г. Тюмень |
|
22 сентября 2022 г. |
Дело N А70-5909/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 22 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Туленковой Л.В.,
судей Крюковой Л.А.,
Мальцева С.Д.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел кассационную жалобу акционерного общества "Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания" на решение от 23.03.2022 Арбитражного суда Тюменской области (судья Халявин Е.С.) и постановление от 07.06.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Тетерина Н.В., Рожков Д.Г., Солодкевич Ю.М.) по делу N А70-5909/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Республика" (625048, Тюменская область, город Тюмень, улица Республики, дом 94/1, ОГРН 1157232044628, ИНН 7203365440) к акционерному обществу "Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания" (625023, Тюменская область, город Тюмень, улица Одесская, дом 5, ОГРН 1177232016510, ИНН 7203420973) об обязании произвести перерасчёт платы за потреблённую тепловую энергию.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "УКЖС".
В судебном заседании участвовала представитель акционерного общества "Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания" - Громская В.В. по доверенности от 30.06.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Республика" (далее - общество "Республика", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Урало-Сибирская теплоэнергетическая компания" (далее - общество "УСТЭК", ответчик) об обязании: произвести перерасчёт размера платы за потреблённую тепловую энергию по договору теплоснабжения (теплоноситель в горячей воде) от 11.10.2017 N Т-36176 (далее - договор) за период с 01.10.2020 по 31.05.2021 путём применения при расчёте положений пункта 3(1) раздела I приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и на основании показаний приборов учёта истца в отношении объектов общей площадью 2 487,1 кв. м, расположенных по адресу: город Тюмень, улица Республики, дома N 94/1Д, 94/1Е, 94/1Ж, 94/1И, из них считать площадь объектов, не оборудованных приборами отопления, в размере 923,9 кв. м.
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "УКЖС" (далее - общество "УКЖС").
Решением от 23.03.2022 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 07.06.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворён в части возложения на общество "УСТЭК" обязанности произвести перерасчёт размера платы за потреблённую тепловую энергию по договору за период с 01.10.2020 по 31.05.2021 на основании показаний прибора учёта в отношении принадлежащих истцу нежилых помещений, общей площадью 1 563,2 кв. м, расположенных по адресу: город Тюмень, улица Республики, N 94/1Д, 94/1Е, 94/1Ж, 94/1И, на первом этаже многоквартирного дома N 94 (далее - МКД); распределены судебные расходы; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Общество "УСТЭК", не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением, обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование кассационной жалобы заявителем приведены следующие доводы: судами при рассмотрении спора допущены нарушения норм процессуального права (часть 2 статьи 65, часть 2 статьи 70, статья 71 АПК РФ), что привело к принятию неправильных судебных актов, поскольку не установлены все обстоятельства, имеющие значение для его разрешения по существу спора; не применён пункт 3 приложения N 2 к Правилам N 354; не учтено, что весь объём потребляемого МКД ресурса проходит через пять узлов учёта и определяется путём суммирования, начисление платы выполняется исходя из суммы показаний всех пяти узлов учёта за расчётный период; поскольку в помещениях истца находятся отдельные элементы общедомовой системы отопления, от которых идёт теплоотдача, не учитываемая его прибором учёта, соответственно, его теплопотребление не подпадает под учёт общедомового прибора учёта (далее - ОДПУ), состоящего из узлов учёта: три на жилую часть МКД и два на нежилые помещения МКД; формула 3(1) Правил N 354 в данном случае не применима, так как пунктами 42(1), 43 и пунктом 3(1) приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за потреблённый истцом ресурс должен определяться по формулам 3(1) и 3(7) в i-м жилом помещении или нежилом помещении МКД, который оборудован и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными приборами учёта (далее - ИПУ) и (или) общими (квартирными) приборами учёта; выводы судов о том, что узел учёта, установленный на нежилые помещения истца, может одновременно входить в совокупность приборов, составляющих ОДПУ, и являться ИПУ согласно пункту 2 Правил N 354, неверны; судами не дана оценка позиции истца, обратившегося в суд с настоящим иском в целях извлечения собственной выгоды в виде уменьшения объёма подлежащего оплате потреблённого им ресурса.
