г. Тюмень |
|
14 декабря 2022 г. |
Дело N А75-4714/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рязановым И.А. рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Зевс" на решение от 23.05.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Голубева Е.А.) и постановление от 18.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Котляров Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-4714/2022 по заявлению акционерного общества "Россети Тюмень" (628408, город Сургут, улица Университетская, дом 4, ИНН 8602060185, ОГРН 1028600587399) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27, ИНН 8601009316, ОГРН 1028600512093) о признании незаконным решения.
Иное лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Зевс" (111141, город Москва, улица Перовская, дом 31, ИНН 7722351995, ОГРН 1167746058534).
В заседании в онлайн-режиме посредством использования веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Зевс" - Потемкина М.Е. по доверенности от 22.04.2022;
от акционерного общества "Россети Тюмень" - Дурасов В.С. по доверенности от 02.02.2022.
Суд установил:
акционерное общество "Россети Тюмень" (далее - общество, АО "Россети Тюмень") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - антимонопольный орган, управление) о признании незаконным решения от 27.12.2021 N 086/07/3-1950/2021.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Зевс" (далее - ООО "ТД "Зевс").
Решением от 23.05.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 18.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, третье лицо просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод об отсутствии у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения оспариваемого акта, поскольку установление обществом требований к деловой репутации является избыточным и не предоставляет гарантий выполнения победителем закупки своих обязательств.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Антимонопольный орган отзыв на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представил.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Как следует из материалов дела, 22.11.2021 обществом в Единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение N 32110843658 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку электротехнических материалов для нужд филиала АО "Россети Тюмень" Тюменские электрические сети (далее - закупка).
Согласно пункту 3.4.1 Документации о закупке заявка участника на участие в закупке должна содержать сведения и документы, указанные в части II "Информационная карта закупки".
В случае неполного представления документов, перечисленных в части II "Информационная карта закупки" закупочная комиссия отклоняет заявку, поданную на участие в закупке (пункт 3.4.2 Документации о закупке).
В соответствии с пунктом 13 "Информационной карта закупки" закупки требования к участникам закупки установлены в приложении 3 к Документации о закупке.
Пунктом 9 приложения 3 к Документации о закупке в качестве отборного критерия определена деловая репутация участника.
Для рассмотрения и оценки по данному критерию предусмотрено представление декларации участника о своевременном и полном исполнении договоров, ранее заключенных с обществом или иными юридическими лицами (в свободной форме).
В качестве основания для признания заявки несоответствующей требованиям определены: непредставление указанной декларации; наличие за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке факта одностороннего отказа АО "Россети Тюмень" от исполнения заключенного с участником закупки договора либо факта наличия соглашения о расторжении с участником закупки договора либо вступившего в законную силу решения суда о расторжении с участником закупки договора в связи с ненадлежащим выполнением им обязательств по договору, в том числе когда участник не приступил/несвоевременно приступил к исполнению обязательств по договору; наличие за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке факта одностороннего отказа участника закупки от исполнения заключенного с АО "Россети Тюмень" договора, не связанного с виновными действиями АО "Россети Тюмень"; наличие за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке вступивших в законную силу 2 и более судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение участником закупки договорных обязательств.
По результатам рассмотрения поступивших заявок, оформленным протоколом от 10.12.2021, заявка ООО "ТД "Зевс" было отклонена, поскольку в нарушение пункта 9 приложения 3 к Документации о закупке у ООО "ТД "Зевс" выявлено наличие за последние 24 месяца до даты размещения извещения о закупке 2 вступивших в законную силу судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств.
Возражая против действий общества при проведении спорной закупки, ООО "ТД "Зевс" обратилось в антимонопольный орган с жалобой.
По результатам рассмотрения указанной жалобы управление пришло к выводу о том, что установление в Документации о закупке обязательного требования к деловой репутации участников закупки в качестве отборочного критерия не соответствует целям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и приняло решение от 27.12.2021 N 086/07/3-1950/2021, которым жалоба третьего лица на действия АО "Россети Тюмень" при проведении спорной закупки признана обоснованной (пункт 1); обществу выдано обязательное для исполнения предписание (пункт 2).
Не согласившись с решением управления, АО "Россети Тюмень" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам об отсутствии у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения оспариваемого решения, поскольку включение обществом в состав Документации о закупке требований к деловой репутации не свидетельствует о наличии нарушений Закона N 223-ФЗ, а заявка ООО "ТД "Зевс" правомерно отклонена.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Законом N 223-ФЗ в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 названного Закона, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений установлены общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения устанавливаются заказчиками самостоятельно и включаются в положения о закупке. При этом регламентация заказчиками своей закупочной деятельности осуществляется не произвольно, а с учетом предусмотренных частью 1 статьи 3 названного Закона принципов закупочной деятельности и при соблюдении запретов и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Частью 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ определено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2); требования к участникам такой закупки (пункт 9); критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 13); порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке (пункт 14).
