г. Тюмень |
|
16 августа 2022 г. |
Дело N А75-20335/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 августа 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дерхо Д.С.,
судей Зиновьевой Т.А.,
Севастьяновой М.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации городского поселения Излучинск на решение от 04.02.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Голубева Е.А.) и постановление от 15.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Воронов Т.А., Краецкая Е.Б., Сидоренко О.А.) по делу N А75-20335/2020 по иску акционерного общества "Нижневартовская ГРЭС" (628634, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, поселок городского типа Излучинск, микрорайон Нижневартовская ГРЭС, промзона, ИНН 8620018330, ОГРН 1078603011321) к администрации городского поселения Излучинск (628634, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, район Нижневартовский, поселок городского типа Излучинск, улица Энергетиков, дом 6, ИНН 8620016710, ОГРН 1068603001202) о признании незаконным бездействия об обязании заключить дополнительные соглашения к договорам аренды земельных участков.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация Нижневартовского района, Каримова Назира Нигматулловна, общество с ограниченной ответственностью "Гидроспецмонтаж", бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Излучинский дом-интернат", общество с ограниченной ответственностью "Нефтьэнергопродукт", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Суд установил:
акционерное общество "Нижневартовская ГРЭС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к администрации городского поселения Излучинск (далее - администрация) об урегулировании разногласий, возникших при заключении дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков на землях населенных пунктов от 29.05.2008 N 2507 и N 2510 (далее - договоры аренды N 2507 и N 2510).
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе исполнения договоров аренды N 2507 и N 2510 исходные земельные участки с согласия арендодателя разделены на части, некоторые из которых расположены под объектами недвижимости иных лиц либо фактически не заняты, поскольку по ним проходят подземные коммуникации, что предполагает необходимость корректировки условий о предмете аренды. При этом администрация в добровольном внесудебном порядке заключила с обществом самостоятельные договоры аренды в отношении части образованных путем раздела земельных участков, но необоснованно отказывает в исключении из договоров указаний на исходные земельные участки, а также в определении в качестве предмета аренды исключительно тех земельных участков, которые необходимы для эксплуатации принадлежащих обществу объектов недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация Нижневартовского района (далее - администрация района); Каримова Назира Нигматулловна (далее - Каримова Н.Н.), общество с ограниченной ответственностью "Гидроспецмонтаж" (далее - общество "Гидроспецмонтаж"), бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Излучинский дом-интернат" (далее - учреждение), общество с ограниченной ответственностью "Нефтьэнергопродукт" (далее - общество "Нефтьэнергопродукт"), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Росреестр).
Решением от 04.02.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с учетом определения об исправлении опечатки от 16.02.2022, оставленным без изменения постановлением от 15.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены; на администрацию возложена обязанность заключить с обществом дополнительные соглашения о внесении изменений в договоры аренды N 2507 и N 2510 в предложенной обществом редакции.
Администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение, постановление арбитражных судов первой и апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы приведены следующие доводы: раздел земельных участков не предполагает автоматического прекращения существования арендных отношений; договоры аренды, заключенные в отношении исходных земельных участков, продолжают свое действие и распространяются на вновь образованные земельные участки; учитывая, что срок действия договоров аренды не истек, требования истца о понуждении заключить дополнительные соглашения к ним являются необоснованными; в связи с тем, что на вновь образованные земельные участки не зарегистрированы права аренды, исходные земельные участки с кадастровыми номерами 86:04:0000018:202, 86:04:00000018:205, 86:04:00000018:237 не прекратили свое существование с момента образования новых земельных участков, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) имеют статус ранее учтенных земельных участков и обременены арендой; на земельных участках с кадастровыми номерами 86:04:0000018:9610, 86:04:0000018:9605, 86:04:0000018:9608 расположены подземные сети, принадлежащие истцу.
Общество представило в суд округа отзыв, в котором просит решение суда и постановление апелляционной коллегии оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба согласно части 3 статьи 284 АПК РФ, рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения и постановления.