Отзывы на кассационную жалобу суду округа не представлены.
Истец до начала судебного заседания обратился в суд округа в соответствии с частью 2 статьи 156 АПК РФ с заявлением о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение обществ "Республика", "УКЖС" о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ.
В судебном заседании представитель общества "УСТЭК" поддержал в полном объёме доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует и судами установлено, что приказом Минэнерго России от 18.12.2017 N 1186 обществу "УСТЭК" присвоен статус единой теплоснабжающей организации в городе Тюмени в зоне деятельности с кодом 001, указанной в актуализированной схеме теплоснабжения муниципального образования городской округ город Тюмень на период 2017 - 2032 годы.
Обществами "УСТЭК" (теплоснабжающая организация, ТСО) и "Республика" (потребитель) заключён договор, по условиям пункта 1.1 которого ТСО обязалась поставлять потребителю тепловую энергию и теплоноситель на объекты потребителя, указанные в приложении N 1.1 к договору, в объёме и качеством, определёнными условиями договора, потребитель обязался принимать тепловую энергию, теплоноситель, в объёме, сроки и на условиях, предусмотренных договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии, теплоносителя по договору.
Перечень объектов, договорные тепловые нагрузки, расчётные потери тепловой энергии и теплоносителя согласованы сторонами в приложении N 1.1 к договору.
Объекты, на которые осуществляется поставка тепловой энергии и теплоносителя, нежилые помещения N 94/1Д, 94/1Е, 94/1Ж, 94/1И в МКД по адресу: город Тюмень, улица Республики, дом 94.
В соответствии с пунктом 7.1 договора расчётный период для расчёта за тепловую энергию и теплоноситель устанавливается равным календарному месяцу.
Оплата за потреблённую тепловую энергию и теплоноситель в расчётном периоде осуществляется потребителем путём перечисления денежных средств на расчётный счёт ТСО в течение расчётного периода в следующем порядке: 35% ориентировочной договорной величины стоимости тепловой энергии и теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа этого месяца - первый период платежа; 50% ориентировочной договорной величины стоимости тепловой энергии и теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до последнего числа этого месяца - второй период платежа; оплата за фактически потреблённую в истекшем месяце тепловую энергию и теплоноситель, с учётом средств, ранее внесённых в качестве оплаты за тепловую энергию и теплоноситель в расчётном периоде, осуществляется в срок до 10 (десятого) числа месяца, следующего за расчётным периодом - третий период платежа (пункт 7.2 договора).
По акту периодической проверки узла учёта на границе раздела смежных тепловых сетей от 11.09.2020 N 21-4478 узел учёта, установленный по адресу: город Тюмень, улица Республика, дом 94, соответствует требованиям Правил учёта тепловой энергии и теплоносителя, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), в полном объёме и допускается в эксплуатацию с 11.09.2020 по 15.09.2021.
В ходе проверки выполнения мероприятий к отопительному периоду 2020 - 2021 годов в отношении помещений потребителя ТСО проведён осмотр и составлен акт о работоспособном состоянии ИПУ.
Согласно техническим паспортам и свидетельствам о поверке: N С-01105.1/Т-2018 - тепловычислитель СПТ 941 заводской N 29824-05 действителен до 03.07.2022;
N С-01105.2/Т-2018 - комплект термометров сопротивления технических разностных КТПТР-05 100П, заводской N 12822/128226А действителен до 03.07.2022;
N С-01105.3/Т-2018 - преобразователь расхода электромагнитного (ВИ-0,5л/имп) ПРЭМ ДУ 20, заводской N 56938 действителен до 06.07.2022; N С-01105.4/Т-2018 - преобразователь расхода электромагнитного (ВИ-0,5л/имп) ПРЭМ ДУ 20, заводской N 563727 действителен до 06.07.2022.
