г. Тюмень |
|
23 сентября 2022 г. |
Дело N А46-16546/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Щанкиной А.В.,
судей Зиновьевой Т.А.,
Сириной В.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мордашевой Любови Павловны на решение от 29.12.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Колмогорова А.Е.) и постановление от 20.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Котляров Н.Е., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-16546/2021 по заявлению индивидуального предпринимателя Мордашевой Любови Павловны (г. Омск, ИНН 550311746005, ОГРНИП 315554300095342) к Администрации Октябрьского административного округа города Омска (644021, г. Омск, ул. Лизы Чайкиной, 1, ИНН 5506020956, ОГРН 1025501248630) о признании распоряжения недействительным в части.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Мордашева Любовь Павловна (далее - ИП Мордашева Л.П., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Октябрьского административного округа города Омска (далее - Администрация, заинтересованное лицо) об обязании признать недействительной часть 1 распоряжения главы Администрации от 18.08.2021 N 636 "О выносе и (или) демонтаже самовольно размещенного движимого имущества" в отношении нестационарного торгового объекта (далее - НТО) - павильон желтого цвета, без вывески, общей площадью 9 кв. м, расположенный в 18 м севернее относительно пятиэтажного жилого дома с административными помещениями, имеющего почтовый адрес: г. Омск, пр-т Космический, д. 26 А, в Октябрьском административном округе города Омска.
Решением от 29.12.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 20.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требований отказано.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ИП Мордашева Л.П. обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт, которым требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы приведены следующие доводы: ответчиком был нарушен порядок вынесения распоряжения о выносе и (или) демонтаже самовольно размещенного движимого имущества, уведомление от 27.01.2021 N 1-15/126 об окончании действия договора на размещение НТО направлено в адрес предпринимателя 29.01.2021, при этом согласно пункту 48.3 постановления от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее - постановление N 1812-п) уведомление подлежало направлению не позднее чем за 90 дней до окончания срока действия договора (17.02.2021).
В отзыве на кассационную жалобу Администрация приводит доводы о законности и обоснованности принятых решения и постановления.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие представителей в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Администрацией (далее - уполномоченный орган) и ИП Мордашевой Л.П. (далее - Владелец) был заключен договор от 17.02.2016 N ОАО-НТО-ГЗ-30-0082 (далее - договор), согласно разделу 1 которого уполномоченный орган предоставляет, а владелец принимает сроком на 5 лет место на размещение НТО, площадью 9 кв. м, в соответствии с паспортом НТО, - киоск, местоположение: пр-т Космический, д. 26 А (25 м севернее).
Предоставление места под НТО уполномоченным органом владельцу, а также возврат места владельцем уполномоченному органу осуществляется на основании акта приема-передачи места размещения НТО согласно схеме размещения НТО на территории города Омска.
В соответствии с пунктом 9.1 договора он вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 06.11.2015.
Как следует из пункта 3.2.10 договора, по истечении срока действия договора, а также в случае его досрочного расторжения владелец обязан освободить место, привести его в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации, и передать в течение трех рабочих дней уполномоченному органу по акту приема-передачи.
В связи с истечением срока договора Администрация направила 29.01.2021 в адрес предпринимателя письмо от 27.01.2021 N 1-15/126, в котором указала, что после окончания срока действия договора будет принято решение об исключении из схемы размещения НТО места, используемого по договору в связи с несоответствием требованиям пункта 18 постановления N 1812-п в части запрета на размещение НТО в границах отвода автомобильных дорог (вне остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта), и уведомила о наличии преимущественного права в течение 90 календарных дней с момента получения уведомления, реализовать которое возможно на аукционе в отношении компенсационного места, не обремененного правами третьего лица, включенного в схему размещения НТО.
Далее Администрацией вынесено распоряжение от 18.08.2021 N 636 о выносе и демонтаже самовольно размещенного движимого имущества, в соответствии с частью 1 которого принадлежащий заявителю НТО определен как самовольно размещенный объект, подлежащий выносу в соответствии с постановлением Администрации города Омска от 30.01.2014 N 95-п "Об утверждении Положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске" (далее - постановление N 95-п).
Не соглашаясь с частью 1 распоряжения N 636, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением об обязании признать недействительной часть 1 распоряжения главы Администрации от 18.08.2021 N 636 "О выносе и (или) демонтаже самовольно размещенного движимого имущества" в отношении НТО - павильон желтого цвета, без вывески, общей площадью 9 кв. м, расположенный в 18 м севернее относительно пятиэтажного жилого дома с административными помещениями, имеющего почтовый адрес: г. Омск, пр-т Космический, д. 26 А, в Октябрьском административном округе города Омска.
Руководствуясь статьями 29, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772, постановлением Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее - постановление N 1812-п), постановлением Администрации города Омска от 30.01.2014 N 95-п "Об утверждении Положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске" (далее - постановление N 95-п), установив, что договор был заключен сроком на 5 лет, приняв во внимание факт размещения НТО в нарушение пункта 18 постановления N 1812-п в части запрета на размещение НТО в границах отвода автомобильных дорог (вне остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта), учитывая, что Администрация в соответствии с пунктом 48.3 постановления N 1812-п направила 29.01.2021 в адрес предпринимателя уведомление от 27.01.2021 N 1-15/126 с предложением реализации преимущественного права в отношении НТО аналогичного типа из числа компенсационных мест, предоставляемых по выбору владельца НТО, свободных от прав третьих лиц, включенных в схему размещения НТО, не участие предпринимателя в конкурентных процедурах по реализации преимущественного права, суды первой инстанции пришли к выводу о законности оспариваемого распоряжения, в связи с чем отказали в удовлетворении заявления предпринимателя.