Судами установлено и следует из материалов дела, что общество владеет на праве собственности объектами недвижимости (здания и сооружения), расположенными в границах поселка городского типа Излучинск, указанные объекты общества расположены на земельных участках, принадлежащих обществу как на праве собственности, так и на праве аренды.
Администрацией района на основании постановления от 18.04.2008 N 394 обществу предоставлены в аренду на 15 лет ряд земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, под размещение объектов недвижимости, принадлежащих обществу.
В соответствии с указанным постановлением между администрацией района и обществом 29.05.2008 заключены договоры аренды земельных участков: N 2507, предусматривающий аренду земельных участков с кадастровыми номерами 86:04:0000018:202, 86:04:0000018:204, 86:04:0000018:205, сроком действия до 18.04.2023; N 2510, предусматривающий аренду земельных участков с кадастровыми номерами 86:04:0000018:913, 86:04:0000018:228, 86:04:0000018:233, 86:04:0000018:375, 86:04:0000018:237, сроком действия договора до 18.04.2023.
С целью оптимизации землепользования, а именно выделения неиспользуемых обществом частей земельных участков, выделения частей земельных участков под объектами недвижимости, не принадлежащими обществу на праве собственности, и выделения частей участков под непрофильными объектами недвижимости, подлежащими последующей реализации, в 2017 году обществом инициировано проведение кадастровых работ по разделу следующих земельных участков:
- с кадастровым номером 86:04:0000018:202, площадью 149 032 кв. м (предоставлен под общестроительную базу на основании договора N 2507);
- с кадастровым номером 86:04:0000018:205, площадью 109 726 кв. м (предоставлен под базу УПТК на основании договора N 2507);
- с кадастровым номером 86:04:0000018:237, площадью 14 010 кв. м (предоставлен под газоснабжение котельной жилого поселка (газопровод) на основании договора N 2510).
Обществом подготовлены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образованных из земельных участков с кадастровыми номерами 86:04:0000018:202, 86:04:0000018:205, 86:04:0000018:237.
По итогам рассмотрения предоставленных обществом материалов схемы расположения образованных земельных участков на кадастровом плане территории утверждены постановлениями администрации от 08.12.2017 N 723, от 14.12.2017 N 738 и от 14.12.2017 N739.
На основании межевых планов в результате раздела земельных участков с кадастровыми номерами 86:04:0000018:202, 86:04:0000018:205, 86:04:0000018:237 образовано 14 новых земельных участка, которые в декабре 2017 года поставлены на учет в государственном кадастре недвижимости, в том числе: с кадастровым номером 86:04:0000018:9602, площадью 29 381 кв. м, разрешенное использование - энергетика;
с кадастровым номером 86:04:0000018:9603, площадью 2 420 кв. м, разрешенное использование - энергетика; с кадастровым номером 86:04:0000018:9604, площадью 8 430 кв. м, разрешенное использование - энергетика; с кадастровым номером 86:04:0000018:9605, площадью 18 534 кв. м, разрешенное использование - энергетика;
с кадастровым номером 86:04:0000018:9606, площадью 1 936 кв. м, разрешенное использование - энергетика; с кадастровым номером 86:04:0000018:9607, площадью 7 881 кв. м, разрешенное использование - энергетика; с кадастровым номером 86:04:0000018:9608, площадью 36 979 кв. м, разрешенное использование - энергетика;
с кадастровым номером 86:04:0000018:9609, площадью 1 829 кв. м, разрешенное использование - энергетика; с кадастровым номером 86:04:0000018:9610, площадью 41 642 кв. м, разрешенное использование - энергетика; с кадастровым номером 86:04:0000018:9611, площадью 13 004 кв. м, разрешенное использование - коммунальное обслуживание; с кадастровым номером 86:04:0000018:9612, площадью 155 кв. м, разрешенное использование - коммунальное обслуживание; с кадастровым номером 86:04:0000018:9613, площадью 851 кв.м, разрешенное использование - коммунальное обслуживание; с кадастровым номером 86:04:0000018:9614, площадью 1 710 кв.м, разрешенное использование - энергетика; с кадастровым номером 86:04:0000018:9615, площадью 108 016 кв.м, разрешенное использование - энергетика.
