г. Тюмень |
|
22 августа 2022 г. |
Дело N А27-9578/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зиновьевой Т.А.,
судей Демидовой Е.Ю.,
Дерхо Д.С.-
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" на решение от 31.01.2022 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Сапрыкина А.А.) и постановление от 20.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киреева О.Ю., Афанасьева Е.В., Сорокина Е.А.) по делу N А27-9578/2021 по исковому заявлению департамента лесного комплекса Кузбасса (650036, Кемеровская область - Кузбасс, г. Кемерово, ул. Мирная, 5, ОГРН 1074205000924, ИНН 4205121451) к обществу с ограниченной ответственностью "Фортуна" (630039, Новосибирская область, г. Новосибирск, Гусинобродское шоссе, зд. 66, помещение Б-34, ОГРН 1185476095133, ИНН 5405032056) о взыскании 65 930 387 руб. 90 коп.
Путем использования систем веб-конференции "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в судебном заседании приняла участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" - Терзикова Лилия Ришатовна по доверенности от 20.10.2021 (сроком действия до 20.10.2023).
Суд установил:
департамент лесного комплекса Кузбасса (далее - департамент, истец) обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Фортуна" (далее - ООО "Фортуна", общество, ответчик) задолженности по арендной плате в размере 65 930 387 руб. 90 коп. в доход федерального и областного бюджета, в том числе: основной долг за период с августа 2020 года по январь 2021 года в размере 1 748 066 руб. 69 коп. в доход федерального бюджета; основной долг за период с апреля 2020 года по январь 2021 года в размере 54 785 379 руб. 69 коп. в доход областного бюджета; сумма начисленной пени за период с 01.07.2020 по 21.07.2020, с 01.08.2020 по 31.01.2021 в размере 330 042 руб. 83 коп. в доход федерального бюджета; сумма начисленной пени за период с 01.07.2020 по 21.07.2020, с 01.08.2020 по 31.01.2021 в размере 9 066 898 руб. 69 коп. в доход областного бюджета.
Решением от 31.01.2022 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 20.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскан основной долг за период с августа 2020 года по январь 2021 года в размере 1 748 066 руб. 69 коп. в доход федерального бюджета, основной долг за период с апреля 2020 года по январь 2021 года в размере 54 785 379 руб. 69 коп. в доход областного бюджета; неустойка в размере 165 021 руб. 42 коп. в доход федерального бюджета; неустойка в размере 4 533 449 руб. 35 коп. в доход областного бюджета. В остальной части иск оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Фортуна" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 31.01.2022 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 20.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы ООО "Фортуна" ссылается на то, что при рассмотрении настоящего дела судами не учтен статус ответчика, как субъекта малого предпринимательства, относящегося к числу пострадавших отраслей экономики, поддержка которых не зависит от того, является ли ОКВЭД, подпадающий под пострадавшие отрасли, основным или дополнительным; указанное судами дополнительное условие как "наличие документов, подтверждающих использование соответствующего имущества для осуществления указанного вида деятельности" не основано на нормах распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" в действующей редакции и не следует из него; в соответствии с требованиями к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2022 N 439, истец обязан был проинформировать ответчика о наличии у него права на предоставление отсрочки и предоставить ответчику отсрочку по уплате арендной платы за период с 16.03.2020 по 01.10.2020; с учетом продления действия режима повышенной готовности на территории Кемеровской области - Кузбасса, за указанный период к ответчику не применяются меры ответственности в виде пени за просрочку уплаты арендной платы и предоставляется отсрочка на срок действия режима повышенной готовности в размере арендной платы за соответствующий период, арендная плата подлежит внесению в срок до 01.01.2023; судами первой и апелляционной инстанций сделан не соответствующий фактическим обстоятельствам дела вывод о том, что ответчик не испытывал препятствий в использовании земельного участка в условиях коронавирусной инфекции.
Департамент представил отзыв, в котором возражал против доводов кассационной жалобы, а также мнение относительно обоснованности и законности принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель ООО "Фортуна" поддержал доводы кассационной жалобы.
Департамент в порядке части 2 статьи 156 АПК РФ сообщил о возможности рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Учитывая надлежащее извещение сторон о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 АПК РФ, рассмотрена в отсутствие представителя департамента.
Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды земельного участка для заготовки древесины от 05.11.2019 N 238/19-д (далее - договор), в соответствии с условиями которого арендодатель на основании протокола о результатах аукциона от 21.10.2019 обязуется передать, а арендатор обязуется принять во временное пользование находящийся в государственной собственности лесной участок с кадастровым номером 42:05:0000000:254 общей площадью 87 725 га, с видом разрешенного использования - заготовка древесины, категория защищенности - нерестоохранные полосы защитных лесов, местоположение которого определено как: Кемеровская область, Крапивинское лесничество, Ивановское участковое лесничество, урочище "Ивановское", кварталы NN 1, 3, 4, 6, 7, 10 - 15, 18, 19, 26, 31, квартал N 2 ч (выделы 2 ч - 5 ч, 6 - 26), квартал N 5 ч (выделы 1 - 28, 29 ч, 30 - 32), квартал N 8 ч (выделы 1 - 3, 4 ч, 6 ч, 7 ч, 8, 9, 10 ч, 11, 12 ч, 13 ч, 14, 15, 16 ч, 17, 18, 19 ч, 20 - 23), квартал N 9 ч (выделы 1 - 12, 13 ч, 14 - 33), квартал N 27 ч (выделы 1 - 19, 20 ч, 21 - 24), квартал N 38 ч (выделы 1 ч, 2 - 27), квартал N 39 ч (выделы 1 - 14, 15 ч, 16 ч, 17 - 19, 20 ч - 25 ч, 26 - 28), квартал N 40 ч (выделы 1 - 16, 17 ч, 18, 19 ч, 20, 21 ч, 22, 23 ч, 24 - 27), квартал N 41 ч (выделы 1 - 14, 15 ч, 16 ч, 17 - 19, 20 ч, 21 - 31), квартал N 63 ч (выделы 1 - 27, 28 ч, 29 ч, 30 - 34, 35 ч - 37 ч, 38, 39, 40 ч - 42 ч, 43, 44), урочище "Кожуховское", кварталы NN 1, 2, 4, 5, 10 - 12, 19, 20, 23 - 33, 36 - 58, 62 - 65, 67 - 76, квартал N 3 ч (выделы 1 ч, 2 ч, 3, 4 ч, 5 ч, 6, 7 ч, 8 ч, 9 ч, 10, 11 ч, 12 - 17), квартал N 6 ч (выделы 1 - 3, 4 ч, 5 - 14), квартал N 7 ч (выделы 1 - 7, 8 ч, 9 - 16, 17 ч, 18 - 28), квартал N 8 ч (выделы 1 - 22, 23 ч, 24, 25 ч, 26, 27 ч, 28 - 30), квартал N 9 ч (выделы 1 - 7, 8 ч, 9 ч, 10 - 12, 13 ч - 15 ч, 16 - 18, 19 ч, 20 ч, 22 - 24), квартал N 13 ч (выделы 1 - 3, 4 ч, 5 ч, 8 - 10, 11 ч, 12, 13, 14 ч, 15 ч, 16 - 25), квартал N 18 ч (выделы 1 - 23, 24 ч, 25 - 44), квартал N 59 ч (выделы 1, 2 ч, 3, 4 ч, 5, 6, 7 ч, 8, 9 ч, 10 ч, 11, 12 ч, 13 - 18, 19 ч, 20 ч, 21 - 36), квартал N 60 ч (выделы 1 ч, 2 ч), квартал N 66 ч (выделы 1, 2, 3 ч - 7 ч, 8 - 27, 28 ч, 29 ч, 30 - 37).
Согласно акту приема-передачи участок лесного фонда передан ответчику в аренду 05.11.2019 (приложение N 6 к договору).
В соответствии с пунктом 2.1 договора арендная плата составляет 70 110 641 руб.
41 коп. в год; арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) на основе минимального размера арендной платы; расчет арендной платы для видов использования лесов приводится в приложении N 4 к договору.
Согласно пункту 2.4 договора арендатор вносит арендную плату в сроки, предусмотренные приложением N 5 к настоящему договору.
Пунктом 4.2 договора предусмотрены условия уплаты арендатором неустойки арендодателю за нарушение условий настоящего договора.
Внесение изменений в договор, заключенный по результатам аукциона, на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный реестр (пункт 5.2 договора).
Пунктом 6.1 договора аренды участка лесного фонда установлен срок действия договора с момента его государственной регистрации и составляет 49 лет.
Ответчиком обязательства по оплате арендной платы в установленный срок не выполнены, в адрес общества департаментом направлена письменная претензия с требованием оплатить образовавшийся долг и пени.
