г. Тюмень |
|
30 сентября 2022 г. |
Дело N А46-16402/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Тихомирова В.В.
Щанкиной А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Мордашевой Любови Павловны на решение от 29.12.2021 Арбитражного суда Омской области (судья Колмогорова А.Е.) и постановление от 21.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Котляров Н.Е.) по делу N А46-16402/2021 по заявлению индивидуального предпринимателя Мордашевой Любови Павловны (ОГРНИП 315554300095342, ИНН 550311746005) к администрации города Омска (644099, Омская обл., г. Омск, ул. Гагарина, д. 34, ОГРН 1025501248630, ИНН 5506020956), администрации Октябрьского административного округа города Омска (644021, Омская обл., г. Омск, ул. Лизы Чайкиной, д. 1, ОГРН 1025501248630, ИНН 5506020956) об обязании признать недействительным в таблице N 3 строки 27 постановления администрации города Омска от 22.04.2019 N 320-п "О внесении изменений в постановление администрации города Омска от 04.08.2014 N 1041-п", которым утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, в части исключения из схемы нестационарного торгового объекта в районе дома N 26 A по проспекту Космическому, об обязании вернуть в схему нестационарный торговый объект в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:120305:3160, местоположение которого установлено в северо-западной части кадастрового квартала 55:36:120305: 3160 г. Омска (проспект Космический, дом 26 А, Октябрьский административный округ), об обязании применить к договору на размещение нестационарных торговых объектов N ОАО-НТО-ГЗ-30-0082 действие пункта 48.2 постановления администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска".
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Мордашева Любовь Павловна (далее - ИП Мордашева Л.П., предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к администрации города Омска (далее - администрация города) и администрации Октябрьского административного округа города Омска (далее - администрация округа) об обязании администрации города признать недействительным в таблице N 3 строки 27 постановления от 22.04.2019 N 320-п "О внесении изменений в постановление администрации города Омска от 04.08.2014 N 1041-п" (далее - Постановление N 320), которым утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее - схема размещения), в части исключения из схемы принадлежащего предпринимателю нестационарного торгового объекта (далее - НТО) в районе дома N 26A, расположенного по адресу: г. Омск, пр-т Космический; об обязании администрации города и администрации округа вернуть в схему размещения НТО на территории города Омска НТО предпринимателя в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:120305:3160, местоположение которого установлено в северо-западной части кадастрового квартала 55:36:120305: г. Омск, пр-т Космический, д. 26А, Октябрьский административный округ; об обязании администрации округа применить к договору на размещение НТО N ОАО-НТО-ГЗ-30-0082 действие пункта 48.2 постановления от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" (далее - Постановление N 1812-п).
Решением от 29.12.2021 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 21.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Мордашева Л.П., не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилась с кассационной жалобой, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы предприниматель указывает на то, что НТО предпринимателя не находится в границах отвода автомобильной дороги, а расположено на территории общего пользования; считает, что на земельном участке согласно нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и соответствующих федеральных законов могут быть расположены НТО, а исключение спорного НТО из схемы размещения НТО является незаконным.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ИП Мордашева Л.П. является владельцем НТО, расположенного относительно ориентира по адресу: пр-т Космический, д. 26А (25 м севернее).
Как указывает предприниматель, 20.12.2010 между департаментом имущественных отношений администрации г. Омска (арендодатель, ДИО администрации г. Омска) и ИП Мордашевой Л.П. (арендатор) заключен договор N Д-О-21-8932 аренды части земельного участка, согласно которому, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 3 (три) года часть земельного участка площадью 9.0 кв. м с учетным кадастровым номером 14, из состава земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, относящегося к категории земель населенных пунктов в границах г. Омска с кадастровым номером 55:36:120305:3160, местоположение которого установлено в северо-западной части кадастрового квартала 55:36:120305: г. Омск, пр-т Космический, д. 26А, участок предоставляется для размещения киоска.
В исковом заявлении предприниматель также указывала на то, что в письме ДИО администрации г. Омска от 28.01.2014 N ДИО/168-ОО сообщалось, что договор аренды N Д-О-21-8932 является действующим и считается возобновленным на неопределенный срок.
12.08.2015 в письме Исх.-ДИО/13633 предпринимателю сообщено, что ДИО администрации г. Омска отказывается от договора аренды N Д-О-21-8932 и по истечении трехмесячного срока договор N Д-О-21-8932 будет прекращен, а также указано, что согласно Постановлению N 1812-п владельцы НТО, имеющие действующие договоры аренды земельных участков, имеют право на заключение с администрацией административного округа договоров на размещение НТО без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение НТО.
