г. Тюмень |
|
10 октября 2022 г. |
Дело N А81-205/2022 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе судьи Дерхо Д.С. рассмотрел кассационную жалобу департамента имущественных и жилищных отношений Администрации города Новый Уренгой на решение от 06.05.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (21.03.2022 вынесена резолютивная часть) (судья Воробьева В.С.) и постановление от 03.06.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-205/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства по иску департамента имущественных и жилищных отношений Администрации города Новый Уренгой (629305, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, проспект Ленинградский, дом 5/Б, ОГРН 1028900625302, ИНН 8904013329) к акционерному обществу "Севергазавтоматика" (629305, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, улица Таежная, дом 196, ИНН 8904000070, ОГРН 1028900623993) о взыскании денежных средств.
Суд установил:
департамент имущественных и жилищных отношений Администрации города Новый Уренгой (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к акционерному обществу "Севергазавтоматика" (далее - общество) о взыскании 40 808 руб. 56 коп., из которых: 38 760 руб. 02 коп. задолженность по договору аренды земельного участка от 20.02.2013 N НУ-7148 (далее - договор) за период с 01.01.2020 по 30.06.2021, 2 048 руб. 54 коп. пени за период с 11.04.2020 по 30.09.2021.
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), настоящее дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением от 06.05.2021 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 03.06.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены частично, с общества в пользу департамента взыскана задолженность по договору за период с 01.01.2020 по 30.06.2021 в размере 26 803 руб. 25 коп., пени за период с 11.04.2020 по 30.09.2021 в размере 1 425 руб. 74 коп., распределены судебные расходы.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на неправильное применение норм материального и процессуального права. По мнению департамента: согласно данным с официального сайта Федеральной налоговой службы общество 10.07.2021 исключено из единого реестра. Кроме того, одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Заявитель утверждает, что общество с 2013 года не предпринимало попыток обратиться в департамент с заявлением о том, что является субъектом малого и среднего предпринимательства, а также о необходимости применения пониженного коэффициента 0,903 в расчетах по договору.
Общество представило в суд округа отзыв, в котором просит решение суда и постановление апелляционной коллегии оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев кассационную жалобу в пределах ее доводов, которыми ограничивается рассмотрение дела судом кассационной инстанции (часть 1 статьи 286 АПК РФ, определение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2016 N 302-ЭС15-17338), проверив в соответствии с положениями статей 284, 286, 288.2 АПК РФ законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд округа полагает, что выводы судов соответствуют обстоятельствам дела и примененным нормам права.
Судами установлено и из материалов дела следует, что между департаментом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор, по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 89:11:010202:39, площадью 1949 кв. м, расположенный по адресу: Ямало-Ненецкого автономный округ, город Новый Уренгой, Западная промзона, панель Е, для окончания строительства склада открытого хранения вагон-домиков (пункт 1.1 договора).
Срок аренды земельного участка установлен с 15.04.2013 до 15.04.2016 (пункт 2.1 договора).
Размер и условия внесения арендной платы стороны согласовали в разделе 3 договора.
Так, согласно пунктам 3.1, 3.2 за владение и пользование земельным участком арендатор уплачивает арендодателю арендную плату согласно расчету арендной платы, являющемуся неотъемлемой частью договора (приложение N 3).
Арендная плата по договору вносится арендатором ежеквартально: за I квартал - до 10 апреля текущего года; за II квартал - до 10 июля текущего года; за III квартал - до 10 октября текущего года; - за IV квартал - до 10 декабря текущего года.
Пунктом 6.2 договора предусмотрена ответственность за нарушение срока внесения арендной платы по договору, арендатор обязался уплачивать арендодателю пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи 20.02.2013, подписанному сторонами без замечаний и возражений.
Между тем, обязательства по уплате арендных платежей за пользование земельным участком по договору ответчик исполнял ненадлежащим образом, арендную плату по договору вносил несвоевременно.
