город Омск |
|
20 апреля 2022 г. |
Дело N А46-16546/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2022 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1728/2022) индивидуального предпринимателя Мордашевой Любови Павловны на решение Арбитражного суда Омской области от 29.12.2021 по делу N А46-16546/2021 (судья Колмогорова А.Е.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Мордашевой Любови Павловны (ИНН 550311746005, ОГРНИП 315554300095342) к Администрации октябрьского административного округа города Омск а (ИНН 5506020956, ОГРН 1025501248630) о признании распоряжения от 18.08.2021 N 636 недействительным в части,
при участии в судебном заседании от индивидуального предпринимателя Мордашевой Любови Павловны представителя Мамедовой Бэлы Ривкатовны (по доверенности от 25.10.2021 сроком действия 09.01.2024),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Мордашева Любовь Павловна (далее - ИП Мордашева Л.П., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Октябрьского административного округа города Омска (далее - администрация, заинтересованное лицо) об обязании признать недействительной часть 1 Распоряжения главы Администрации от 18.08.2021 N 636 "О выносе и (или) демонтаже самовольно размещенного движимого имущества" (далее - распоряжение N 636, оспариваемое распоряжение) в отношении нестационарного торгового объекта (далее - НТО) - павильон желтого цвета, без вывески, общей площадью 9 кв.м, расположенный в 18 м севернее относительно пятиэтажного жилого дома с административными помещениями, имеющего почтовый адрес: г. Омск, пр-т Космический, д. 26 А, в Октябрьском административном округе города Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.12.2021 по делу N А46-16546/2021 (далее - обжалуемое решение) в удовлетворении требований ИП Мордашевой Л.П. (ИНН 550311746005, ОГРНИП 315554300095342) отказано.
Не соглашаясь с принятым решением, с апелляционной жалобой обратился предприниматель, просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя. Также заявитель просил приостановить производство по делу N А46-16546/2021 до вступления в законную силу окончательного судебного акта по делу N А46-16402/2021 об обязании признать недействительным исключение из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска НТО.
В обоснование жалобы её заявитель указал, что администрацией был нарушен порядок вынесения обжалуемого распоряжения: в нарушение пункта 48.3 постановления Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (вместе с "Порядком размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска") (далее - Постановление N 1812-п) предпринимателю уведомление не направлялось, лишь 14.05.2021 письмом администрация уведомила предпринимателя об истечении 17.02.2021 срока договора на размещение НТО, а также о том, что после окончания срока договора администрацией будет принято решение об исключении из схемы размещения НТО места, используемого по договору, в связи с несоответствием требованиям пункта 18 Постановления N 1812-п в части запрета на размещение НТО в границах автомобильных дорог. Преимущественное право в отношении НТО аналогичного типа из числа компенсационных мест, предоставляемых по выбору владельца НТО, свободных от прав третьих лиц, включённых в схему размещения НТО, предоставляется владельцу НТО до окончания срока действия договора на размещение НТО, однако предпринимателю компенсационное место не было предоставлено.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2022 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание по её рассмотрению.
В судебном заседании 14.04.2022 представитель предпринимателя просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Администрация, надлежащим образом извещенная в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для приостановления производства по делу.
Как усматривается из материалов дела, 17.02.2016 между администрацией (далее - уполномоченный орган) и ИП Мордашевой Л.П. (далее - Владелец) был заключен договор N ОАО-НТО-ГЗ-30-0082 (далее - договор), согласно разделу 1 которого уполномоченный орган предоставляет, а владелец принимает сроком на 5 лет место на размещение НТО, площадью 9 кв.м., в соответствии с паспортом НТО, - киоск, местоположение: пр-т Космический, д. 26 А (25 м севернее).
Предоставление места под НТО уполномоченным органом владельцу, а также возврат места владельцем уполномоченному органу осуществляется на основании акта приема-передачи места размещения НТО согласно схеме размещения НТО на территории города Омска.
В соответствии с пунктом 9.1 договора он вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 06.11.2015.
Как следует из пункта 3.2.10 договора, по истечении срока действия договора, а также в случае его досрочного расторжения владелец обязан освободить место, привести его в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации, и передать в течение трех рабочих дней уполномоченному органу по акту приема-передачи.
В связи с истечением срока договора администрация направила 29.01.2021 в адрес предпринимателя письмо от 27.01.2021 N 1-15/126, в котором указала, что после окончания срока действия договора будет принято решение об исключении из схемы размещения НТО места, используемого по договору в связи с несоответствием требованиям пункта 18 Постановления N 1812-п в части запрета на размещение НТО в границах отвода автомобильных дорог (вне остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта), и уведомила о наличии преимущественного права в течение 90 календарных дней с момента получения уведомления, реализовать которое возможно на аукционе в отношении компенсационного места, не обремененного правами третьего лица, включенного в схему размещения НТО.
Далее администрацией вынесено Распоряжение от 18.08.2021 N 636 о выносе и демонтаже самовольно размещённого движимого имущества, в соответствии с частью 1 которого принадлежащий заявителю НТО определен как самовольно размещённый объект, подлежащий выносу в соответствии с Постановлением N 95-п
Не соглашаясь с частью 1 Распоряжения N 636, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
По результатам рассмотрения заявления предпринимателя принято решение Арбитражного суда Омской области от 29.12.2021 по делу N А46-16546/2021, являющееся предметом апелляционного обжалования.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ предусматривается, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона N 381).
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Законом N 381-ФЗ, а также Правилами включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Так, пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Закона N 381-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом N 381-ФЗ принято постановление Администрации г. Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее - Порядок N 1812-п).
