г. Тюмень |
|
29 ноября 2022 г. |
Дело N А70-4000/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Малышевой И.А.
судей Алексеевой Н.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шульца Александра Александровича на решение от 19.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Мингалева Е.А.) и постановление от 13.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Котляров Н.Е., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-4000/2021 по исковому заявлению Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области (625000,Тюменская область, город Тюмень, улица Хохрякова, дом 47; ОГРН 1057200712359, ИНН 7202137184) к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шульцу Александру Александровичу (ОГРНИП 317723200026432) о взыскании денежных средств по договору о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от 21.12.2017 N 18/009-17.
В судебном заседании приняли участие представители:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Шульц Александр Александрович (паспорт);
от Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области - Боровинская А.Ю. по доверенности от 17.12.2021.
Суд установил:
Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шульцу Александру Александровичу (далее - ответчик, глава КФХ) о взыскании средств гранта, предоставленного ответчику как начинающему фермеру по договору о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от 21.12.2017 N 18/009-17, в общей сумме 2 998 845,55 руб.
Решением от 19.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 13.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
Глава КФХ обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты. Ответчик указывает, что им не были нарушены условия договора от 21.12.2017 N 18/009-17 о предоставлении гранта на создание и развитие КФХ: сумма гранта израсходована строго по плану расходов; отсутствие двадцати голов крупного рогатого скота (далее - КРС) вследствие гибели подтверждено ветеринарными справками Управления ветеринарии Тюменской области; в КФХ было создано три рабочих места в год получения гранта (2017 год), что подтверждено трудовыми договорами, при этом на момент проведения проверки (2020 год) работало и продолжает работать двое рабочих, что не нарушает условия договора, так как два рабочих места сохранены; расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также по расходам на выплату страхового обеспечения представлены с отметками соответствующих органов, в связи с чем пункт 4.3.11 договора не нарушен; табеля учета рабочего времени за 2018 - 2020 годы представлены; сумма полученных доходов КФХ на 31.12.2017 составила 30 000 руб., объем реализованной сельскохозяйственной продукции увеличился по сравнению с годом, предшествовавшим году предоставления субсидии, как и определено в договоре (пункт 4.3.13).
Департамент против доводов кассационной жалобы возразил по основаниям, изложенным в возражениях от 28.10.2022 и письменных пояснениях от 18.11.2022.
В порядке части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в составе суда после отложения произведена замена судьи Буровой А.А., отсутствующей по уважительной причине, на судью Алексееву Н.А., после чего в соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение кассационной жалобы начато с самого начала.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и возражения на нее.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений на нее, приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между Департаментом и главой КФХ по итогам проведения конкурсного отбора на основании приказа Департамента от 21.12.2017 N 1548-п заключен договор от 21.12.2017 N 18/009-17 о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - договор о предоставлении гранта), по условиям пунктов 1.2, 2.1 которого Департамент принял на себя обязательство по предоставлению бюджетных средств (далее - грант) главе КФХ как начинающему фермеру в сумме 2 998 845, 55 руб. для целевого использования, а глава КФХ со своей стороны обязался принять грант и распорядиться им исключительно в соответствии с целями, условиями и в порядке, закрепленными настоящим договором.
Договор о предоставлении гранта заключен для оказания адресной государственной поддержки начинающему фермеру в соответствии с Законом Тюменской области от 09.12.2016 N 104 "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", Положением о порядке оказания государственной поддержки на предоставление грантов на поддержку начинающего фермера (приложение N 2 к Положению о порядках предоставления государственной поддержки отдельных направлений развития сельского хозяйства Тюменской области, источником финансового обеспечения которой являются субсидии из федерального бюджета, утвержденному постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2015 N 638-п в редакции от 30.08.2017 (далее - Положение о поддержке начинающего фермера N 638-П).
Во исполнение договора ответчику платежным поручением от 27.12.2017 N 691931 перечислены средства гранта в размере 2 998 845,55 руб.