При этом согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.07.2018 N 305-ЭС17-7240, часть 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ, а также регламентируемые нормами Гражданского кодекса Российской Федерации организационно-правовые формы и правовой статус лиц, являющихся субъектами отношений закупки, регулируемой указанным Законом, и определенных нормами частей 2, 5 статьи 1 названного Закона (государственные корпорации, государственные компании, автономные учреждения, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов, бюджетные учреждения и унитарные предприятия (при соблюдении ряда дополнительных условий), свидетельствуют о воле законодателя на регулирование спорных отношений в целом как гражданско-правовых, то есть основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации). Субъекты, указанные в частях 2, 5 статьи 1, пункте 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, в силу норм Гражданского кодекса Российской Федерации, являются субъектами гражданских правоотношений и участниками гражданского оборота. Создавая такие юридические лица или участвуя в их деятельности, государство реализует невластные полномочия (статьи 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При закупках, осуществляемых субъектами, указанными в нормах Закона N 223-ФЗ, стороны таких отношений выступают как юридически равноправные, никакая сторона не наделена властными полномочиями по отношению к другой стороне, что также свидетельствует о гражданско-правовом характере отношений.
Законом N 223-ФЗ заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, направленные в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (определение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243).
Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции (пункт 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018).
Приведенные правовые позиции, позволяя определить круг правомерных действий заказчика при установлении в документации о закупке, проводимой по правилам Закона N 223-ФЗ, требований к участникам, отличающихся достаточной степенью строгости, указывают также на обстоятельства, наличие которых является индикатором нарушения принципов, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 указанного Закона, и которые подлежат выяснению антимонопольным органом, а впоследствии судом в целях выявления в действиях заказчика данного нарушения. Такие обстоятельства подразумевают фактическое, а не мнимое предоставление преимущественных условий участия в закупке для отдельных хозяйствующих субъектов, ограничение возможности участия наибольшего числа конкурентов в целях обеспечения победы в закупке данных хозяйствующих субъектов.
Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом N 223-ФЗ, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг (статья 1).
Таким образом, суды, принимая во внимание наличие у заказчика разумных ожиданий надлежащего исполнения участниками закупки принятых на себя ранее договорных обязательств, сделали обоснованный вывод о том, что установленный обществом критерий "Деловая репутация участника", при определении которого учитывается наличие фактов ненадлежащего исполнения ранее заключенных договоров, наличие решений судов о расторжении договоров, односторонних отказов от исполнения договоров не только в отношении контрактов, заключенных участником с АО "Россети Тюмень", но и с другими юридическими лицами, являются правомерным и не противоречит требованиям Закона N 223-ФЗ.
При этом судами также учтено, что законность установления критерия "Деловая репутация участника" в качестве отборочного критерия на основании Стандарта закупок публичного акционерного общества "Россети" уже была предметом исследования Верховного Суда Российской Федерации и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 307-ЭС20-21060 по делу N А56-80725/2019 поддержаны выводы судов о том, что положения документации являются ясными и понятными, содержат прозрачные и измеряемые критерии.
С учетом изложенного суды, принимая во внимание наличие у общества правовых оснований для отклонения заявки ООО "ТД "Зевс" по причине ее несоответствия Документации о закупке (имеются 2 вступивших в законную силу судебных акта, подтверждающих ненадлежащие исполнение ООО "ТД "Зевс" обязательств перед контрагентами), обоснованно удовлетворили заявленное АО "Россети Тюмень" требование и признали незаконным оспариваемое решение антимонопольного органа.
Доводы ООО "ТД "Зевс", изложенные в кассационной жалобе, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают, по существу направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.05.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 18.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-4714/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Направленные на обеспечение потребностей отдельных видов юридических лиц в товарах, работах и услугах отношения, регулируемые Законом N 223-ФЗ, имеют целью повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг (статья 1).
Таким образом, суды, принимая во внимание наличие у заказчика разумных ожиданий надлежащего исполнения участниками закупки принятых на себя ранее договорных обязательств, сделали обоснованный вывод о том, что установленный обществом критерий "Деловая репутация участника", при определении которого учитывается наличие фактов ненадлежащего исполнения ранее заключенных договоров, наличие решений судов о расторжении договоров, односторонних отказов от исполнения договоров не только в отношении контрактов, заключенных участником с АО "Россети Тюмень", но и с другими юридическими лицами, являются правомерным и не противоречит требованиям Закона N 223-ФЗ.
При этом судами также учтено, что законность установления критерия "Деловая репутация участника" в качестве отборочного критерия на основании Стандарта закупок публичного акционерного общества "Россети" уже была предметом исследования Верховного Суда Российской Федерации и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 307-ЭС20-21060 по делу N А56-80725/2019 поддержаны выводы судов о том, что положения документации являются ясными и понятными, содержат прозрачные и измеряемые критерии."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 декабря 2022 г. N Ф04-6715/22 по делу N А75-4714/2022