В январе 2018 года в адрес администрации обществом направлены заявления на предоставление в аренду с 12.01.2018 земельных участков с кадастровыми номерами 86:04:0000018:9602, 86:04:0000018:9603, 86:04:0000018:9604, 86:04:0000018:9607, 86:04:0000018:9609, 86:04:0000018:9612, 86:04:0000018:9613, 86:04:0000018:9615, образованных путем раздела земельных участков с кадастровыми номерами 86:04:0000018:202, 86:04:0000018:205 и 86:04:0000018:237 (8 из 14 вновь образованных).
Администрацией подготовлены и направлены в адрес общества договоры аренды земельных участков от 12.01.2018 N 41/ЮЛ, от 12.01.2018 N 44/ЮЛ, от 12.01.2018 N 45/ЮЛ, от 12.01.2018 N 47/ЮЛ, от 12.01.2018 N 48/ЮЛ, от 12.01.2018 51/ЮЛ, от 12.01.2018 N 52/ЮЛ и от 12.01.2018 N 53/ЮЛ (далее - договоры аренды от 12.01.2018).
В отношении 6 земельных участков (с кадастровыми номерами 86:04:0000018:9605, 86:04:0000018:9606, 86:04:0000018:9608, 86:04:0000018:9610, 86:04:0000018:9611, 86:04:0000018:9614) общество оснований для оформления (продолжения) арендных отношений не усмотрело, указав, в том числе, что:
- на земельных участках с кадастровыми номерами 86:04:0000018:9606 и 86:04:0000018:9614 расположено здание "Стоянка и зарядная погрузчиков", право собственности на которое зарегистрировано за обществом "Гидроспецмонтаж" (запись о государственной регистрации права от 28.10.2016 N 86-86/002-86/002/037/2016-916/2);
- на земельном участке с кадастровым номером 86:04:0000018:9608 расположено сооружение "Сети видеонаблюдения", находящееся в государственной собственности (запись о государственной регистрации права от 18.02.2015 N 86-86/001-86/001/005/2015-536/2) и переданное в оперативное управление учреждению (запись о государственной регистрации права от 07.04.2015 N 86-86/001-86/002/006/2015-486/1);
- на земельном участке с кадастровым номером 86:04:0000018:9611 сооружение "ВЛ 6 кВ от ПС 110/35/6 на ТП 12,13", находящееся в муниципальной собственности (запись о государственной регистрации права от 19.05.2014 N 86-86-02/024/2014-339);
- на земельном участке с кадастровым номером 86:04:0000018:9610 здание "Бокс", площадью 2 254,6 кв. м, эксплуатируемое обществом с ограниченной ответственностью "Кама-Нефть" (далее - общество "Кама-Нефть") в отсутствие государственной регистрации права собственности.
- на земельных участках с кадастровыми номерами 86:04:0000018:9610, 86:04:0000018:9605, 86:04:0000018:9608 расположены объекты общества, включенные в Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Перечень);
- с целью размещения объектов имущества общества, указанных в Перечне видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, обществом направлены соответствующие заявления в адрес администрации от 28.09.2020 N 16/3223, 16/3225, 16/3226.