В ходе выездной внеплановой проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления гранта главой КФХ Шульцем А.А. по договору о предоставлении гранта за период 2017 - 2019 г.г. Департаментом установлено, что средства гранта использованы ответчиком в полном объеме по целевому назначению для приобретения как сельскохозяйственных животных в количестве семидесяти голов (КРС нетелей специализированной мясной породы "Герефорд" в количестве тридцати пяти голов и КРС нетелей черно-пестрой породы (помесной) в количестве тридцати пяти голов), так и сельскохозяйственной техники, инвентаря, грузового автотранспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции (одного фронтального погрузчика на базе трактора МТЗ-82 п, марка Э 2626, одного пресса-подборщика ПРФ-145, одной косилки КРН), подтверждающие документы (договоры, акты, товарные накладные, счета, ветеринарные справки на животных, платежные документы и выписки по счетам и т.д.) представлены, условие по оплате не менее 10% стоимости от каждого наименования ответчиком выполнено.
Вся приобретенная ответчиком с использованием гранта сельскохозяйственная техника в хозяйстве обнаружена согласно акту осмотра от 28.02.2020.
Вместе с тем, Департаментом выявлено и отражено в приложении N 1 к акту проверки нарушение ответчиком условий предоставления гранта, предусмотренных пунктами 2.2.2, 2.1.12, 2.1.5 Положения о поддержке начинающего фермера N 638-П, пунктами 3.2, 4.3.6, 4.3.13 договора о предоставлении гранта, а именно:
- отсутствие в хозяйстве двадцати голов КРС, приобретенных за счет средств гранта, в том числе коров породы "Герефорд" в количестве трех голов, коров черно-пестрой породы в количестве семнадцати голов, что установлено по результатам осмотра, проведенного 28.02.2020, квалифицировано Департаментом как невыполнение обязанности по обеспечению сохранности имущества, приобретенного за счет средств гранта, в течение пяти лет со дня получения гранта по пункту 2.2.2 Положения о поддержке начинающего фермера N 638-П, пункту 3.2 договора о предоставлении гранта;
- непредставление документов по начислению заработной платы, перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды за 4 квартал 2018 года, 2019 год, что квалифицировано Департаментом как невыполнение условия предоставления гранта по сохранению новых рабочих мест по пункту 2.1.12 Положения о поддержке начинающего фермера N 638-П, пункту 4.3.6 договора о предоставлении гранта;
- снижение выручки от реализации сельскохозяйственной продукции за 2019 год по сравнению с 2018 годом на 16 тысяч руб. или на 8,89%, что квалифицировано Департаментом как невыполнение условия об увеличении объема реализованной продукции по пункту 2.1.5 Положения о поддержке начинающего фермера N 638-П, пункту 4.3.13 договора о предоставлении гранта.
Кроме того, Департаментом отмечено представление главой КФХ отчетов с отражением показателей по производству продукции, размеру уплаченных налогов, заработной платы и страховых взносов, не подтвержденных первичными документами (без указания нарушенных пунктов Положения о поддержке начинающего фермера N 638-П и договора о предоставлении гранта).
По результатам проверки составлен акт от 04.03.2020, в котором зафиксированы указанные нарушения, в том числе в приложении N 1, сделан вывод о нарушении главой КФХ Шульцем А.А. перечисленных выше условий предоставления гранта, установленных Положением N 638-П и договором о предоставлении гранта.
29.12.2020 в адрес ответчика было направлено уведомление N 13/6467-20 о возврате гранта в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления (получено 04.01.2020).
18.01.2021 главой КФХ в адрес Департамента были направлены возражения на акт выездной внеплановой проверки, которые в установленном порядке были рассмотрены и отклонены Департаментом согласно заключению, направленному в адрес главы КФХ письмом от 02.02.2021 N 09/573-21.
Поскольку требование истца о возврате средств гранта ответчиком в добровольном порядке не исполнено, Департамент обратился в суд с иском о взыскании указанной суммы.
Удовлетворяя исковые требования, суды двух инстанций признали доказанным нарушение ответчиком условий предоставления гранта, установленных пунктами 3.2, 4.3.6, 4.3.13 договора о предоставлении гранта, а именно: необеспечение сохранности приобретенного за счет средств гранта имущества в течение пяти лет со дня получения гранта (отсутствие двадцати голов КРС); необеспечение сохранения не менее двух новых рабочих мест в соответствии с пунктом 4.3.6 договора ввиду непредставления ответчиком документов по начислению и выплате заработной платы, перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды за октябрь - декабрь 2018 года, 2019 год за работников; неисполнение условия об увеличении объема реализованной сельскохозяйственной продукции на 10 % (поскольку выручка от реализации сельскохозяйственной продукции за 2019 год снизилась на 8,89% по сравнению с выручкой за 2018 год). Помимо этого, суды согласились с выводом Департамента о непредставлении ответчиком вместе с отчетами первичных документов о производстве продукции, размере уплаченных налогов, заработной плате и страховых отчислениях, сославшись при этом на положения пунктов 4.3.9, 4.3.11 договора о предоставлении гранта.
