г. Тюмень |
|
17 ноября 2022 г. |
Дело N А75-16600/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Дружининой Ю.Ф.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Администрации сельского поселения Ульт-Ягун на решение от 27.04.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Заболотин А.Н.) и постановление от 02.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Воронов Т.А., Грязникова А.С., Сидоренко О.А.) по делу N А75-16600/2021 по иску акционерного общества "Югра-Экология" (628011, город Ханты-Мансийск, улица Привольная, здание 15, ОГРН 1178617020262, ИНН 8601065381) к муниципальному образованию сельское поселение Ульт-Ягун Сургутского района в лице Администрации сельского поселения Ульт-Ягун (628430, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, поселок Ульт-Ягун, проезд Кедровый, дом 1, ОГРН 1058603874273, ИНН 8617022094) о взыскании убытков.
Другое лицо, участвующее в деле, - Администрация Сургутского района (628408, город Сургут, улица Энгельса, дом 10, ИНН 8617011350, ОГРН 1028600615207).
В заседании приняла участие представитель Администрации сельского поселения Ульт-Ягун Кузнецова О.А. по доверенности от 07.02.2022.
Суд установил:
акционерное общество "Югра-экология" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском о взыскании с муниципального образования сельское поселение Ульт-Ягун Сургутского района в лице Администрации сельского поселения Ульт-Ягун (далее - администрация) убытков в размере 237 237 руб. 92 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Сургутского района.
Решением от 27.04.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 02.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковое требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, администрация просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, суд первой инстанции не рассмотрел ходатайство о привлечении соответчиков; апелляционный суд необоснованно отказал в приобщении к делу новых доказательств; постановление администрации от 14.02.2018 N 21 (далее - постановление N 21) на момент рассмотрения дела утратило силу в связи его отменой постановлением администрации от 16.12.2021 N 206 (далее - постановление N 206); представленные обществом доказательства в подтверждение размера убытков являются недостоверными.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Третье лицо в отзыве на кассационную жалобу поддерживает позицию ее подателя.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя администрации, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с соглашениями об организации деятельности по обращению с ТКО от 31.01.2019 N 1, от 24.07.2019 N 35, заключенными между Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и обществом, последнее выполняет функции регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе Сургутского района.
Общество, ссылаясь на вынужденное применение в период с 02.07.2019 по 31.12.2020 при расчетах с организациями в муниципальном образовании сельское поселение Ульт-Ягун (Сургутский район) за услуги по обращению с ТКО незаконно установленного администрацией норматива накопления ТКО и возникновение у него убытков в размере 237 237 руб. 92 коп., обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии правовых оснований для возмещения вреда за счет казны муниципального образования, поскольку обществом доказаны наличие и размер убытков, причиненных ему в результате издания не соответствующего законодательству акта органа местного самоуправления.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 ГК РФ).
В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Лицо, требующее применения гражданско-правовой ответственности к публично-правовому образованию в виде взыскания убытков (вред), в соответствии со статьей 65 АПК РФ должно доказать факты противоправного поведения государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц указанных органов, наличия у него убытков, их размер и причинно-следственную связь между этими фактами.
В рассматриваемом случае требование общества обосновано возникновением у него убытков (неполученных доходов) при осуществлении деятельности по оказанию услуг по обращению с ТКО на территории муниципального образования в результате применения не соответствующего законодательству акта администрации об установлении норматива накопления ТКО.
В силу пункта 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Исходя из положений пунктов 1, 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема или количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО; б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.11.2016 N 79-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" (в редакции, действовавшей в спорный период) органы местного самоуправления городских округов и поселений наделяются отдельным государственным полномочием по установлению нормативов накопления ТКО.
Постановлением N 21 были установлены нормативы накопления ТКО на территории сельского поселения Ульт-Ягун для определенных категорий, в том числе для административных, офисных учреждений в размере 2,555 куб.м/год, общеобразовательных учреждений - 1,095 куб.м/год, дошкольных образовательных учреждений - 1,825 куб.м/год, промтоварных магазинов - 0,73 куб.м/год.
Указанные нормативы были использованы при разработке Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.10.2016 N 559-рп (далее - Территориальная схема), а также при расчете предельного единого тарифа на услугу регионального оператора для общества на 2019-2020 годы, утвержденного региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (приказы от 21.06.2019 N 48-нп, от 19.12.2019 N 166-нп, экспертное заключение).
Вместе с тем постановлением администрации от 20.12.2018 N 255 (далее - постановление N 255) в постановление N 21 были внесены изменения, в соответствии с которыми нормативы накопления ТКО на территории сельского поселения Ульт-Ягун были уменьшены, в том числе для административных, офисных учреждений до 0,304 куб.м/год, общеобразовательных учреждений до 0,310 куб.м/год, дошкольных образовательных учреждений до 1,170 куб.м/год, промтоварных магазинов до 0,365 куб.м/год.