Ссылаясь на то, что ответчиком обязательства по оплате задолженности и пени в добровольном порядке не исполнены, истец обратился в арбитражный суд настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 307, 309, 310, 329, 330, 333, 432, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 1, 71, 72 ЛК РФ, статьями 11, 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ), пунктом 69 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N7) исходил из того, что материалы дела не содержат доказательств наличия обстоятельств, освобождающих ответчика от оплаты арендных платежей (их отсрочки) и пени за взыскиваемый истцом период, в связи с чем пришел к выводу об обоснованности предъявленных требований истца, а также о применении статьи 333 ГК для уменьшения размера предъявленной ко взысканию неустойки в 2 раза.
Седьмой арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, отклонив доводы апелляционной жалобы.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют нормам действующего законодательства, а также фактическим обстоятельствам дела.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со статьей 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
Системное толкование норм пункта 1 статьи 606, пункта 1 статьи 614, статьи 622 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что обязанность по уплате арендных платежей существует у арендатора в течение всего периода использования арендованного имущества с момента передачи такого имущества арендодателем и прекращается в момент возврата такого имущества арендатором арендодателю.
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определены договором.
Возражения ответчика, основанные на его убеждении о том, что он имеет право на освобождение от уплаты арендной платы за период с 16.03.2020 по 01.10.2020 рассмотрены и обоснованно отклонены судами.
Федеральный закон от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ) вступил в силу 01.04.2020.
В отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Закона N 68-ФЗ решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, устанавливающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки определяются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 19 Закона N 98-ФЗ).
Частью 3 статьи 19 Закона N 98-ФЗ предусмотрено, что арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Закона N 68-ФЗ (в редакции Закона N 98-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 19 Закона N 98-ФЗ арендатор, являющийся субъектом малого или среднего предпринимательства и осуществляющий деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, вправе потребовать уменьшения арендной платы на срок до одного года по договору аренды, заключенному до принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Закона N 98-ФЗ решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в отношении зданий, сооружений, нежилых помещений или их частей, используемых в целях осуществления этим арендатором указанной деятельности.
Таким образом, положениями части 3 Закона N 98-ФЗ предусмотрено право арендатора потребовать от арендодателя уменьшения арендной платы в связи с невозможностью использования имущества. При этом данная норма, в отличие от пункта 4 указанной статьи, является общей, не ограничивающей возможность ее применения определенным субъектным составом (категорией арендаторов, включенных в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции).
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020, при ответе на вопрос 5 указано, что арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за 2020 год в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием на территории субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайно ситуации. Арендная плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила указанная невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению (независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в силу судебного акта о понуждении арендодателя к изменению арендной платы в части уменьшения арендной платы). При этом, если арендодатель необоснованно уклонялся от заключения дополнительного соглашения об уменьшении арендной платы, размер сниженной арендной платы может определяться с учетом размера, на который обычно снижается арендная плата в сложившейся ситуации.
Требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 (далее - Требования) и применяются к договорам аренды недвижимого имущества, арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Пунктом 5 Требований установлено, что Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления могут быть установлены иные условия предоставления отсрочки в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если это не приведет к ухудшению для арендатора условий, предусмотренных настоящими Требованиями.
При этом из распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р (далее - Распоряжение N 670-р) с учетом распоряжений Правительства Российской Федерации от 10.04.2020 N 968-р, от 28.04.2020 N 1155-р, от 16.05.2020 N 1296-р, постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 N 1032, постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1587 следует, что указанные требования распространяются на арендаторов, осуществляющих деятельность в одной или нескольких отраслях по перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", арендатор определяется по основному или дополнительным видам экономической деятельности, информация о которых содержится в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) по состоянию на 01.04.2020.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, учитывая, что распоряжением Губернатора Кузбасса от 14.03.2020 N 21-рг с 16.03.2020 введен режим повышенной готовности и продолжение производственной деятельности было возможно только организациям в ограниченных сферах деятельности, при этом ответчик не обращался к истцу с письменным требованием об уменьшении арендной платы за 2020 год в связи с невозможностью использования имущества, связанной с введением режима повышенной готовности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам о том, что в настоящем случае к ответчику не применяются льготы по оплате арендных платежей и неустойки, предусмотренные для хозяйствующих субъектов, в наибольшей степени пострадавших от принятых ограничительных мер.