Вместе с тем судами не принято во внимание следующее:
В соответствии с частью 4 статьи 170, пунктом 12 части 2 статьи 271 АПК РФ в мотивировочной части решения суда первой инстанции, постановления арбитражного суда апелляционной инстанции должны быть указаны фактические и иные обстоятельства, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле.
Пунктом 1.2 Положения о поддержке начинающего фермера N 638-П (здесь и далее приведено в редакции от 30.08.2017, действовавшей в период проведения отбора и заключения договора о предоставлении гранта) установлено, что целью оказания государственной поддержки начинающему фермеру является увеличение количества крестьянских (фермерских) хозяйств в Тюменской области, увеличение объемов производимой и реализуемой сельскохозяйственной продукции, увеличение рабочих мест в сельской местности за счет софинансирования затрат начинающих фермеров на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства.
Пунктом 1.8 Положения о поддержке начинающего фермера N 638 - П предусмотрено, что гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - гранты) выделяются в целях создания и развития крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе на приобретение сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу пунктов 1.9 - 1.12 Положения о поддержке начинающего фермера N 838 - П определение размера и получателей гранта осуществляется по итогам отбора претендентов конкурсной комиссией.
В соответствии с пунктом 7.1 Положения о поддержке начинающего фермера N 638-П, пунктом 5.1 договора о предоставлении гранта в случае нарушения начинающим фермером условий предоставления гранта или выявления недостоверных сведений в документах полученные бюджетные средства подлежат возврату в областной бюджет в полном объеме, а в случае выявления факта использования средств на цели, не предусмотренные положением, - в части использования на цели, не предусмотренные положением.
Согласно пункту 7.3 Положения о поддержке начинающего фермера N 638-П, пункту 5.5 договора о предоставлении гранта в случае невозврата средств гранта их взыскание производится в судебном порядке.
Полномочиями по проведению проверок по соблюдению начинающими фермерами условий, целей и порядка предоставления грантов в соответствии с разделом 8 Положения о поддержке начинающего фермера N 638-П наделен Департамент и органы государственного финансового контроля.
Условиями предоставления гранта согласно Положению о поддержке начинающего фермера N 638-П и договору о предоставлении гранта, в том числе являются:
- запрет на отчуждение имущества, приобретенного за счет гранта, посредством продажи, дарения, передачи в аренду, обмена или взноса в виде пая, вклада или отчуждения иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации, в течение пяти лет со дня получения гранта (пункт 2.2.2 Положения о поддержке начинающего фермера N 638-П, пункт 3.2 договора о предоставлении гранта);
- создание не менее одного постоянного рабочего места (исключая главу хозяйства) на каждые 1,0 млн. рублей гранта в году получения гранта, но не менее одного рабочего места на крестьянское (фермерское) хозяйство и сохранение их в течение не менее пяти лет с момента получения гранта (пункты 2.1.3, 2.1.12 Положения о поддержке начинающего фермера N 638-П, пункты 4.3.5, 4.3.6 договора о предоставлении гранта);
- наличие плана по созданию и развитию хозяйства по направлению деятельности (отрасли) и увеличение объема реализуемой сельскохозяйственной продукции не менее 10 % в год (бизнес - плана) (пункт 2.1.5 Положения о поддержке начинающего фермера N 638 - П);
- пунктом 4.3.13 договора о предоставлении гранта, нарушение которого также вменено ответчику, установлена обязанность КФХ по обеспечению увеличения объема реализованной продукции сельского хозяйства не менее чем на 10 % от объема реализованной продукции сельского хозяйства в году, предшествующему году получения гранта, или если объем реализованной продукции в году, предшествующему году получения гранта, был равен нулю, то сумма реализованной продукции сельского хозяйства должна составлять не менее 30 тысяч рублей по состоянию на 31 декабря года предоставления гранта.
Помимо этого, истец указал на непредставление ответчиком вместе с отчетами первичных документов о производстве продукции, размере уплаченных налогов, заработной платы и страховых взносов (без ссылки на положения договора или нормативного правового акта).