Истец ссылается на то, что в связи с ненадлежащим исполнением своих обязательств по уплате арендной платы у ответчика за период с 01.01.2020 по 30.06.2021 образовалась задолженность перед департаментом в размере 38 760 руб. 02 коп.
В связи с тем, что задолженность продолжительное время в добровольном порядке не погашалась, департамент направил обществу требование от 18.06.2021 N 89-76-03/01-07/4547 о погашении задолженности по арендной плате и пени, после чего обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная коллегия, руководствовался статьями 8, 309, 310, 329, 330, 331, 333, 606, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 1, 3, 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), разъяснениями, изложенными в пунктах 71, 72 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.10.2015 N 953-П "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемые в аренду без торгов" (далее - Порядок, Постановление N 953-П), установив, что в исковой период общество являлось субъектом среднего предпринимательства, пришел к выводу о наличии правовых оснований для применения при расчете арендной платы по договору понижающего коэффициента аренды (Ка) в размере 0,903 и наличии оснований для взыскания пени.
Отклоняя возражения департамента относительно безосновательного применения коэффициент субъектов малого и среднего предпринимательства при расчете размера платы за пользование земельным участком без заявления арендатора, суд первой инстанции со ссылками на статью 39.7 ЗК РФ, статьи 4, 14, 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", правовую позицию, изложенную в постановлении от 17.04.2012 N15837/11 Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пунктах 16, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73), учитывая буквальное толкование решения Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой от 24.12.2019 N 298 "Об утверждении размеров коэффициентов аренды (Ка), строительства (Кст) и ставок арендной платы (Ст)" (далее - решение N 298), принимая во внимание, что в редакции Порядка (с 01.01.2020), заявление субъекта малого или среднего предпринимательства для определения начала применения коэффициента нормативным актом не было предусмотрено, указал, что обязанность по применению в расчетах коэффициента, утвержденного решением N 298, не связана с заявительным характером действий арендатора.
Такие выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, применимому законодательству и доводами кассационной жалобы департамента не опровергаются.
На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование.
В силу пункта 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Исходя из положений пунктов 4, 12 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В силу статьи 65 ЗК РФ, положений статьи 424 ГК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 16, 19 Постановления N 73, плата за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, относится к категории регулируемых цен; порядок определения размера арендной платы, порядок и сроки ее внесения устанавливаются соответствующим уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии Порядком, размер арендной платы за использование земельного участка устанавливается в договоре аренды земельного участка и, если федеральными законами или настоящим Порядком не предусмотрено иное, определяется по формуле: РАП = (КС * С / 100) * Ка * Кст * Кд / Кг * Кs, где: РАП - размер годовой арендной платы (руб.); КС - кадастровая стоимость земельного участка (руб.); С - ставка арендной платы, определяемая в соответствии с разделом III Порядка; Ка - коэффициент аренды; Кст - коэффициент строительства; Кг - количество дней в году (365 или 366); Кд - количество дней аренды земельного участка в течение календарного года в соответствии с условиями договора аренды земельного участка; Кs - коэффициент доли в праве на здание, сооружение или помещение в них, принадлежащей правообладателям здания, сооружения или помещений в них.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 АПК РФ об относимости и допустимости доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 71, 168 АПК РФ).
Исследовав и оценив все предоставленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что в исковой период общество являлось субъектом среднего предпринимательства; учитывая основания для применения при расчете арендной платы по договору понижающего коэффициента аренды (Ка) в размере 0,903, и также наличия для начисления неустойки, суды первой и апелляционной инстанций пришли к мотивированным выводам о наличии правовых и фактических оснований для частичного удовлетворения иска.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
Основания для иных выводов у суда округа отсутствуют.
Довод подателя кассационной жалобы относительно заявительного порядка обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки в органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым ответчик не воспользовался, подлежит отклонению судом округа.
