г. Тюмень |
|
15 ноября 2022 г. |
Дело N А03-2670/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Киричёк Ю.Н.
при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,
рассмотрел в судебном онлайн-заседании с использованием средств аудиозаписи и системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" кассационную жалобу акционерного общества "Барнаульская генерация" на решение от 10.06.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) и постановление от 22.08.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Зайцева О.О., Павлюк Т.В.) по делу N А03-2670/2022 по заявлению акционерного общества "Барнаульская генерация" (656037, Алтайский край, город Барнаул, улица Бриллиантовая, дом 2, ОГРН 1122224002317, ИНН 2224152758) к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (650002, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Институтская, дом 3, ОГРН 1034205004525, ИНН 4200000206) об оспаривании постановления от 21.02.2021 N 24557/юл по делу об административном правонарушении.
Путем использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в заседании участвовали представители:
от акционерного общества "Барнаульская генерация" - Романова И.Ю. по доверенности от 28.12.2020,
от Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - Булгакова Е.С. по доверенности от 31.12.2020.
Суд установил:
акционерное общество "Барнаульская генерация" (далее - АО "Барнаульская генерация", общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление, административный орган) от 21.02.2021 N 24557/юл о привлечении к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Решением от 10.07.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 22.08.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, АО "Барнаульская генерация", просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.
Податель жалобы считает, что не является контролируемым лицом, в рассматриваемом случае принцип универсального правопреемства не применим; судами не учтены отсутствие его вины в совершении вменяемого правонарушения, недостаточность срока для исполнения предписания; у АО "Барнаульская генерация" отсутствовала техническая возможность подать в электронной форме ходатайство о продлении срока исполнения предписания от имени акционерного общества "Барнаульская ТЭЦ-3" (далее - АО "Барнаульская ТЭЦ-3"), которому оно было выдано.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в ходе внеплановой выездной проверки управлением установлено, что АО "Барнаульская генерация" не выполнило в полном объеме ранее выданное АО "Барнаульская ТЭЦ-3" (правопредшественник АО "Барнаульская генерация") предписание от 24.09.2021 N 37А/21п-21 со сроком исполнения до 24.12.2021, а именно:
- для вентиляционных систем не предусмотрены сигнализация о работе вентиляционных систем с подачей сигнала в помещении управления здания насосной и автоматическая защита калориферов от замораживания (пункт 6);
- для вентиляционных систем не предусмотрено автоматическое включение резервного вентилятора вентиляционных систем (приточной П-1 согласно технического паспорта на систему вентиляции, вытяжек воздуха из помещения мазутонасосной станции согласно технических паспортов на систему вентиляции ОВ-8 (ВМ-2), ОВ-6 (ВМ3)) при выходе из строя рабочего вентилятора с подачей сигнала о включении резерва здания насосной (пункт 7);
- отсутствует аварийная вентиляция в здании (помещении) насосной; не предусмотрено автоматическое включение резервного вентилятора вентиляционных систем при выходе из строя рабочего вентилятора с подачей сигнала о включении резерва (пункт 8);
- не обеспечена экспертиза промышленной безопасности и согласование с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, изменений в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта "Мазутохозяйство ТЭЦ-3 по адресу: г. Барнаул, ул. Трактовая, 7" шифр 2018-МХ.ТП в части величины установки автоматического включения аварийной вентиляции (пункт 13);
- твердое бетонное покрытие зоны слива мазута не оборудовано устройствами отвода в дренажную систему загрязненных нефтепродуктами атмосферных осадков, а также для смыва пролитых нефтепродуктов (пункт 16);
- устройство фундаментов резервуаров РВС-10 000 (N 1, 2) не соответствуют проектной документации (шифр 704-1-58); не выполнен уклон гидроизолирующего слоя (ширина 1000 мм по всей окружности, толщина 50 мм) i=1:10; не выполнена насыпь основания высотой не менее 500 мм и уклоном i=1:1,5 с отмосткой из булыжного камня (пункт 19).
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 02.02.2022 N 37А/02А-22 и послужили основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 08.02.2022, а также вынесения постановления от 21.02.2022 N 24577/юл о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, АО "Барнаульская генерация" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из наличия в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из следующего.
Частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Часть 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ определяет опасные производственные объекты (далее - ОПО) как предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (статья 3 Закона N 116-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 9 и пункта 1 статьи 11 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая ОПО, среди прочего, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды установили, что предписание от 24.09.2021 N 37А/21п-21 было выдано АО "Барнаульская ТЭЦ-3" (как эксплуатирующей на тот момент организации) в связи с нарушением обязательных требований в сфере промышленной безопасности при эксплуатации ОПО "Площадка хранения мазутного топлива" III класса опасности, регистрационный N А63-03739-0005, расположенного по адресу: 656037, город Барнаул, улица Трактовая, дом 7; АО "Барнаульская генерация" является с 21.04.2021 собственником данного ОПО и с 23.11.2021 - эксплуатирующей его организацией; 25.11.2021 АО "Барнаульская ТЭЦ-3" реорганизовано путем присоединения к АО "Барнаульская генерация"; 22.11.2021 АО "Барнаульская генерация" фактически перерегистрировало указанный ОПО в Государственном реестре опасных производственных объектов, у него изменился лишь номер (с А63-037740-0053 на А63-03739-0005) и наименование эксплуатирующей организации; невыполнение пунктов 6-8, 13, 16, 19 предписания от 24.09.2021 обществом не оспаривается; АО "Барнаульская ТЭЦ-3" с ходатайством об отсрочке исполнения предписания не обращалось, невозможность подачи ходатайства о продлении срока исполнения предписания в надлежащей форме обществом не подтверждена
С учетом изложенного и принимая во внимание положения пункта 2 статьи 58, статей 210 и 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", части 4 статьи 2.10 КоАП РФ, суды обоснованно указали на наличие в данном конкретном случае оснований для привлечения правопреемника - АО "Барнаульская генерация" к административной ответственности за неисполнение предписания.
Поскольку обществом не представлено доказательств, подтверждающих своевременное принятие всех зависящих от него мер, направленных на исполнение предписания, арбитражные суды пришли к правомерному выводу о наличии в деянии его состава административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ.
Нарушений управлением положений Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", КоАП РФ при проведении проверки и в ходе производства по делу об административном правонарушении судами не выявлено. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 11 статьи 19.5 КоАП РФ. При этом суды не усмотрели оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах арбитражные суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного АО "Барнаульская генерация" требования об отмене постановления управления от 21.02.2021 N 24557/юл.
Доводы подателя кассационной жалобы относительно недостаточности срока для устранения выявленных административным органом правонарушений и отсутствии вины общества, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом округа не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.06.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 22.08.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-2670/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.