В обоснование вывода о нарушении главой КФХ условия предоставления гранта, установленного пунктом 3.2 договора о предоставлении гранта, пунктом 2.2.2 Положения о поддержке начинающего фермера N 638-П, суды сослались на необеспечение ответчиком сохранности имущества, приобретенного за счет средств гранта, ввиду отсутствия на момент осмотра, проведенного 28.02.2020, двадцати из семидесяти голов КРС, приобретенных с использованием гранта.
При рассмотрении спора в данной части судами не принято во внимание, что условием предоставления граната в силу пункта 2.2.2 Положения о поддержке начинающего фермера N 638-П, пункта 3.2 договора о предоставлении гранта является запрет на отчуждение получателем гранта имущества, приобретенного за счет средств гранта, то есть на совершение ответчиком сделок либо иных действий, направленных на передачу такого имущества во владение, пользование и (или) распоряжение иным лицам, в то время как из представленных ответчиком ветеринарных справок от 04.03.2020 исх. N 14, от 05.07.2022 исх. N 124, протоколов вскрытия трупов КРС от 15.01.2019 б/н, от 11.02.2020 N 1, 2, 3, от 23.02.2020 N 4, 5, актов на утилизацию павших животных от 15.01.2019, от 11.02.2020 N 1, 2, 3, от 23.04.2020 N 4, 5 следует, что причиной недостачи КРС по состоянию на 28.02.2020 (дата проведения осмотра) являлись смерть одной коровы с подозрением на бешенство в январе 2019 года, а также массовый падеж не менее восемнадцати коров в феврале 2020 года (после окончания проверяемого периода, ограниченного 2019 годом) вследствие болезней, патологических родов, интоксикации, то есть по причинам, не зависящим от воли ответчика.
В соответствии со справкой Администрации Юргинского муниципального района от 21.01.2019 N 135 по состоянию на 01.01.2019 в хозяйстве ответчика содержалось семьдесят четыре головы КРС, в том числе семьдесят голов нетелей (том 2 л. д. 48).
Согласно указанным выше ветеринарным справкам и протоколам вскрытия смерть одной коровы породы герифорд с подозрением на бешенство зафиксирована 15.01.2019 (протокол вскрытия от 15.01.2019, акт утилизации от 15.01.2019), падеж шестнадцати голов КРС установлен 11.02.2020 ветеринарным врачом, вызванным к больному животному, в тот же день произведено вскрытие трех голов КРС (протоколы вскрытия от 11.02.2020 N 1, 2, 3 с датой падежа -11.02.2020, акты утилизации от 11.02.2020 N 1, 2, 3); помимо этого две коровы с датой падежа 23.02.2020 были вскрыты 23.02.2020 (протоколы вскрытия от 23.02.2020 N 4,5, в которых указана дата падежа, акты утилизации от 23.02.2020 N 4, 5) (том 2 л. д. 35-47).
По утверждению ответчика, в настоящее время поголовье КРС восстановлено.
Факт отчуждения ответчиком в проверяемом периоде КРС либо иного имущества (сельскохозяйственной техники), приобретенного за счет средств гранта, не установлен, судами данный вопрос не исследован, в то время как соблюдение запрета на отчуждение имущества является условием предоставления гранта согласно пункту 2.2.2. Положения о поддержке начинающего фермера N 638-П, пункту 3.2 договора о предоставлении гранта, соответственно, входит в предмет доказывания по данному спору.
Делая вывод о нарушении ответчиком условия предоставления гранта, установленного пунктом 4.3.6 договора о предоставлении гранта (пунктом 2.1.12 Положения о поддержке начинающего фермера N 638-П), в связи с неисполнением обязанности по сохранению вновь созданных в 2017 году новых рабочих мест в течение проверяемого периода, суды исходили из отсутствия доказательств представления главой КФХ документов по начислению и выплате заработной платы, перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды за октябрь - декабрь 2018 года, 2019 год за работников.
При рассмотрении спора в данной части судами не принято во внимание, что сам по себе факт неисполнения либо неполного исполнения главой КФХ обязанности по начислению и перечислению налогов и страховых взносов за наемных работников, представлению отчетности за 4 квартал 2018 года, 2019 год не свидетельствует об отсутствии реальных трудовых правоотношений с работниками и неисполнении условия предоставления гранта по сохранению вновь созданных рабочих мест.