С учетом состоявшегося раздела исходных земельных участков, содержания договоров аренды от 12.01.2018, направленных на оформление арендных отношений по части вновь образованных земельных участков, отсутствия оснований и заинтересованности в аренде 6 земельных участков (с кадастровыми номерами 86:04:0000018:9605, 86:04:0000018:9606, 86:04:0000018:9608, 86:04:0000018:9610, 86:04:0000018:9611, 86:04:0000018:9614), общество обратилось к администрации с заявлениями от 12.03.2018 N 16/709, от 21.08.2018 N 16/2684, от 22.07.2019 N 16/2411 о заключении дополнительных соглашений к договорам аренды N 2507 и N 2510 с целью актуализации предмета аренды, в том числе исключения исходных земельных участков с кадастровыми номерами 86:04:0000018:202, 86:04:0000018:205 и 86:04:0000018:237, раздел которых произведен по итогам проведения кадастровых работ.
Отказ администрации от урегулирования разногласий по редакции дополнительных соглашений к договорам аренды N 2507 и N 2510 во внесудебном порядке послужил основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения требований истца, администрация в ходе производства по делу настаивала на ином содержании дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков N 2507 и N 2510 (в частности, в редакции, приложенной к письменным пояснениям от 27.10.2021), предполагающем, в частности, включение в предмет аренды земельных участков с кадастровыми номерами 86:04:0000018:9605, 86:04:0000018:9606, 86:04:0000018:9608.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 450, 451, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 11.4, 11.8, 39.6, 39.20, 112 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), разъяснениями, изложенными в письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации от 11.12.2018 N 14-12405-ГЕ/18, правовыми позициями, содержащимися в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013 N 1617-О, от 23.06.2016 N 1289-О, от 29.09.2016 N 1958-О, установив, что спорные земельные участки, ранее предоставленные обществу в аренду по договорам аренды N 2507 и N 2510 (с кадастровыми номерами 86:04:0000018:202, 86:04:0000018:205 и 86:04:0000018:237) прекратили свое существование в связи с их разделом в установленном законом порядке на несколько других земельных участков, приняв во внимание заключение сторонами договоров аренды от 12.01.2018 в отношении части вновь образованных земельных участков (с кадастровыми номерами 86:04:0000018:9602, 86:04:0000018:9603, 86:04:0000018:9604, 86:04:0000018:9607, 86:04:0000018:9609, 86:04:0000018:9612, 86:04:0000018:9613, 86:04:0000018:9615), исследовав юридическую судьбу оставшихся земельных участков (с кадастровыми номерами 86:04:0000018:9605, 86:04:0000018:9606, 86:04:0000018:9608, 86:04:0000018:9610, 86:04:0000018:9611, 86:04:0000018:9614), в том числе, применительно к составу и принадлежности расположенного на них имущества, обстоятельствам их использования, констатировав неактуальность предмета аренды, сформулированного в начальной редакции договоров аренды N 2507 и N 2510 (учитывая раздел исходных земельных участков, образование новых земельных участков, предоставление части из них обществу по договорам аренды от 12.01.2018), рассмотрев по существу возникшие между сторонами разногласия относительно предмета дополнительных соглашений к договорам аренды N 2507 и N 2510 с учетом обстоятельств наличия на некоторых вновь образованных земельных участках объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам, а также объектов, размещение которых в соответствии с Перечнем может осуществляться без предоставления в аренду, суды двух инстанций пришли к мотивированным выводам о наличии правовых и фактических оснований для определения спорных договорных условий в редакции истца.
По существу спор разрешен судами правильно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса (заключение договора в обязательном порядке) либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Такое правило применительно к пункту 1 статьи 452 ГК РФ распространяется и на случаи заключения дополнительного соглашения к договору.
Как разъяснено в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", на рассмотрение суда могут быть переданы разногласия, возникшие в ходе заключения договора, при наличии обязанности заключить договор или соглашения сторон о передаче разногласий на рассмотрение суда. Такой спор подлежит рассмотрению в том же порядке, что и спор о понуждении к заключению договора (пункт 1 статьи 446 ГК РФ).