Согласно пункту 3 Порядка N 1812-п размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности г. Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории г. Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной Администрацией г. Омска схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Омска.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 1812-п нестационарный торговый объект представляет собой торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. Самовольно установленный нестационарный торговый объект - это нестационарный торговый объект, размещенный без соблюдения указанного постановления (пункт 10 поименованного выше Порядка).
Согласно пункту 9 Порядка N 1812-п органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Омска, являются Администрации административных округов г. Омска, которые в соответствии с пунктом 49 данного нормативного акта осуществляют контроль за соблюдением Порядка N 1812-п при размещении и эксплуатации нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 50 Порядка N 1812-п при осуществлении контроля за соблюдением настоящего постановления уполномоченный орган, в том числе выявляет факты незаконного размещения, самовольной установки нестационарных торговых объектов; осуществляет вынос незаконно размещенных и самовольно установленных нестационарных торговых объектов в соответствии с положением о порядке выноса движимого имущества в г. Омске.
В соответствии с требованиями пункта 28 Порядка N 1812-п выявленные уполномоченными органами самовольно установленные нестационарные торговые объекты, а также незаконно размещенные нестационарные объекты подлежат выносу в соответствии с порядком выноса движимого имущества в городе Омске.
Указанный порядок утвержден постановлением Администрации г. Омска от 30.01.2014 N 95-п "Об утверждении Положения о порядке выноса движимого имущества в городе Омске" (далее - Положение N 95-п).
Согласно подпункту 1 пункта 3 Положения N 95-п под движимым имуществом понимаются нестационарные торговые объекты, не связанные прочно с земельным участком, вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, размещенные без соблюдения Порядка N 1812-п, либо не демонтированные владельцами нестационарных торговых объектов по истечении срока действия договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории г. Омска или в случае расторжения указанного договора по основаниям, предусмотренным законодательством, а также металлические и сборные железобетонные гаражные боксы, элементы благоустройства (ограждения, заборы, малые архитектурные формы, освещение и осветительное оборудование, сопряжения поверхностей, игровое и спортивное оборудование, некапитальные нестационарные сооружения, уличное техническое оборудование), которые не являются объектами недвижимости, устанавливаемые на определенной территории с учетом возможности быстрого изменения характера использования данной территории без несоразмерного ущерба назначению объектов при их перемещении, расположенные на земельных участках, не отведенных для этих целей в установленном законом и иными правовыми актами порядке.
Как отмечено ранее, 17.02.2016 между администрацией и ИП Мордашевой Л.П. был заключен договор N ОАО-НТО-ГЗ-30-0082 (далее - договор), согласно разделу 1 которого уполномоченный орган предоставляет, а владелец принимает сроком на 5 лет место на размещение НТО, площадью 9 кв.м, в соответствии с паспортом НТО, - киоск, местоположение: пр-т Космический, д. 26 А (25 м севернее).
В связи с тем, что договор был заключен сроком на 5 лет, администрация в соответствии с пунктом 48.3 Порядка N 1812-п направила 29.01.2021 в адрес предпринимателя уведомление от 27.01.2021 N 1-15/126, предпринимателю предложено преимущественное право в отношении НТО аналогичного типа из числа компенсационных мест, предоставляемых по выбору владельца НТО, свободных от прав третьих лиц, включённых в схему размещения НТО.
Доводы жалобы о том, что в адрес предпринимателя администрацией не направлялось уведомление, подлежат отклонению. Так, согласно реестру на отправку почтовых отправлений от 29.01.2021 предпринимателю уведомление отправлено по адресу: г. Омск, ул. Багратиона, д. 2, кв. 7 (адрес указан, в том числе в апелляционной жалобе; принадлежность адреса предпринимателю не отрицается, доказательств наличия иного адреса для направления корреспонденции не представлено). Согласно отметке почты ("Национальная почтовая служба") срок хранения заказного письма истёк 10.02.2021. Риски неполучения корреспонденции по адресу регистрации в рассматриваемом случае возложены на предпринимателя, иного не доказано и из материалов дела не следует.
Кроме того, вопреки доводам жалобы, уведомление в адрес предпринимателя направлено до истечения срока действия договора.
Как следует из пункта 3.2.10 договора, по истечении срока действия договора, а также в случае его досрочного расторжения владелец обязан освободить место, привести его в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации, и передать в течение трех рабочих дней уполномоченному органу по акту приема-передачи.
Как указывает администрация и не опровергает предприниматель, в указанные сроки НТО в нарушение пункта 3.2.10 договора вынесено или демонтировано не было.
В соответствии с пунктом 8 Положения N 95-п в перечень самовольно размещенного движимого имущества, подлежащего выносу, утвержденный распоряжением главы Администрации САО г. Омска от 14.04.2021 N 304 "О выносе самовольно размещенного движимого имущества", включен спорный НТО.
Таким образом, размещение заявителем НТО без правовых оснований подтверждается материалами дела, в связи с чем распоряжение администрации в оспариваемой части является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу, в обоснование которого указано на невозможность рассмотрения настоящего дела до разрешения дела N А46-16402/2021. На момент принятия обжалуемого решения (резолютивная часть от 23.12.2021) спор по указанному делу разрешен, 23.12.2021 судом объявлена резолютивная часть решения по делу N А46-16402/2021. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2022 (резолютивная часть) решение Арбитражного суда Омской области от 29.12.2021 по делу N А46-16402/2021 оставлено без изменения.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 29.12.2021 по делу N А46-16546/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Мордашевой Любови Павловны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Котляров |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16546/2021
Истец: ИП МОРДАШЕВА ЛЮБОВЬ ПАВЛОВНА
Ответчик: Админисрация Октябрьского административного округа города Омска, Администрация города Омска, Администрация Октябрьского Административного округа города Омска