г. Тюмень |
|
15 декабря 2022 г. |
Дело N А45-5946/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2022 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Севастьяновой М.А.
Сириной В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области на решение от 05.06.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Галкина Н.Г.) и постановление от 06.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Афанасьева Е.В., Киреева О.Ю., Сорокина Е.А.) по делу N А45-5946/2022 по заявлению индивидуального предпринимателя Горшкова Александра Владимировича (ОГРНИП 319547600128424, ИНН 544616327095) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (630004, город Новосибирск, улица Революции, 38, ОГРН 1095406019170, ИНН 5407063282) о признании незаконным решения.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Горшков Александр Владимирович (далее - ИП Горшков А.В., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - ТУ Росимущества, управление) о признании незаконным решения об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 54:33:040805:859, содержащееся в письме от 20.01.2022 N 54-АА/254/05, обязании в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу направить предпринимателю подписанный проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером
54:33:040805:859.
Решением от 05.06.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 06.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества просит обжалуемые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Указывает, что заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлено доказательств нарушения управлением нормы права, которой, по мнению ИП Горшкова А.В. нарушены его права и законные интересы; здания, принадлежащие заявителю на праве собственности, в едином государственном реестре недвижимости не имеют привязки к земельному участку с кадастровым номером 54:33:040805:859; предпринимателю было предложено привести документы в соответствие с нормами земельного законодательства, после чего управление вернется к рассмотрению вопроса о предоставлении в собственность земельного участка; заключение кадастрового инженера было представлено в ходе рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции, следовательно, на момент обращения с данным заявлением в управление оно отсутствовало.
ИП Горшков А.В. представил письменный отзыв, в котором выразил возражения по доводам жалобы и мнение о законности вынесенных судебных актов.
Проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что в собственности Российской Федерации находится земельный участок с кадастровым номером 54:33:040805:176. Указанный земельный участок предоставлен во владение и пользование Высоцкому А.П. и Горшкову А.В. на основании договора аренды N 34 рз от 30.12.2011.
В адрес ТУ Росимущества 03.09.2021 поступило заявление ИП Горшкова А.В. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с приложением схемы расположения земельного участка.
Управлением издано распоряжение от 10.09.2021 N 54-554-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельного участка из земельного участка с кадастровым номером 54:33:040805:176".
На основании распоряжения Управления был образован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 54:33:040805:859, право собственности за Российской Федерацией зарегистрировано 15.12.2021.
Предприниматель 20.12.2021 обратился в управление с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 54:33:040805:859.
Письмом от 20.01.2022 N 54-АА/254/05 предпринимателю отказано в предоставлении земельного участка, указав на отсутствие документов, позволяющих идентифицировать объекты недвижимости на испрашиваемом земельном участке; содержание обременения: ограничения использования объектов недвижимости в границах охранной зоны ЛЭП.
Считая оспариваемый отказ в приватизации земельного участка, содержащийся в письме от 20.01.2022 N 54-АА/254/05, незаконным и нарушающим его права в сфере экономической деятельности, предприниматель обратился с указанным заявлением.
Суды, руководствуясь статьями 13, 271 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 198, 201 АПК РФ, статьями 11.9, 39.3, 39.16, 39.17, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьями 28, 31 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", исходили из наличия оснований для удовлетворения требований, поскольку испрашиваемый в собственность публичный земельный участок необходим для эксплуатации принадлежащих заявителю (собственнику) объектов недвижимости, законодательно установленные причины для отказа в реализации исключительного права на приватизацию такого участка отсутствуют.
Обозначенные выводы являются правомерными.
Статьей 39.20 ЗК РФ предусмотрены особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ.
По результатам рассмотрения спора было выявлено, что земельный участок с кадастровым номером 54:33:040805:176 был образован из земельного участка с кадастровым номером 54:33:040805:32, земельный участок с кадастровым номером 54:33:040805:176 изначально предоставлялся управлением в аренду по договору аренды N 34рз от 30.12.2011 именно для эксплуатации недвижимости, часть из которой в настоящий момент принадлежит предпринимателю.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, установили, что действия управления не соответствует положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы предпринимателя, который является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
При этом было отмечено, что согласно заключению кадастрового инженера объекты капитального строительства, находящиеся в собственности у предпринимателя, расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 54:33:040805:859, образованного из исходного земельного участка с кадастровым номером 4:33:040805:176. Эти выводы в ходе рассмотрения спора документально не опровергнуты.
Судебные инстанции также правильно указали, что управление имело возможность установить, что здания с кадастровыми номерами 54:33:040805:234, 54:33:040805:429, 54:33:040805:430 расположены на спорном земельном участке.
Кроме того, было обоснованно отмечено, что наличие объектов недвижимости в границах охранной зоны ЛЭП не может служить основанием для отказа в предоставлении земельного участка с собственность.
В целом приведенные в жалобе доводы получили надлежащую правовую оценку судов обеих инстанций, не опровергают их выводы и не являются основаниями для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку нормы материального права применены арбитражными судами верно и ими не допущено процессуальных нарушений, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, кассационная жалоба управления подлежит отклонению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.06.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 06.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-5946/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Тихомиров |
Судьи |
М.А. Севастьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, руководствуясь статьями 13, 271 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 198, 201 АПК РФ, статьями 11.9, 39.3, 39.16, 39.17, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьями 28, 31 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", исходили из наличия оснований для удовлетворения требований, поскольку испрашиваемый в собственность публичный земельный участок необходим для эксплуатации принадлежащих заявителю (собственнику) объектов недвижимости, законодательно установленные причины для отказа в реализации исключительного права на приватизацию такого участка отсутствуют.
...
Статьей 39.20 ЗК РФ предусмотрены особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 декабря 2022 г. N Ф04-7110/22 по делу N А45-5946/2022
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7110/2022
19.06.2023 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7002/2022
15.12.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7110/2022
06.09.2022 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7002/2022
05.06.2022 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-5946/2022