Поэтому, когда заинтересованная сторона передала разногласия на рассмотрение суда, а другая сторона не возразила против этого, а также в случаях, когда для одной из сторон спора его заключение является обязательным, суд в целях достижения задач судопроизводства в арбитражных судах, установленных статьей 2 АПК РФ, защиты обратившегося лица, внесения определенности в правоотношения сторон и установления условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке, рассматривает такое исковое заявление по существу.
Разрешение судом спора сторон при возникновении разногласий по конкретным условиям договора имеет своей целью внесение определенности в правоотношения сторон и установление условий договора в соответствии с требованиями действующего законодательства (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 11657/11).
Учитывая конкретные обстоятельства настоящего спора, а именно: взаимную волю сторон (арендатора и представителя собственника) на раздел исходных земельных участков; внесудебное заключение сторонами договоров аренды от 12.01.2018 в отношении части вновь образованных земельных участков; возникновение между обществом и администрацией спора относительно корректировки предмета изначально заключенных договоров аренды N 2507 и N 2510; передачу обществом этого спора на разрешение в судебном порядке; содержание возражений органа местного самоуправления, предлагавшего суду собственную редакцию дополнительных соглашений; существование явной правовой неопределенности в вопросе состава арендуемого имущества, суды правомерно усмотрели основания для разрешения такого спора по существу путем урегулирования соответствующих разногласий.
Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах").
Пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ определено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Подпунктом 1 пункта 6 статьи 11.4 ЗК РФ предусмотрено, что при разделе земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением земельного участка, раздел которого осуществлен, в измененных границах в случае, если такой земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 4 статьи 11.8 ЗК РФ в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
По общему правилу, трансформация земельного участка, находящегося в аренде (путем его раздела или выдела из него одного или нескольких земельных участков), дает арендатору право либо на заключение с ним договоров аренды в отношении образуемых и измененных земельных участков, либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков на основании пункта 4 статьи 11.8 ЗК РФ.
Вместе с тем, не исключены ситуации, когда заключению таких договоров в отношении вновь образованных земельных участков либо внесению технических по своему характеру изменений в ранее заключенные договоры аренды препятствует наличие нормативно установленных ограничений и запретов. Одним из них является предусмотренный земельным (подпункт 5 пункта 1 статьи 1, пункт 1 статьи 35 ЗК РФ) и гражданским (пункт 2 статьи 271, пункт 3 статьи 552 ГК РФ) законодательством принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Поэтому в случае, если начальный договор аренды не учитывал исключительное право собственника какого-либо объекта на приобретение земельного участка для его эксплуатации в собственность или аренду, то при переоформлении арендных отношений после раздела исходного земельного участка первоначальный арендатор не может быть принужден к сохранению аренды в отношении того вновь образованного участка, который расположен под чужим зданием (строением, сооружением).
Также мыслима ситуация, в которой при переоформлении права аренды на земельные участки, образованные в результате раздела, стороны прекращают первоначальную договорную связь полностью или в части и вступают в новые отношения лишь по некоторым из таких участков.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Оценив все предоставленные в материалы дела документы в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, проанализировав последовательность и хронологию совершения сторонами юридически значимых действий по оформлению арендных отношений и их трансформации, исследовав начальное содержание договоров аренды N 2507 и N 2510, установив факт последующего раздела исходных земельных участков по взаимной воле общества (арендатора) и администрации (публичного собственника), приняв во внимание обстоятельства освоения каждого из вновь образованных земельных участков (включая наличие либо отсутствие на них объектов недвижимости, принадлежность таких зданий и сооружений, заключение в отношении части новых участков самостоятельных договоров аренды от 12.01.2018), рассмотрев по существу возникший между сторонами спор по содержанию дополнительных соглашений к договорам аренды N 2507 и N 2510, констатировав при этом прекращение существования земельных участков с кадастровыми номерами 86:04:0000018:202, 86:04:0000018:205 и 