В силу статей 15, 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) основанием для возникновения трудовых отношений по общему правилу является трудовой договор либо фактический допуск к работе; основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника согласно статье 66 ТК РФ считается трудовая книжка; основания прекращения трудовых правоотношений установлены статьей 77 ТК РФ.
В обоснование своей позиции об исполнении обязанности по созданию трех новых рабочих мест и их сохранению в течение проверяемого периода (2017 - 2019 годы) ответчиком в материалы дела были представлены трудовые договоры от 26.12.2017 N 1, 2, 3, заключенные с Игнатовым А.Ю., Игнатовым Ю.М., Шульцем Е.А., копии трудовых книжек указанных лиц с записями о приеме на работу 26.12.2017 и 27.12.2017 в ИП (КФХ) Шульца А.А. без записей об увольнении, копия трудовой книжки Конрад Ю.В. с записью о приеме на работу в ИП (КФХ) Шульца А.А. 01.09.2018, об увольнении 31.12.2019 и о повторном приеме на работу 25.02.2020, расчет по страховым взносам за 2018 год, сведения о среднесписочной численности работников по состоянию на 01.01.2018, 01.12.2019, 01.01.2020, сведения о застрахованных лицах за декабрь 2017 года на трех работников (форма СЗВ-М), о страховом стаже застрахованных лиц за 2019 год на трех работников (форма СЗВ-СТАЖ), расчет сумм НДФЛ за 2017 год, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по форме 4-ФСС за 2017 год, табели учета рабочего времени за январь - декабрь 2018 года, январь -декабрь 2019 года, январь, февраль 2020 года, сведения о выплаченной работникам заработной плате и начисленном в 2018 году НДФЛ (том 2 л. д. 49-57,64-70,72,128-139, том 3 л. д. 1-40).
В подтверждение сохранения не менее двух новых рабочих мест по окончании проверяемого периода дополнительно представлены трудовые договоры от 25.02.2020, заключенные с Конрад Ю.В., и от 28.07.2020 - с Шульцем Р.А., копия трудовой книжки Шульца Р.А., сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица по форме СЗВ -ТД на двух работников, сведения о застрахованных лицах за май 2021 года на двух работников (форма СЗВ-М) (том 2 л. д. 58-63, 71, 140, 141, том 3 л. д. 41).
Оценка данным документам судами не дана, вопрос о наличии реальных трудовых отношений ответчика с наемными работниками (рабочими КФХ) в проверяемых периодах не исследован. В нарушение части 4 статьи 170, пункта 12 части 2 статьи 271 АПК РФ в мотивировочной части судебных актов не указаны основания, по которым суды отклонили ссылки главы КФХ на трудовые договоры и трудовые книжки, которые в силу приведенных выше норм права являются документами, подтверждающими наличие трудовых правоотношений, без исследования которых невозможно сделать вывод о соблюдении или нарушении ответчиком требования о создании и сохранении в проверяемом периоде рабочих мест.
Пункт 2.1.5 Положения о поддержке начинающего фермера N 638-П, нарушение которого вменено ответчику согласно приложению N 1 к акту проверки, содержит условие о наличии плана по созданию и развитию хозяйства по направлению деятельности (отрасли) и увеличение объема реализуемой сельскохозяйственной продукции не менее 10 % в год (бизнес - плана), наличие у ответчика бизнес-плана истец не оспаривает.
Делая вывод о неисполнении ответчиком установленной пунктом 4.3.13 договора о предоставлении гранта обязанности по обеспечению увеличения объема реализованной продукции сельского хозяйства не менее чем на 10 % от объема реализованной продукции сельского хозяйства в году, предшествующему году получения гранта, суды не приняли во внимание, что годом получения гранта является 2017 год, соответственно, годом, предшествовавшим году получения гранта, следует считать 2016 год, при этом исходя из буквального толкования указанного пункта договора при проверке его соблюдения подлежит сопоставлению объем реализованной в указанных периодах сельскохозяйственной продукции либо если объем реализованной продукции в году, предшествующему году получения гранта, был равен нулю, то сумма реализованной продукции сельского хозяйства должна составлять не менее 30 тысяч рублей по состоянию на 31 декабря года предоставления гранта.