Из акта обследования спорного объекта теплопотребления от 19.02.2021 следует, что узел учёта учитывает объём тепловой энергии в помещениях, расположенных на 1 этаже МКД, общей площадью 1 563,2 кв. м; в подвальном помещении система вентиляции демонтирована, приборы отопления не установлены, проходят трубопроводы системы отопления МКД; при замере температур в подвальных помещениях зафиксирован диапазон температур от +10С до +15С
.
Существующая схема подключения МКД к тепловым сетям подразумевает наличие трёх отдельных тепловых вводов, на которых оборудовано пять отдельных приборов учёта тепловой энергии (три прибора на жилую часть МКД и два на нежилые помещения, расположенные на первом этаже МКД), каждый из которых опломбирован и принят в эксплуатацию теплоснабжающей организацией. Указанные пять приборов определяют совокупное поступление тепловой энергии в МКД (отдельно на жилую и нежилую часть).
Потребитель, ссылаясь на получение им от ТСО коммунального ресурса (горячее водоснабжение и отопление) с октября 2020 года и платёжных документов на оплату потреблённой тепловой энергии не по показаниям ИПУ, а в соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 (счета-фактуры, ведомости отпуска), неоднократно обращался к ТСО с заявлениями о перерасчёте потреблённой тепловой энергии (письма от 16.12.2020 N 02/12, от 25.12.2020 N 02/12, от 25.01.2021 N 3/01, от 04.03.2021 N 1/03).
Неисполнение ответчиком требований потребителя послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 1, 210, 309, 426, 539, 540, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 25, 26 - 28, 39, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьями 15, 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), статьёй 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), статьями 2, 29, 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ), подпунктом "а" пункта 21 Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, пунктами 5, 111 Правил N 1034, пунктами 2, 4, 35, 40, 42(1), 43, 59, 59(1), 80, 81, формулами 3, 3(1), 3(4), 3(6), 3(7) приложения N 2 Правил N 354, пунктом 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), ГОСТом Р 51929-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утверждённым и введённым в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст (далее - ГОСТ Р 51929-2014), ГОСТом Р 56501-2015 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования", введённым в действие приказом Росстандарта от 30.06.2015 N 823-ст (далее - ГОСТ Р 56501-2015), разъяснениями, изложенными в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 N 30-П, от 20.12.2018 N 46-П, от 27.04.2021 N 16-П, от 27.04.2021 N 16-П, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2019 N 308-ЭС18-25891, от 24.06.2019 N 309-ЭС18-21578.
Исходя из того, что по общему правилу размер платы за коммунальные услуги определяется, прежде всего, исходя из фактических объёмов потребления по показаниям ИПУ и (или) ОДПУ, и только при отсутствии приборов учёта допускается учёт по нормативам, установив, что ИПУ, принадлежащий обществу "Республика", входит в узел учёта, составляющий ОДПУ, при этом учитывает и объём тепловой энергии, поступающей в помещения истца, расположенные на 1 этаже МКД по адресу: город Тюмень, улица Республики, дом 94, общей площадью 1 563,2 кв. м, констатировав прохождение через подвальное помещение площадью 923,9 кв. м трубопроводов системы отопления МКД и отсутствие в нём прибора учёта отопления, исходя из презумпции их отапливаемости, суды первой и апелляционной инстанций признали исковые требования обоснованными только в части обязания ТСО произвести перерасчёт размера платы за потреблённую тепловую энергию по договору за период с 01.10.2020 по 31.05.2021 на основании показаний ИПУ по помещениям площадью 1 563,2 кв. м,
Спор по существу разрешён судами правильно.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Порядок расчёта за коммунальную услугу по отоплению помещений в МКД, в том числе нежилых, урегулирован Правилами N 354.