Тот факт, что общество является субъектом малого предпринимательства, осуществляющим деятельность, относящуюся к числу пострадавших отраслей экономики, включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, и в соответствии с информацией, содержащейся на сайте ФНС service.nalog.ru/соvid, налоговым органом в отношении ответчика приостановлены проверки, продлены сроки сдачи отчетности, предоставления документов по требованию, приостановлены меры взыскания по налогам и сборам, в отношении начисления арендной платы и пени определяющего правового значения не имеет.
Судами установлено, что ООО "Фортуна" не обращалось к арендодателю с заявлением о предоставлении отсрочки, рассрочки, уменьшении арендной платы, о невозможности использования арендованного имущества не заявляло.
В соответствии с пунктом 1 Требований отсрочка предоставляется организациям и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют деятельность в отраслях, наиболее пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень).
В соответствии с Распоряжением N 670-р Росимуществу по договорам аренды федерального имущества предписано обеспечить:
а) в течение 7 рабочих дней со дня обращения арендаторов - субъектов малого и среднего предпринимательства, включенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, заключение дополнительных соглашений, предусматривающих отсрочку уплаты арендных платежей по договорам аренды федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации (в том числе земельных участков), за апрель - июнь 2020 года на срок, предложенный такими арендаторами, но не позднее 31 декабря 2021 года;
б) в течение 7 рабочих дней со дня обращения арендаторов - субъектов малого и среднего предпринимательства, включенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих виды деятельности в сфере авиаперевозок, аэропортовой деятельности, автоперевозок, культуры, организации досуга и развлечений, физкультурно-оздоровительной деятельности и спорта, туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, гостиничного бизнеса, общественного питания, организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений, организации конференций и выставок, бытовые услуги населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты), заключение дополнительных соглашений, предусматривающих освобождение таких арендаторов от уплаты арендных платежей по договорам аренды федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации (в том числе земельных участков), за апрель - июнь 2020 года. Освобождение от уплаты указанных арендных платежей осуществляется в случае, если договором аренды предусмотрено предоставление в аренду федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации (в том числе земельных участков), в целях его использования для осуществления указанного вида деятельности (видов деятельности), и при наличии документов, подтверждающих использование соответствующего имущества для осуществления указанного вида деятельности (видов деятельности);
в) уведомление в течение 7 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего распоряжения арендаторов - субъектов малого и среднего предпринимательства о возможности заключения дополнительных соглашений в соответствии с подпунктами "а" и "б" настоящего пункта.
Исходя из буквального смысла данного нормативного акта, субъекты малого и среднего предпринимательства, работающие в пострадавших отраслях, могут быть освобождены от уплаты арендных платежей по договорам аренды, заключенным с Росимуществом.
Арендатор имеет право, в частности, на освобождение от арендной платы за период с 1 апреля по 1 июля 2020 года, если одновременно соблюдаются указанные выше условия, предусмотренные подпунктом "б" пункта 1 Распоряжения N 670-р:
1) договор аренды заключен до 01.04.2020;
2) арендуется имущество (в том числе земельные участки), составляющее казну Российской Федерации;
3) арендатор - субъект малого и среднего предпринимательства (СМСП), то есть включен в соответствующий реестр. Этот реестр ведет ФНС России, а проверить информацию можно на сайте https://rmsp.nalog.ru/search.html;
4) сфера деятельности арендатора отнесена к Перечню отраслей, наиболее пострадавших от распространения коронавируса. Вид деятельности определяется по коду ОКВЭД 2, который по состоянию на 1 апреля 2020 г. указан у арендатора в ЕГРЮЛ или ЕГРИП как основной или дополнительный вид деятельности. Коды ОКВЭД 2 арендатора указаны в его выписке из реестра. Актуальную выписку можно получить на сайте https://egml.nalog.ru/index.html.C
5) наличие документов, подтверждающих использование соответствующего имущества для осуществления указанного вида деятельности.
В соответствии с пунктом 4 Распоряжения N 670-р органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться вышеуказанными положениями.
Из содержания выписки из ЕГРЮЛ судами установлено, что основной вид деятельности ООО "Фортуна": ОКВЭД 02.20 "лесозаготовки".
В соответствии с условиями заключенного сторонами договора аренды вид разрешенного использования предоставленного в аренду земельного участка - заготовка древесины. Доказательства использования арендованного земельного участка по иному назначению в материалы дела обществом не представлено. Указанный вид деятельности не отнесен к перечню наиболее пострадавших.