17.02.2016 между администрацией округа (далее - уполномоченный орган) и ИП Мордашевой Л.П. (далее - владелец) заключен договор N ОАО-НТО-ГЗ-30-0082 на размещение нестационарного торгового объекта согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее - договор).
Согласно пунктам 1.1 - 1.5 договора уполномоченный орган предоставляет, а владелец принимает сроком на 5 лет место для размещения НТО, площадью 9 кв. м, в соответствии с паспортом НТО. Тип торгового объекта: киоск. Местоположение НТО: установлено относительно ориентира, расположенного по адресу: проспект Космический, дом 26А (25 м севернее) Вид торговой деятельности: розничная торговля. Специализация НТО: ремонт обуви.
Согласно пункту 1.7 договора предоставление места под НТО уполномоченным органом владельцу, а также возврат места владельцем уполномоченному органу осуществляется на основании акта приема-передачи места размещения НТО согласно схеме размещения НТО на территории города Омска.
В соответствии с пунктом 9.1 договора указанный договор вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 06.11.2015.
Пунктом 3.2.10 договора предусмотрено, что по истечении срока его действия, а также в случае его досрочного расторжения владелец обязан освободить место, привести его в состояние, пригодное для дальнейшей эксплуатации и передать в течение трех рабочих дней уполномоченному органу по акту приема-передачи.
Письмом от 27.01.2021 N 1-15/126 администрация округа уведомила предпринимателя о том, что после окончания срока действия договора будет принято решение об исключении из схемы размещения НТО места, используемого по договору, в связи с несоответствием НТО требованиям пункта 18 Постановления N 1812-п в части запрета на размещение НТО в границах отвода автомобильных дорог (вне остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта). В указанном письме предпринимателю сообщено о предоставлении предпринимателю преимущественного права в течение 90 календарных дней с момента получения уведомления, реализовать которое возможно на аукционе в отношении компенсационного места, не обремененного правами третьего лица, включенного в схему размещения НТО.
В соответствии с протоколом заседания комиссии администрации округа по рассмотрению обращений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Комиссия) от 20.02.2019 Комиссией принято решение об исключении из схемы размещения НТО места размещения нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: проспект Космический, д. 26А. Указанное решение направлено в департамент городской экономической политики администрации города.
Полагая, что исключение НТО произведено незаконно, с нарушением установленных требований Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 26.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), в отсутствие доказательств того, что принадлежащий ИП Мордашевой Л.П. НТО расположен в пределах полосы отвода автомобильной дороги, предприниматель обратилась в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:120305:3160 расположен в границах полосы отвода автомобильной дороги, следовательно, место размещения спорного НТО не соответствует подпункту 1 пункта 18 Постановления N 1812-п, в связи с чем Комиссией принято законное решение об исключении спорного места размещения НТО из схемы размещения НТО; срок действия договора на размещение НТО от 17.02.2016 N ОАО-НТО-ГЗ-30-0082 истек 06.11.2020; договор аренды земельного участка от 20.12.2010 N Д-О-21-8932 прекратил действие в 2016 году; предусмотренных пунктом 24 Порядка N 1812-п оснований для размещения НТО без аукциона у предпринимателя не имеется.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных по делу обстоятельств и следующих норм права.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктом 1 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории города Омска, осуществляется на основании схемы размещения в соответствии с Законом N 381-ФЗ).
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Законом N 381-ФЗ, а также Правилами включения НТО, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772.
Частью 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ определено, что НТО является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Особенности размещения НТО установлены статьей 10 Закона N 381-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов
Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения НТО утвержден приказом Министерства экономики Омской области от 23.08.2010 N 28 "О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Порядок разработки схем).
На основании пункта 2 названного Порядка схема размещения НТО разрабатывается органом местного самоуправления Омской области, определенным в соответствии с уставом муниципального образования Омской области. При этом, схема разрабатывается с учетом градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного и иного законодательства, а также необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Пунктом 7 Порядка разработки схем предусмотрено, что Схема размещения НТО утверждается органом местного самоуправления Омской области, определенным в соответствии с уставом муниципального образования Омской области.
Согласно пункту 9.5 части 1 статьи 22 Устава города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 N 92 (далее - Устав города Омска), к полномочиям администрация города относится разработка и утверждение схемы размещения НТО в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Омской области.