Согласно пунктам 42(1), 43 Правил N 354, а также в соответствии с показателем площади помещений, используемым для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в расчётных формулах приложения N 2 к Правилам N 354, размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит определению в одинаковом установленном Правилами N 354 порядке (с применением соответствующих расчётных формул) во всех жилых и нежилых помещениях МКД, вне зависимости от условий отопления отдельных помещений МКД, в том числе в отсутствие обогревающих элементов, установленных в помещении, присоединённых к централизованной внутридомовой инженерной системе отопления, при подключении МКД к централизованной системе теплоснабжения (письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с изменениями, внесёнными в акты Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг").
Из взаимосвязанных положений статей 2, 29, 36 Закона N 384-ФЗ следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.
Частью 15 статьи 14 Закона N 190-ФЗ предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утверждёнными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществлённого в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения МКД, за исключением случаев, определённых схемой теплоснабжения.
Согласно ГОСТу Р 51929-2014 МКД - это оконченный строительством и введённый в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объёмную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учёта тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 6 Правил N 491), с помощью которой в МКД поддерживаются на заданном уровне нормативные параметры воздухообмена, температура воздуха в помещениях и комфортные условия проживания, а само здание защищается от негативного влияния температуры окружающей среды и влажности.
Таким образом, предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений МКД, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключённой к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой, по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри МКД, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота (ГОСТ Р 56501-2015).
Изложенный правовой подход приведён в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2019 N 308-ЭС18-25891, от 24.06.2019 N 309-ЭС18-21578, а также соответствует смыслу правовых позиций, изложенных в пунктах 3, 7 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 16-П, согласно которым отдача тепла через общие конструкции МКД (стены, плиты перекрытий и т.п.) осуществляется от всех без исключения отапливаемых помещений, что обеспечивает опосредованный обогрев иных помещений МКД, как сложного единого объекта, объёмной строительной системы, презюмируемо имеющей общий тепловой контур.
По общему правилу отказ собственников и пользователей отдельных помещений в МКД от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии не допускается.
Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение) (определения Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2019 N 308-ЭС18-25891, от 24.06.2019 N 309-ЭС18-21578).
На это же указывает экономический смысл формулы 3(6) приложения N 2 Правил N 354, определяющей объём (количество) потреблённой за расчётный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в МКД, поскольку используемый в ней показатель Sинд относит к неотапливаемой (для цели распределения между собственниками помещений в МКД обязанности по оплате индивидуального потребления коммунального ресурса) общую площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на МКД не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Таким образом, любое (жилое или нежилое) помещение в МКД, по общему правилу, предполагается отапливаемым (потребляет тепловую энергию от приборов отопления или опосредованно через строительные конструкции от смежных помещений), за исключением случаев, когда: 1) иное прямо следует из технической документации на МКД либо совокупности иных допустимых и достаточных доказательств (согласно которым такое помещение конструктивно предусмотрено и создано как неотапливаемое); 2) собственником помещения выполнено переустройство, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии (и, например, изоляцию элементов общедомовой системы отопления), которое осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 07.05.2015 N АКПИ15-198, данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в МКД происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Порядок легитимации переустройства и (или) перепланировки помещения МКД закреплён в пункте 3 части 2 статьи 26 ЖК РФ, в соответствии с которым собственник помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приёмочной комиссии (часть 1 статьи 28 ЖК РФ).
Таким образом, переоборудование (переустройство) нежилого помещения, в том числе путём теплоизоляции существующих трубопроводов общедомовой системы отопления, без соответствующего разрешения уполномоченных органов и соблюдения особого нормативно предусмотренного порядка нарушает прямой запрет действующего законодательства. Подобные действия свидетельствуют о недобросовестном осуществлении гражданских прав лицом, осуществившим такое переоборудование, либо лицом, использующим незаконно переоборудованное помещение и не предпринимающим действий для узаконивания внесённых в него изменений, поскольку приводит к возможности извлечения преимуществ из незаконного поведения в виде освобождения от обязанности оплатить стоимость ресурса, поставленного в МКД и приходящегося на долю соответствующего помещения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
В этой связи отсутствие в подвальном помещении МКД отопительных приборов (радиаторов) как и изоляция существующих элементов общедомовой разводки системы отопления сами по себе не исключают обязанности по оплате стоимости ресурса, объём которого может быть определён в соответствии с законодательством с учётом применимых формул и (или) нормативов.