86:04:0000018:237 (ввиду их полного замещения вновь образованными земельными участками), фактическое прекращение по ним договорной связи (учитывая заключение ряда новых сделок и невозможность сохранения арендных отношений по поводу земельных участков, занятых объектами недвижимости, принадлежащими иным лицам), приняв во внимание изменение правового регулирования (введение в действие Главы V.6 ЗК РФ), позволяющее обществу использовать земельные участки с кадастровыми номерами 86:04:0000018:9610, 86:04:0000018:9605, 86:04:0000018:9608 без их предоставления, сославшись на существенное изменение обстоятельств, из которых исходили стороны в момент заключения договоров аренды N 2507 и N 2510, суды двух инстанций пришли к мотивированным выводам о необходимости устранения правовой неопределенности в отношениях сторон путем урегулирования разногласий по содержанию дополнительных соглашений к договорам аренды N 2507 и N 2510 в редакции общества.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Оснований для иных выводов судом округа не установлено.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с исключением из текста договоров аренды N 2507 и N 2510 ссылок на земельные участки с кадастровыми номерами 86:04:0000018:202, 86:04:0000018:205 и 86:04:0000018:237 носит формальный характер и подлежит отклонению. Судами установлено, подтверждено материалами дела и не опровергнуто заявителем, что по результатам состоявшегося раздела указанных земельных участков и образования на их месте новых земельных участков, предоставления части из них в аренду по договорам от 12.01.2018 существование исходных земельных участков прекращено. Соответственно, данные изменения в условия договоров аренды N 2507 и N 2510 являются необходимыми в целях приведения текстуального оформления договорных отношений в соответствие с реальными характеристиками предмета аренды. При этом в редакции дополнительных соглашений к договорам аренды N 2507 и N 2510, предложенной администрацией, также указывалось на исключение ссылок на земельные участки с кадастровыми номерами 86:04:0000018:202, 86:04:0000018:205 и 86:04:0000018:237.
Утверждение заявителя кассационной жалобы о необходимости включения в содержание дополнительных соглашений земельных участков с кадастровыми номерами 86:04:0000018:9610, 86:04:0000018:9605, 86:04:0000018:9608 (в пределах которых расположены принадлежащие истцу подземные инженерные сети) рассмотрено судом округа и не отнесено к числу оснований, достаточных для изменения либо отмены вступивших в законную силу судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Пункт 1 Перечня относит к таким объектам подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего спора, масштаб изменений по взаимной воле (до обращения в суд с настоящим иском) внесенных сторонами в отношения, изначально оформленные договорами аренды N 2507 и N 2510, фактически принятые ими меры к прекращению прежней договорной связи и оформлению аренды под теми объектами, которые принадлежат непосредственно обществу и необходимы для эксплуатации его объектов (статьи 39.20 ЗК РФ), суд округа полагает оправданным разрешение разногласий по содержанию дополнительных соглашений с учетом действующего в период рассмотрения дела правового регулирования, которое не предполагает предоставление спорных земельных участков для целей, на которые в кассационной жалобе указывает администрация.
В целом доводы, приводимые заявителем в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и отклонены ими с приведением соответствующих причин в мотивировочных частях обжалуемых судебных актов.
Суд округа полагает, что при принятии решения и постановления судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ отсутствуют, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 04.02.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 15.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-20335/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.С. Дерхо |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пункт 1 Перечня относит к таким объектам подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего спора, масштаб изменений по взаимной воле (до обращения в суд с настоящим иском) внесенных сторонами в отношения, изначально оформленные договорами аренды N 2507 и N 2510, фактически принятые ими меры к прекращению прежней договорной связи и оформлению аренды под теми объектами, которые принадлежат непосредственно обществу и необходимы для эксплуатации его объектов (статьи 39.20 ЗК РФ), суд округа полагает оправданным разрешение разногласий по содержанию дополнительных соглашений с учетом действующего в период рассмотрения дела правового регулирования, которое не предполагает предоставление спорных земельных участков для целей, на которые в кассационной жалобе указывает администрация."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 августа 2022 г. N Ф04-3086/22 по делу N А75-20335/2020