Доводы ответчика со ссылкой на наличие у него дополнительных видов деятельности согласно выписке из ЕГРЮЛ (ОКВЭД 49.41, 49.42, 47.52, 47.52.71), которые относятся к наиболее пострадавшим, судами отклонены, поскольку доказательств осуществления данных видов деятельности ответчиком в материалы дела не представлено, использование соответствующего земельного участка для осуществления указанных видов деятельности, входящих в Перечень, документально не подтверждено.
Отклоняя аналогичные доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции отмечает, что для целей признания арендатора по договору аренды недвижимого имущества имеющим право на предоставление отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной частью 1 статьи 19 Закона N 98-ФЗ, учитываются как основной, так и дополнительные виды экономической деятельности арендатора, информация о которых содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
При этом с учетом разъяснений, изложенных в ответе на вопрос 4 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020, если арендодателем будет доказано, что конкретный арендатор в действительности не пострадал и с очевидностью не пострадает в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции и его требования являются проявлением заведомо недобросовестного поведения (например, в случае использования им объекта аренды вопреки установленным ограничительным мерам), суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения может отказать в защите принадлежащего арендатору права полностью или частично.
В рассматриваемом споре судами установлено, что в течение заявленного периода общество использовало арендованный земельный участок в целях лесозаготовки, а те обстоятельства, на которые ответчик ссылался в обоснование своих доводов в кассационной жалобе (запреты на поездки за пределы области, 14-ти дневная изоляция прибывших из другого региона работников, дезинфекция транспорта) не повлекли ухудшение результатов его экономической деятельности настолько, что в отношении него должны применяться преференции в виде отсрочки и освобождения от уплаты арендных платежей за использование лесного участка.
Ответчиком, со своей стороны, не представлено каких-либо доказательств в соответствии со статьей 65 АПК РФ, что его деятельность по лесозаготовкам пострадала в связи с ковидными ограничениями, то есть в связи с обстоятельствами, не зависящими от него.
Учитывая изложенные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для предоставления ответчику отсрочки по уплате арендной платы по договору за период с 16.03.2020 по 01.10.2020, как отвечающего признакам разумности, справедливости и надлежащим образом обеспечивающего баланс экономических интересов сторон.
Таким образом, доводы подателя жалобы о том, что с учетом продления действия режима повышенной готовности на территории Кемеровской области - Кузбасса, за указанный период к ответчику не применяются меры ответственности в виде пени за просрочку уплаты арендной платы и предоставляется отсрочка на срок действия режима повышенной готовности в размере арендной платы за соответствующий период, арендная плата подлежит внесению в срок до 01.01.2023, правомерно отклонены судами со ссылкой на часть 1 статьи 19 Закона N 98-ФЗ.
В отношении требований истца о взыскании неустойки за просрочку оплаты арендных платежей на основании пункта 4.2 договора исходя из ставки 0,1% в день судом первой инстанции применены положения статьи 333 ГК РФ и неустойка снижена в два раза, а именно: в доход федерального бюджета до 165 021 руб. 42 коп.; в доход областного бюджета до 4 533 449 руб. 35 коп.
Оснований не согласиться со сделанными судом первой инстанции выводами у суда кассационной инстанции не имеется.
Полномочия суда округа по пересмотру дела должны осуществляться в целях исправления судебных ошибок в виде неправильного применения норм материального и процессуального права при отправлении правосудия, а не для пересмотра дела по существу (статья 286 АПК РФ, пункты 1, 28, 32 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отмене или изменению не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 31.01.2022 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 20.04.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-9578/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
Е.Ю. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В отношении требований истца о взыскании неустойки за просрочку оплаты арендных платежей на основании пункта 4.2 договора исходя из ставки 0,1% в день судом первой инстанции применены положения статьи 333 ГК РФ и неустойка снижена в два раза, а именно: в доход федерального бюджета до 165 021 руб. 42 коп.; в доход областного бюджета до 4 533 449 руб. 35 коп.
...
Полномочия суда округа по пересмотру дела должны осуществляться в целях исправления судебных ошибок в виде неправильного применения норм материального и процессуального права при отправлении правосудия, а не для пересмотра дела по существу (статья 286 АПК РФ, пункты 1, 28, 32 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 августа 2022 г. N Ф04-3891/22 по делу N А27-9578/2021