г. Тюмень |
|
17 ноября 2022 г. |
Дело N А45-2446/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рязановым И.А. рассмотрел кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области на постановление от 09.08.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Зайцева О.О., Павлюк Т.В.) по делу N А45-2446/2022 Арбитражного суда Новосибирской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Спортивный квартал" (630007, город Новосибирск, улица Фабричная, дом 10, офис 422, ОГРН 1175476083639, ИНН 5407966037) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (630091, город Новосибирск, улица Державина, дом 28, ОГРН 1045402545836, ИНН 5406299278) о признании недействительным решения от 27.12.2021 N КУВД-001/2021-38140743/8.
В заседании в онлайн-режиме посредством использования веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" приняли участие представители:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области - Вылегжанина В.В. по доверенности от 12.09.2022, Мороз Т.В. по доверенности от 19.10.2022;
от общества с ограниченной ответственностью "Спортивный квартал" - Зульфалиева С.Э.к. по доверенности от 01.06.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Спортивный квартал" (далее - общество, ООО "Спортивный квартал") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - управление, регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 27.12.2021 N КУВД-001/2021-38140743/8 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении сооружения "Спортивный город", общей площадью 2813,5 кв. м, год завершения строительства 2016, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 54:35:021295:11 (город Новосибирск, улица Фабричная), иное сооружение (испытание спортивного покрытия), обязании управления осуществить действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав.
Решением от 23.05.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Галкина Н.С.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением от 09.08.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, заявленное требование удовлетворено, на регистрирующий орган возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав общества путем осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление (с учетом пояснений, изложенных в судебном заседании) просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции сделал ошибочный вывод об отсутствии у регистрирующего органа правовых оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации прав, поскольку представленный обществом пакет документов не соответствовал требованиям действующего законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Спортивный квартал" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа считает, что постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 13.09.2021 общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении сооружения, расположенного по адресу: город Новосибирск, улица Фабричная.
К данному заявлению обществом были приложены технический план сооружения от 08.09.2021, в котором указано: назначение объекта недвижимости "иное сооружение (испытание спортивного покрытия)"; наименование объекта недвижимости "спортивный город".
В приложении к техническому плану сооружения от 08.09.2021 поименована декларация об объекте недвижимости, договор аренды части земельного участка с кадастровым номером 54:35:021295:11 и свидетельство о государственной регистрации права общества с ограниченной ответственностью Группа Компаний "Оберон" на указанный земельный участок.
Рассмотрев поступивший пакет документов, управление приняло решение о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету и по государственной регистрации прав (уведомление от 21.09.2021 N КУВД-001/2021-38140743/1), в обоснование которого указано на непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; несоответствие формы и (или) содержания документа, предоставленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства Российской Федерации; непредставление (непоступление) документов (сведений, содержащиеся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.
11.11.2021 общество представило пояснения от 02.11.2021, в которых выразило свое несогласие с выводами, изложенными в решении о приостановлении, и указало на то, что спорное сооружение не требует получения разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию; представленный пакет документов в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.
Уведомлением от 27.12.2021 N КУВД-001/2021-38140743/7 управление сообщило обществу о принятии решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации прав.
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводам о наличии у регистрирующего органа правовых оснований для вынесения оспариваемого отказа и его соответствии требованиям действующего законодательства.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленное требование, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие у управления законных оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета и осуществления регистрационных действий.
Отменяя постановление суда апелляционной инстанции и оставляя без изменения решение суда первой инстанции суда округа исходит из следующего.
В соответствии частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) (часть 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Исходя из части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Законом порядке.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (часть 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Частью 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, в том числе если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5); форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7); не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам (пункт 9).
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Как следует из материалов дела, принимая оспариваемый отказ, управление, в том числе указало на отсутствие у него правовых оснований для регистрации спорного объекта по причине непредставления обществом разрешения на ввод спорного объекта в эксплуатацию и несоответствия технического плана требованиям действующего законодательства в части указания в нем сведений на основе декларации.
Возражая против указанных выводов управления, общество указывало на то, что спорный объект является сезонным и к нему по аналогии подлежат применению положения, регламентирующие порядок постановки на государственный кадастровый учет и регистрации прав в отношении вспомогательных объектов.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе технический план (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав либо при государственном кадастровом учете в связи с созданием в результате строительства или изменением в результате реконструкции зданий, сооружений, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении объектов незавершенного строительства; при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении помещений или машино-мест в здании, сооружении; при государственном кадастровом учете помещений или машино-мест в здании, сооружении).
