.3.21 Соглашения от 22.01.2020 N 50740000-1-2020-001 предусмотрено, что Администрация обязуется обеспечить благоустройство всех дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния), исходя из минимального и дополнительного перечней работ по благоустройству дворовых территорий (ремонт проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка урн, скамеек и др.), нуждающихся в благоустройстве.
Названное соглашение заключено в рамках реализации федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда" в части реализации программ формирования современной городской среды подпрограммы "Благоустройство территорий населенных пунктов" государственной программы Новосибирской области "Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирской области", утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 16.02.2015 N 66-п (далее - Государственная программа N 66-п).
Согласно подпункту 1 пункта 1 подраздела "Система основных мероприятий государственной программы, реализуемых с 2019 года" раздела 4 "Характеристика мероприятий программы" Подпрограммы "Благоустройство территорий населенных пунктов" Государственной программы N 66-п при благоустройстве придомовых территорий, нуждающихся в благоустройстве (с учетом их физического состояния), необходимо обеспечить выполнение работ исходя из минимального перечня работ по благоустройству.
Минимальный перечень видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов включает в себя: ремонт дворовых проездов, обеспечение освещения дворовых территорий, установка малых форм (урн, скамеек) (раздела 2 "Характеристика сферы действия подпрограммы" Подпрограммы "Благоустройство территорий населенных пунктов" Государственной программы N 66-п).
В результате проведения мероприятия дворовая территория многоквартирных домов населенных пунктов Новосибирской области должна иметь освещение, малые архитектурные формы в виде скамеек, урн, отремонтированные дворовые проезды, а также не менее одного оборудованного места для проведения досуга и отдыха разными группами населения (спортивные площадки, детские площадки, иное оборудование) (подраздел "Система основных мероприятий государственной программы, реализуемых с 2019 года" раздела 4 "Характеристика мероприятий программы" Подпрограммы "Благоустройство территорий населенных пунктов" Государственной программы N 66-п).
Постановлением Администрации рабочего поселка Кольцово от 27.12.2017 N 1162 утверждена муниципальная программа "Формирование современной городской среды на территории рабочею поселка Кольцово" (далее - Муниципальная программа N 1162), которой также установлен минимальный перечень работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, включающий в себя ремонт дворовых проездов, обеспечение освещении дворовых территорий, установку скамеек, установку урн для мусора.
Пунктом 4.3.3 Правил благоустройства территории р.п. Кольцово, утвержденных решением 30 сессии Совета депутатов р.п. Кольцово от 19.12.2012 N 69, предусмотрено, что обязательный перечень элементов благоустройства на территории участка жилой застройки коллективного пользования включает: твердые виды покрытия проезда, различные виды покрытия площадок (подраздел 2.12 настоящих Правил), элементы сопряжения поверхностей, оборудование площадок, озеленение, осветительное оборудование.
Поименованные выше Государственная программа N 66-п и Муниципальная программ N 1162, как установлено судами, содержат исчерпывающий перечень минимальных работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов и не предусматривают изменений/исключений работ из данного перечня по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов.
Вместе с тем из анализа технического задания на выполнение работ по объекту "Благоустройство дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по ул. Центральная дом N 10 в рабочем поселке Кольцово Новосибирской области" (Приложение N I к договору подряда от 20.05.2020 N 20-05-2020), локального сметного расчета N 05-01-01 (Приложение N 2 к договору подряда от 20.05.2020 N 20-05-2020) следует, что работы по освещению дворовой территории договором подряда не предусмотрены.
Кроме того, в ходе выездной проверки Управлением проведен осмотр (наблюдение) объекта благоустройства дворовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Центральная, д. N 10, р.п. Кольцово, по результатам которого установлено фактическое отсутствие освещения дворовой территории, что также подтверждается представленными в материалы дела фотографическими снимками.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание, что обязанность Администрации обеспечить благоустройство всех дворовых территорий, нуждающихся в благоустройстве, в том числе путем обеспечение освещении дворовых территорий предусмотрена Соглашением от 22.01.2020 N 50740000-1-2020-001, вид работ "обеспечение освещении дворовых территорий" входит в перечень минимальных работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, установленный Государственной программой N 66-п и Муниципальной программой N 1162, учитывая, что работы по освещению дворовых территорий заявителем выполнены не были, что последним не оспаривается, пришли к выводам о доказанности факта нарушения заявителем норм бюджетного законодательства и несоблюдении им принципа эффективности использования бюджетных средств.
Приведенные Администрацией ссылки на паспорт благоустройства дворовой территории от 10.12.2019, протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по ул. Центральная дом N 10 в р.п. Кольцово, подтверждающие отсутствие необходимости в проведении работ по освещению дворовой территории, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая оценка.
Наличие осветительных приборов в количестве 6 штук (4 плафона "таблетка" над каждым подъездом, 2 светильника "кобра" над 2, 3 подъездом), вопреки доводам заявителя, не свидетельствуют о достаточной освещенности территории.
Доводы Администрации о том, что право выбора работ в рамках минимального перечня работ по благоустройству дворовых территорий отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирных домов, отклонены судами как несостоятельные и противоречащие Государственной программе N 66-п и Муниципальной программе N 1162.