В рамках реализации указанных полномочий администрацией города принято постановление от 22.04.2019 N 320-п "О внесении изменений в постановление администрации города Омска от 04.08.2014 N 1041-п", предполагающее внесение изменений в схему размещения НТО на территории города Омска.
Постановлением администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска (далее - Порядок N 1812-п), определяющий процедуру размещения НТО на территории г. Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений администрации г. Омска при разработке схемы размещения НТО на территории г. Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения (пункт 2).
Согласно пункту 3 Порядка N 1812-п размещение НТО на территории г. Омска, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности Омской области) и муниципальной собственности города Омска, а также на земельных участках, расположенных на территории города Омска, государственная собственность на которые не разграничена, производится в соответствии с утвержденной администрацией г. Омска схемой размещения НТО на территории г. Омска.
Согласно пункту 9 Порядка N 1812-п органами, уполномоченными на размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Омска, являются администрации административных округов г. Омска, которые в соответствии с пунктом 49 данного нормативного акта осуществляют контроль за соблюдением Постановления N 1812-п при размещении и эксплуатации нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 38 Порядка N 1812-п для внесения изменений в схему размещения НТО Уполномоченным органом создается соответствующая комиссия по рассмотрению обращений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Комиссия).
Согласно пункту 44 Порядка N 1812-п в случае принятия Комиссией решения о внесении изменений в схему размещения НТО соответствующий уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней направляет в департамент городской экономической политики администрации города Омска предложения о внесении изменений в схему размещения НТО.
Пунктом 35 Порядка N 1812-п предусмотрено, что департамент городской экономической политики администрации города Омска в течение 10 рабочих дней после поступления предложений о внесении изменений в схему размещения НТО разрабатывает проект постановления администрации города Омска о внесении изменений в схему размещения НТО.
В соответствии с протоколом заседания комиссии администрации Октябрьского административного округа города Омска по рассмотрению обращений о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов (далее - Комиссия) от 20.02.2019 Комиссией принято решение об исключении из схемы размещения НТО места размещения НТО, расположенного по адресу: проспект Космический, д. 26А. Указанное решение было направлено в департамент городской экономической политики администрации города Омска.
С учетом поступившего из администрации округа протокола заседания Комиссии от 20.02.2019, предусматривающего исключение из схемы размещения НТО места размещения НТО, расположенного по адресу: проспект Космический, д. 26А, администрацией города принято решение об исключении спорного места размещения НТО из схемы размещения НТО.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что основанием для исключения НТО предпринимателя из схемы размещения НТО послужило несоответствие места его размещения подпункту 1 пункта 18 Порядка N 1812-п.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно указали, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 18 Порядка N 1812-п не допускается включать в схему размещения НТО места размещения в границах отвода автомобильных дорог (вне остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта) с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно письму от 05.04.2022 N Вн-ДАГ 06/2906 департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска в соответствии с проектом планировки территории, расположенной в границах: улица Берникова - граница полосы отвода железной дороги - граница Старо-Восточного кладбища - Окружная дорога - граница промышленной территории - тупик Сенной - в Октябрьском административном округе города Омска, утвержденного постановлением администрации города Омска от 09.06.2011 N 578-п (далее - проект планировки территории), спорное место размещения НТО определяется в границах красных линий улично-дорожной сети.
На основании изложенного суды пришли к верному выводу, что место размещения НТО предпринимателя, расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:120305:3160, который сформирован под автомобильной дорогой по адресу: проспект Космический, д. 26А.
Пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что под полосой отвода автомобильной дороги понимаются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Таким образом, место размещения спорного НТО не соответствует подпункту 1 пункта 18 Порядка N 1812-п, следовательно, Комиссией принято законное решение об исключении спорного места размещения НТО из схемы размещения НТО.
Довод предпринимателя о том, что спорный НТО не находится в границах отвода автомобильной дороги был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и правомерно отклонен как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.
Таким образом, правильно установив обстоятельства по делу, суды двух инстанций правомерно и обоснованно признали постановление от 22.04.2019 N 320-п "О внесении изменений в постановление администрации города Омска от 04.08.2014 N 1041-п", предполагающее внесение изменений в схему размещения НТО на территории города Омска в отношении спорного НТО, принятым при наличии к тому правовых оснований.
Доводов о несогласии заявителя с иными выводами судов кассационная жалоба не содержит.
Приведенные заявителем жалобы доводы повторяют его позицию по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, основанные на фактических обстоятельствах, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств, что выходит за рамки рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 АПК РФ. Доводы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов, не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.12.2021 Арбитражного суда Омской области и постановление от 21.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-16402/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
В.В. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.