Кроме того, пунктом 81 Правил N 354 предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учёта, ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Согласно части 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ расчёты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведённых, переданных, потреблённых, определённых при помощи приборов учёта используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учёта используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчётов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учёта в эксплуатацию. Расчёты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учёта данных, полученных при помощи установленных и введённых в эксплуатацию приборов учёта используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учёта используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации ПУ используемых энергетических ресурсов расчёты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчётных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчётные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчётов на основании данных об их количественном значении, определённых при помощи приборов учёта используемых энергетических ресурсов.
Пунктами 5, 111 Правил N 1034 предусмотрено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов учёта потребителя за расчётный период.
Из приведённых норм следует приоритет учётного метода исчисления объёма (количества) переданных тепловой энергии и теплоносителя над расчётным, поскольку именно учётный метод точно отражает объём материального блага, потреблённого абонентом, тогда как расчётный метод всегда завышает такой объём, стимулируя абонента к оборудованию сетей узлами учёта (решение Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N АКПИ13-205).
Поэтому наличие введённого в установленном порядке в эксплуатацию сертифицированного и поверенного прибора учёта тепловой энергии предполагает необходимость исчисления количества потреблённой тепловой энергии по показаниям такого прибора.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ обстоятельства по делу и имеющиеся доказательства, доводы и возражения сторон, установив факт принадлежности истцу нежилых помещений на первом этаже и в подвале МКД, наличие ИПУ, учитывающего потребление тепловой энергии только частью помещений площадью 1 563,2 кв. м, входящего в том числе в состав ОДПУ, признав подвальное помещение истца, в котором отсутствует ИПУ, конструктивно отапливаемым, что не опровергнуто истцом путём представления в дело бесспорных доказательств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об обязании ответчика произвести перерасчёт количества тепловой энергии только в части помещений 1 этажа площадью 1 563,2 кв. м, удовлетворив иск в этой части, при этом отказав в удовлетворении требований общества "Республика" в остальной части, касающейся помещений, расположенных в подвале МКД площадью 923,9 кв. м.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Суждения в кассационной жалобе заявителя о неверном применении судами пункта 42(1), формулы 3(1) приложения N 2 Правил N 354, подлежат отклонению, поскольку противоречат установленным судами обеих инстанций по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, основаны на неправильном толковании указанных норм.
Аргументы о том, что формула 3(1) приложения N 2 Правил N 354 не применима, так как ОДПУ это совокупность пяти приборов учёта, один из которых не может быть использован в качестве ИПУ, не принимаются судом округа, поскольку не исключают такой возможности в случае, когда прибор учёта находится на границе ответственности такого потребителя.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов по существу спора, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся доказательств, в связи с чем подлежат отклонению как необоснованные.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 274-О, что положения статей 286 - 288 АПК РФ, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьёй 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.03.2022 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 07.06.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-5909/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Туленкова |
Судьи |
Л.А. Крюкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Аргументы о том, что формула 3(1) приложения N 2 Правил N 354 не применима, так как ОДПУ это совокупность пяти приборов учёта, один из которых не может быть использован в качестве ИПУ, не принимаются судом округа, поскольку не исключают такой возможности в случае, когда прибор учёта находится на границе ответственности такого потребителя.
...
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 274-О, что положения статей 286 - 288 АПК РФ, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 сентября 2022 г. N Ф04-4135/22 по делу N А70-5909/2021