В пункте 2 оспариваемого представления указано на нарушение заявителем статей 161, 162, 219 БК РФ, выразившееся в принятии бюджетных обязательств, подлежащих оплате, в том числе за счет средств федерального бюджета, в размере, превышающем доведенные лимиты бюджетных обязательств, на сумму 7 207 649,97 руб. (за счет средств федерального бюджета - 6 573 376,77 руб.).
В силу положений статьи 6 БК РФ бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
На основании пункта 2 статьи 161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Пунктом 5 статьи 161 БК РФ предусмотрено, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (первый абзац названного пункта).
В соответствии со статьей 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает, в том числе полномочиями по принятию и исполнению в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 26.10.2008 N 02-03-0/3290 в соответствии с положениями пункта 2 статьи 72 и статьи 219 БК РФ для принятия новых обязательств (заключения новых государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами (далее - госконтракт (договор) или для исполнения (оплаты) ранее принятых обязательств по ранее заключенным госконтрактам (договорам) получателю бюджетных средств доводятся лимиты бюджетных обязательств.
Таким образом, получатель средств федерального бюджета, начиная с 2008 года, вправе заключать в установленном порядке госконтракт (договор) на срок, выходящий за пределы финансового года, в соответствии с доведенными до него лимитами бюджетных обязательств.
Положениями пункта 3 статьи 72 БК РФ установлены исключения из указанной нормы, когда госконтракты (договора) могут заключаться получателем бюджетных средств с превышением доведенных лимитов бюджетных обязательств в случае, если: предметом государственного контракта являются поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации; выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более трех лет.
В силу пункта 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
В соответствии со статьей 242 БК РФ бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
Таким образом, бюджетное законодательство по общему правилу не позволяет принимать бюджетные обязательства сверх доведенных лимитов.
Судами установлено, что 06.05.2020 между Администрацией и ООО "Проспект" заключен муниципальный контракт N 06/20 на выполнение работ по строительству объекта: "НСО, р.п. Кольцово. Пешеходная зона между проспектом Академика Сандахчиева и микрорайонами IV, IVa, V" на сумму 34 630 849,97 руб. сроком действия до 30.01.2021 (далее - Контракт).
Пунктом 3.4 Контракта предусмотрено, что срок окончания выполнения работ, до истечения которого должен быть передан результат работ, - до 13.12.2020.
Принятые бюджетные обязательства в сумме 34 630 849,97 руб. отражены в карточке счета 502.11 "Принятые бюджетные обязательства по текущему финансовому году" за 2020 год.
Уведомлением N 15 от 06.05.2020 "Об изменении лимитов бюджетных обязательств бюджета рабочего поселка Кольцово на 2020 финансовый год и плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - уведомление N 15) Администрации доведены лимиты бюджетных обязательств ни 2020 год по КБК 0503 830F255552 в сумме 27 423 200 руб.
По данным отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств N 03513020280 на 01.05.2020 остатков средств лимитов бюджетных обязательств по КБК 0503 830F255552 в 2020 текущем финансовом году не числилось.
31.12.2020 между заявителем и ООО "Проспект" подписано соглашение о расторжении муниципального контракта от 06.05.2020 N 06/20, из которого следует, что Администрацией на момент подписания названного соглашения приняты и оплачены работы на сумму 34 446 077,15 руб.
С учетом изложенных выше норм права и установленных фактических обстоятельств суды, принимая во внимание, что материалами дела подтверждается факт принятия Администрацией в 2020 году бюджетных обязательств на сумму 34 630 849,97 руб., что превышает доведенные лимиты бюджетных обязательств на 7 207 649,97 руб., пришли к верному выводу о законности оспариваемого представления в указанной части.
Доводы заявителя со ссылкой на письмо Минфина РФ от 26.10.2008 N 02-03-0/3290 о том, что им не допущено превышение лимитов бюджетных средств при заключении Контракта, поскольку цена Контракта в сумме 34 630 849,97 руб. указана в пункте 2.1 как общая сумма двух лет (2020 год - 27 368 422 руб., 2021 год - 7 262 427,97 руб.), при этом на момент заключения Контракта лимиты бюджетных обязательств планового периода 2021 года были доведены в размере 7 207 649,97 руб., подлежат отклонению как противоречащие материалам дела.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в Контракте распределение лимитов бюджетных обязательств на плановый период по КБК 0503830F2555552 отсутствует, а именно: 27 423 200 руб. - лимит 2020 года, 7 207 649,97 руб. - лимит 2021 года.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, установленным по делу обстоятельствам не противоречат.
Несогласие Администрации с выраженной судами первой и апелляционной инстанций оценкой представленным доказательствам и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию заявителя по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых решения и постановления судов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.02.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 02.06.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-20938/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
В соответствии со статьей 242 БК РФ бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
...
Доводы заявителя со ссылкой на письмо Минфина РФ от 26.10.2008 N 02-03-0/3290 о том, что им не допущено превышение лимитов бюджетных средств при заключении Контракта, поскольку цена Контракта в сумме 34 630 849,97 руб. указана в пункте 2.1 как общая сумма двух лет (2020 год - 27 368 422 руб., 2021 год - 7 262 427,97 руб.), при этом на момент заключения Контракта лимиты бюджетных обязательств планового периода 2021 года были доведены в размере 7 207 649,97 руб., подлежат отклонению как противоречащие материалам дела."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 августа 2022 г. N Ф04-4302/22 по делу N А45-20938/2021