Кассационная инстанция, проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Согласно пункту 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 10 названного Закона размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В целях упорядочения размещения НТО на территории города Омска постановлением N 1812-п утвержден Порядок размещения НТО на территории города Омска.
Согласно пункту 3 постановления N 1812-п размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности г. Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории г. Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией г. Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска.
В соответствии с пунктом 7 постановления N 1812-п нестационарный торговый объект - это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. Самовольно установленный нестационарный торговый объект - это нестационарный торговый объект, размещенный без соблюдения указанного постановления (пункт 10 поименованного выше Порядка).
Согласно пункту 9 постановления N 1812-п органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Омска, являются Администрации административных округов г. Омска, которые в соответствии с пунктом 49 данного нормативного акта осуществляют контроль за соблюдением постановления N 1812-п при размещении и эксплуатации нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 50 постановления N 1812-п при осуществлении контроля за соблюдением настоящего постановления уполномоченный орган, в том числе выявляет факты незаконного размещения, самовольной установки нестационарных торговых объектов; осуществляет вынос незаконно размещенных и самовольно установленных нестационарных торговых объектов в соответствии с положением о порядке выноса движимого имущества в городе Омске.
В соответствии с требованиями пункта 28 постановления N 1812-п выявленные уполномоченными органами самовольно установленные нестационарные торговые объекты, а также незаконно размещенные нестационарные объекты подлежат выносу в соответствии с порядком выноса движимого имущества в городе Омске.
Из совокупного толкования указанных выше норм следует, что НТО, установленные в отсутствие правовых оснований, следует считать самовольно размещенными.
Выявление самовольно размещенных объектов движимого имущества, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории г. Омска, государственная собственность на которые не разграничена, и установления порядка их выноса, регулируются Положением о порядке выноса движимого имущества в городе Омске, утвержденным постановлением Администрации города Омска от 30.01.2014 N 95-п (далее - постановление N 95-п).
Выявление самовольно размещенного движимого имущества в соответствии с пунктом 4 постановления N 95-п осуществляют уполномоченные структурные подразделения Администрации города Омска - Администрации административных округов города Омска.
В силу пункта 5 постановления N 95-п каждый случай выявления самовольно размещенного движимого имущества оформляется актом проверки целевого использования земельного участка либо актом, составленным по результатам мероприятий по контролю за соблюдением порядка размещения нестационарных торговых объектов.
Оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом требований статьи 71 АПК РФ, судами установлено что договор на размещение НТО был заключен сроком на 5 лет, Администрация в соответствии с пунктом 48.3 Порядка N 1812-п направила 29.01.2021 в адрес предпринимателя уведомление от 27.01.2021 N 1-15/126, предпринимателю предложено реализовать преимущественное право в отношении НТО аналогичного типа из числа компенсационных мест, предоставляемых по выбору владельца НТО, свободных от прав третьих лиц, включенных в схему размещения НТО.
Принимая во внимание, что пунктом 3.2.10 договора предусмотрена обязанность владельца НТО освободить место, привести его в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации, и передать в течение трех рабочих дней уполномоченному органу по акту приема-передачи, при этом указанная обязанность предпринимателем не исполнена, при отсутствии реализации преимущественного права на получение компенсационного места под размещение НТО, суды пришли к законным и обоснованным выводам о том, что спорный НТО правомерно включен в соответствии с пунктом 8 постановления N 95-п в перечень самовольно размещенного движимого имущества, подлежащего выносу, утвержденный распоряжением главы Администрации САО города Омска от 14.04.2021 N 304 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества".
Выводы судов о размещении заявителем НТО без правовых оснований соответствуют материалами дела, в связи с чем суды обоснованно отказали в удовлетворении заявления предпринимателя.
Доводы ИП Мордашевой Л.П. о нарушении порядка вынесения распоряжения о выносе и (или) демонтаже самовольно размещенного движимого имущества, основанное на выводах о несоблюдении срока уведомления об окончании действия договора на размещение НТО подлежат отклонению, поскольку факт размещения НТО в отсутствие законных оснований подтвержден материалами дела.
Иного из материалов настоящего дела не следует и предпринимателем не доказано (статьи 9, 65 АПК РФ).
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции установлены имеющие значение обстоятельства, полно и всесторонне исследованы представленные в дело доказательства, правильно применены нормативные положения, регулирующие спорные правоотношения, дана надлежащая мотивированная оценка всем доводам общества.
Приведенные в кассационной жалобе доводы полностью повторяют позицию ответчика по существу спора и доводы апелляционной жалобы, но не опровергают выводов, сделанных судами первой и апелляционной инстанции по существу спора.
На основании вышеизложенного арбитражный суд округа приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.12.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 20.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-16546/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Щанкина |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мордашевой Любови Павловны на решение от 29.12.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Колмогорова А.Е.) и постановление от 20.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Котляров Н.Е., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-16546/2021 по заявлению индивидуального предпринимателя Мордашевой Любови Павловны (г. Омск, ИНН 550311746005, ОГРНИП 315554300095342) к Администрации Октябрьского административного округа города Омска (644021, г. Омск, ул. Лизы Чайкиной, 1, ИНН 5506020956, ОГРН 1025501248630) о признании распоряжения недействительным в части.
...
В соответствии со статьей 39.36 ЗК РФ размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Согласно пункту 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
...
Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 сентября 2022 г. N Ф04-3956/22 по делу N А46-16546/2021