Вступившим в законную силу решением от 17.02.2021 Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N 2а-232/2021 удовлетворено заявление общества о признании недействующим постановления N 255 в части определения нормативов накопления ТКО для административных, офисных учреждений, промтоварных магазинов, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, клубов, кинотеатров, концертных залов, театров, цирков, библиотек, архивов со дня вступления указанного решения суда в законную силу. Суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление администрации не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Закону N 89-ФЗ и постановлению Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.07.2018 N 29-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Альбатрос", последствием признания судом нормативного правового акта недействующим является его исключение из системы правового регулирования, в связи с чем арбитражный суд должен исходить из того, что нормативный правовой акт в части, признанной не соответствующей иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не может применяться в деле вне зависимости от того, с какого момента он признан недействующим.
В случае признания судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным нарушенное право в силу абзаца второго статьи 13 ГК РФ подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 данного Кодекса, в числе которых возмещение убытков.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что общество, являясь региональным оператором по обращению с ТКО, в период с 02.07.2019 по 31.12.2020 в соответствии с Территориальной схемой оказывало услуги по обращению с ТКО организациям на территории муниципального образования сельское поселение Ульт-Ягун (договоры оказания услуг по транспортировке ТКО, акты оказанных услуг, счета-фактуры, платежные документы); начисление и взимание с потребителей соответствующей платы общество производило исходя из норматива накопления ТКО, утвержденного постановлением N 255, незаконность которого подтверждена вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции; при этом суд указал на наличие у общества убытков в результате применения указанного норматива, размер которого значительно меньше размера первоначально утвержденного администрацией норматива ТКО (постановление N 21), учтенного при утверждении единого тарифа на услуги регионального оператора.
По расчетам истца размер его убытков в виде неполученных доходов составляет 237 237 руб. 92 коп. - разница между суммой фактически начисленной потребителям платы за оказанные услуги по обращению с ТКО на территории поселения Ульт-Ягун в спорный период и суммой платы, подлежащей начислению указанным потребителям за этот же период на основании ранее принятого постановления N 21.
В нарушение статьи 65 АПК РФ администрация не представила в суд первой инстанции или апелляционный суд достоверные доказательства того, что установленные постановлением N 21 нормативы накопления ТКО являются экономически необоснованными.
Указанный расчет судами проверен и признан верным; доказательств, опровергающих достоверность данного расчета, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, признав, что в результате издания администрацией не соответствующего законодательству нормативного акта обществу причинены убытки (упущенная выгода), суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии правовых оснований для применения к муниципальному образованию сельское поселение Ульт-Ягун мер гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков (вреда).
С учетом изложенного, принимая во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пунктах 14, 16 постановления от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", суды обоснованно удовлетворили исковое требование, взыскав в пользу общества с муниципального образования сельское поселение Ульт-Ягун в лице администрации за счет казны муниципального образования убытки в размере 237 237 руб. 92 коп.
Доводы администрации, изложенные в кассационной жалобе, повторяют ее позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Ссылка подателя кассационной жалобы на необоснованный отказ суда апелляционной инстанции в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств подлежит отклонению, поскольку такие доказательства предоставляются с соблюдением требований, установленных частью 2 статьи 268 АПК РФ.
Вопреки позиции администрации принятие им постановления N 206, утвердившего новые нормативы накопления ТКО и признавшего утратившим силу постановления N 21, не означает, что постановление N 21 являлось несоответствующим действующему законодательству и отменено им в порядке самоконтроля.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами нижестоящих инстанций норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 27.04.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 02.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-16600/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В нарушение статьи 65 АПК РФ администрация не представила в суд первой инстанции или апелляционный суд достоверные доказательства того, что установленные постановлением N 21 нормативы накопления ТКО являются экономически необоснованными.
Указанный расчет судами проверен и признан верным; доказательств, опровергающих достоверность данного расчета, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, признав, что в результате издания администрацией не соответствующего законодательству нормативного акта обществу причинены убытки (упущенная выгода), суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии правовых оснований для применения к муниципальному образованию сельское поселение Ульт-Ягун мер гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков (вреда).
С учетом изложенного, принимая во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пунктах 14, 16 постановления от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", суды обоснованно удовлетворили исковое требование, взыскав в пользу общества с муниципального образования сельское поселение Ульт-Ягун в лице администрации за счет казны муниципального образования убытки в размере 237 237 руб. 92 коп."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 ноября 2022 г. N Ф04-6172/22 по делу N А75-16600/2021