В части 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ определено, что технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком разрешения на строительство здания, сооружения (в случае, если для строительства таких здания, сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется получение такого разрешения), проектной документации таких объектов недвижимости. При отсутствии на момент выполнения кадастровых работ возможности визуального осмотра подземных конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства для осуществления измерений, необходимых для определения местоположения соответствующего объекта недвижимости на земельном участке (контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства), допускается использование исполнительной документации, ведение которой предусмотрено частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Представление в качестве приложения к техническому плану здания, сооружения проектной документации и (или) иной указанной в настоящей части документации (копий такой документации) не осуществляется. В техническом плане указываются сведения о такой документации. Сведения из такой документации включаются в текстовую и графическую части технического плана в объеме, предусмотренном формой технического плана, требованиями к его подготовке, составом содержащихся в нем сведений (часть 8 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.
Таким образом, оформление технического плана объекта на основании декларации возможно только при условии, что в отношении такого объекта не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 статьи 24 Закона N 218-ФЗ разрешений и проектной документации.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных статьей 51 данного Кодекса.
В силу пункта 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Действующее законодательства понятие "объект вспомогательного использования" не раскрывает. Вместе с тем из совокупного анализа пунктов 2 и 3 части 17 статьи 51 и части 15 статьи 55 ГрК РФ и статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что основными критериями для отнесения строений и сооружений к вспомогательным являются их принадлежность к виду сооружений пониженного уровня ответственности, отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство и наличие на земельном участке основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому такое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию (пункт 16 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2022), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.06.2022).
Согласно позиции Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенной в письме от 25.06.2009 N 19669-ИП/08, под строениями и сооружениями вспомогательного использования подразумеваются сооружения пониженного уровня ответственности.
Понятие "сооружения временного (сезонного) назначения" действующим законодательством также не раскрыто.
Пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" определено, что к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Согласно пункту 10.1 и приложению А ГОСТа 27751-2014 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения" к классу сооружений пониженного уровня ответственности (КС-1) относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные) контейнерного типа), склады временного содержания, в которых не предусматривается постоянного пребывания людей; сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.
При этом в соответствии с нормой статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 1160/13, от 17.01.2012 N 4777/08, право собственности может быть зарегистрировано в публичном реестре лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции установил, что представленные обществом в регистрирующий орган документы и сведения, полученные управлением от Управления архитектурно-строительной инспекции мэрии города Новосибирска в рамках межведомственного запроса, не позволяют признать спорный объект объектом вспомогательного использования, поскольку в них отсутствует информация о существовании здания, строения или сооружения, по отношению к которому данный объект выполнял бы вспомогательную или обслуживающую функцию; основания для признания спорного объекта временным (сезонным) также отсутствуют, поскольку общество не доказало возможность эксплуатации объекта только в летний (теплый) сезон (имеется возможность расчистить площадку от снега; может возникнуть необходимость в испытании спортивных покрытий и в холодное (осенне-зимнее) время года).
Отменяя решение суда первой инстанции и возлагая на регистрирующий орган обязанность осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию прав, суд апелляционной инстанции указал на то, что кадастровым инженером к техническому плану от 08.09.2021 приложена декларация, заверенная и подписанная представителем общества, представленное сооружение является объектом сезонного назначения, не имеет крыши, не требует в силу закона получения разрешения на строительство и ввод его в эксплуатацию, используется в весенне-летний период, относится к виду сооружений пониженного уровня ответственности с учетом его технических и физических характеристик.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не указал на основании каких доказательств был сделан вывод о сезонном назначении спорного объекта и возможности его использования только в весенне-летний период, а также не исследовал вопрос о наличии у данного объекта предусмотренных гражданским законодательством признаков недвижимости, позволяющих осуществить его учет и регистрацию прав на данный объект в реестре.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции, соглашаясь выводами суда первой инстанции об отсутствии у управления законных оснований для совершения регистрационных действий на основании представленного пакета документов, не может признать обоснованным постановление суда апелляционной инстанции, которым на управление возложена обязанность совершить данные регистрационные действия.
С учетом изложенного обжалуемое постановление апелляционного суда подлежит отмене в соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе в порядке пункта 5 части 1 статьи 287 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 09.08.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-2446/2022 Арбитражного суда Новосибирской области отменить.
Оставить в силе решение от 23.05.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по указанному делу.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.