Согласно части 1 статьи 6 Закона N 209-ФЗ государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных данным законом.
Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления (пункты 1, 4 части 3 статьи 6 Закона N 209-ФЗ)
Законом N 209-ФЗ установлена обязанность публичных органов власти содействовать развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе посредством предоставления мер имущественной поддержки, включая возможность установления льготных ставок арендной платы (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.09.2012 N 4290/12, далее - Постановление N 4290/12).
В целях реализации указанных положений Закона N 209-ФЗ Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа приняло Аостановление N 953-П, в котором определило общие правила определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ямало-Ненецкого автономного округа, расположенные на территории Российской Федерации, предоставляемые в аренду без торгов, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, предоставляемые в аренду без торгов.
На основании Постановления N 953-П установлен принято решение N 258. Данным решением установлено, что ставка арендной платы определяется в соответствии с приложением к решению. Указанное приложение приведено в таблице и устанавливает ставки арендной платы в зависимости от 155 видов разрешенного использования. В целях применения данного нормативного акта эти виды разрешенного использования были соотнесены с указанным в договоре, в результате чего суды правомерно пришли к выводу, что ставка в размере 0,903 подлежит применению в данном конкретном случае при виде разрешенного использования "Склады". Именно этот вид разрешенного использования предусмотрен сторонами в договоре, как "для окончания строительства склада открытого хранения вагон-домиков".
Как отражено в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.02.2017 N 5-АПГ16-122, пониженные ставки арендной платы представляют собой льготный режим определенной категории участников гражданского оборота, что само по себе не может рассматриваться в качестве преференций отдельным хозяйствующим субъектам.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении N 4290/12, к государственным и муниципальным преференциям не могут быть отнесены меры, равным образом улучшающие положение всех тех хозяйствующих субъектов одного или нескольких товарных рынков, чье положение может быть улучшено без нарушения требований законодательства.
Согласно пункту 4.4 Постановления N 953-П при расчете размера арендной платы за использование земельного участка, предоставленного для строительства объекта недвижимости смешанного функционального назначения или нескольких объектов недвижимости различного функционального назначения, применяется ставка арендной платы, соответствующая виду разрешенного использования земельного участка, внесенного в Единый государственный реестр недвижимости.
Как правомерно указано судами первой и апелляционной инстанции, департамент как арендодатель самостоятельно осуществляет перерасчет размера арендной платы по формуле, установленной Постановлением N 953-П, что предполагает самостоятельное установление всех обстоятельств, учтенных в формуле расчета.
В соответствии с Постановлением N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к которым относится принцип экономической обоснованности, предусматривающий, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11).
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что размер арендной платы определен в соответствии с указанным в договоре видом разрешенного использования земельного участка и подлежащими применению нормативными актами, регулирующими размер арендной платы за спорный земельный участок.
Согласно подпункту "б" части 2 статьи 4 Закона N 209-ФЗ под субъектами малого и среднего предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.
Поскольку ответчик подтвердил соответствие вышеуказанным критериям, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерным выводам о возможности применения указанного коэффициента. Отсутствие обращения ответчика с заявлением о применении указанного коэффициента не нарушает права истца, соответствует целям и принципам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, определенным в статье 6 Закона N 209-ФЗ.
Нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.05.2022 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 03.06.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-205/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит обжалованию в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в силу части 3 статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.10.2022.
Судья |
Д.С. Дерхо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту "б" части 2 статьи 4 Закона N 209-ФЗ под субъектами малого и среднего предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, средняя численность работников которых за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.
Поскольку ответчик подтвердил соответствие вышеуказанным критериям, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правомерным выводам о возможности применения указанного коэффициента. Отсутствие обращения ответчика с заявлением о применении указанного коэффициента не нарушает права истца, соответствует целям и принципам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, определенным в статье 6 Закона N 209-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 октября 2022 г. N Ф04-4964/22 по делу N А81-205/2022