В основу выводов судов о нарушении ответчиком своих обязательств по увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции в данной части положен довод Департамента о снижении выручки от реализации сельскохозяйственной продукции за 2019 год по сравнению с выручкой за 2018 год, то есть судом сопоставлялась выручка (а не объем реализованной продукции) за периоды, истекшие после получения гранта, что не соотносится с содержанием пункта 4.3.13 договора о предоставлении гранта. Объем реализованной продукции сельского хозяйства в году получения гранта (2017 году) и в году, предшествующем году получения гранта (2016 году), не сравнивался. Судами не дана оценка содержанию акта проверки, в котором, в числе прочего, отражено, что в году предоставления гранта (2017 год) ответчиком получена и документально подтверждена выручка в сумме 30 тысяч рублей, что соответствует минимальному размеру выручки, установленному пунктом 4.3.13 договора о предоставлении гранта для случаев отсутствия реализации продукции в году, предшествовавшему году получения гранта.
Делая вывод о несоблюдении ответчиком порядка предоставления отчетов в связи с отражением в них показателей, не подтвержденных первичными документами, со ссылкой на нарушение положений пунктов 4.3.9, 4.3.11 договора о предоставлении гранта, суды не приняли во внимание, что силу указанных пунктов договора, а также пунктов 6.1, 6.2, 6.3 Положения о поддержке начинающего фермера N 638-П в редакции от 30.08.2017 (пунктов 4.1, 4.2, 4.3, 4.4. Положения о поддержке начинающего фермера N 638-П в актуальной редакции) первичные документы должны быть приложены только к отчету о расходовании средств гранта в подтверждение его целевого использования. К остальным отчетам начинающий фермер по окончании года, в котором получен грант, то есть 2017 года, должен приложить трудовые договоры, заключенные со всеми работниками КФХ, а также расчет по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС) с отметкой соответствующих органов.
Представление совместно с иными отчетами первичных документов Положением о поддержке начинающего фермера N 638-П и указанными судами пунктами договора о предоставлении гранта не предусмотрено.
При рассмотрении спора в данной части суды не дали оценку доводам ответчика об исполнении им обязанности по подтверждению расходования гранта первичными документами (на что указано и в акте проверки), а также по представлению вместе с отчетами за 2017 год документов, указанных в пункте 6.3 Положения о поддержке начинающего фермера N 638-П (пункте 4.3 Положения в актуальной редакции), пункте 4.3.11 договора о предоставлении гранта (трудовых договоров, отчета по форме 4-ФСС с отметками о получении).
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций не в полном объеме установлены фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора, не дана оценка доводам ответчика, не исследованы представленные им доказательства. У суда кассационной инстанции ответствуют полномочия по самостоятельному установлению и оценке обстоятельств по делу (статьи 284, 286 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции"), в связи с чем обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 АПК РФ с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует установить перечисленные выше обстоятельства, входящие в предмет доказывания, оценить представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи (с учетом не только позиции Департамента, но и доводов главы КФХ), после чего принять законный и обоснованный судебный акт в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, распределить судебные расходы по итогам рассмотрения спора.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 13.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-4000/2021 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Малышева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шульца Александра Александровича на решение от 19.08.2021 Арбитражного суда Тюменской области (судья Мингалева Е.А.) и постановление от 13.05.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Котляров Н.Е., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-4000/2021 по исковому заявлению Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области (625000,Тюменская область, город Тюмень, улица Хохрякова, дом 47; ОГРН 1057200712359, ИНН 7202137184) к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Шульцу Александру Александровичу (ОГРНИП 317723200026432) о взыскании денежных средств по договору о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от 21.12.2017 N 18/009-17.
...
По результатам проверки составлен акт от 04.03.2020, в котором зафиксированы указанные нарушения, в том числе в приложении N 1, сделан вывод о нарушении главой КФХ Шульцем А.А. перечисленных выше условий предоставления гранта, установленных Положением N 638-П и договором о предоставлении гранта.
...
В силу статей 15, 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) основанием для возникновения трудовых отношений по общему правилу является трудовой договор либо фактический допуск к работе; основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника согласно статье 66 ТК РФ считается трудовая книжка; основания прекращения трудовых правоотношений установлены статьей 77 ТК РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 ноября 2022 г. N Ф04-4485/22 по делу N А70-4000/2021