г. Тюмень |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А45-16902/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Алексеевой Н.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Новосибирской области на решение от 07.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Нахимович Е.А.) и постановление от 07.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-16902/2022 по заявлению Министерства сельского хозяйства Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, пр-т Красный, д. 18, ОГРН 1105476023234, ИНН 5406634656) к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Торопову Денису Викторовичу (ИНН 542222466780, ОГРНИП 318547600045839) о взыскании гранта.
В заседании принял участие индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Торопов Денис Викторович, представлен паспорт.
Суд установил:
Министерство сельского хозяйства Новосибирской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Торопову Денису Викторовичу (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании суммы гранта в размере 3 000 000 руб.
Решением от 07.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 07.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено частично, с ответчика в пользу истца взыскана сумма гранта в размере 50 931 руб.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, между Министерством и предпринимателем заключено соглашение от 25.09.2018 N 25/18 о предоставлении грантов в форме субсидий за счет средств областного бюджета Новосибирской области, в том числе источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета на софинансирование соответствующих расходных обязательств на поддержку начинающего фермера (далее - Соглашение).
Предметом Соглашения является предоставление субъекту государственной поддержки из областного бюджета в 2018 году гранта в форме субсидии на софинансирование соответствующих расходных обязательств в рамках государственной программы Новосибирской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015-2020 годы" - на поддержку начинающего фермера в размере 3 000 000 руб. (раздел 1 соглашения).
Пунктом 4.3 Соглашения установлено, что субъект государственной поддержки обязуется, в том числе обеспечивать достижение показателей результативности, установленные Министерством в соответствии с пунктом 4.1.3 Соглашения (пункт 4.3.1), использовать грант в соответствии с планом расходов (пункт 4.3.7), обеспечивать реализацию мероприятий, предусмотренных бизнес-планом (пункт 4.3.13).
Во исполнение условий Соглашения Министерством в 2018 году в адрес предпринимателя перечислена субсидия в размере 3 000 000 руб.
В связи с использованием средств государственной поддержки в нарушение условий Соглашения Министерством в адрес предпринимателя направлено письмо от 12.05.2022 N 2109-09/23 о добровольном возврате бюджетных средств гранта.
Поскольку требование о возврате средств субсидии ответчиком не было выполнено в добровольном порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично отказывая в удовлетворении искового требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об использовании предпринимателем денежных средств субсидии в размере 2 949 069 руб. с соблюдением целей ее предоставления.
Судебные акты в части взыскания с предпринимателя средств гранта, использованных на приобретение зерна и автозапчастей в размере 50 931 руб., что не предусмотрено Планом расходов, сторонами не обжалуются.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая, в том числе путем предоставления бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Вместе с тем безвозмездное и безвозвратное предоставление субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с требованиями и с учетом ограничений, предусмотренных действующим бюджетным законодательством. Так, нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в частности, категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, цели, условия, порядок предоставления, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок осуществления государственного (муниципального) финансового контроля при предоставлении субсидий (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе претендовать на получение субсидии лишь в случаях и при соблюдении условий, прямо предусмотренных нормативно-правовым регулированием, принятым уполномоченными органами, которые обладают достаточной свободой усмотрения в вопросах ее установления, что связано с особенностями расходования бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2021 N 2120-О).
Постановлением Правительства Новосибирской области от 02.02.2015 N 37-п (далее - Постановление N 37-п) утверждена государственная программа Новосибирской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015 - 2020 годы" (далее - государственная программа).
Целями государственной программы являются содействие в повышении объемов производства продукции сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности в Новосибирской области, а также ее конкурентоспособности с целью обеспечения продовольственной безопасности Новосибирской области; создание условий для воспроизводства и повышения эффективности использования в сельском хозяйстве земельных ресурсов.
Постановлением N 37-п также установлен Порядком предоставления грантов в форме субсидий за счет средств областного бюджета Новосибирской области, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, на поддержку начинающего фермера, на развитие семейной животноводческой фермы, на развитие материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива (далее - Порядок).
Настоящий Порядок регламентирует предоставление грантов в форме субсидий за счет средств областного бюджета Новосибирской области, в том числе источником финансового обеспечения которых являются субсидия из федерального бюджета, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам Новосибирской области на софинансирование соответствующих расходных обязательств (далее - грант) на поддержку начинающего фермера, на развитие семейной животноводческой фермы, на развитие материально-технической базы сельскохозяйственного потребительского кооператива, порядок возврата гранта (пункт 1 Порядка).
Пунктом 17 Порядка предусмотрено, что за нарушение условий, целей, порядка предоставления грантов к субъекту государственной поддержки применяются следующие меры ответственности:
1) в случае нарушения субъектом государственной поддержки условий, установленных при их предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных министерством и органами государственного финансового контроля, субъект государственной поддержки возвращает денежные средства, полученные в счет гранта, в полном объеме в областной бюджет Новосибирской области;
2) в случае неиспользования гранта в сроки, установленные пунктом 13 настоящего Порядка, субъект государственной поддержки возвращает остатки гранта в областной бюджет Новосибирской области в течение 10 рабочих дней с момента истечения срока использования гранта;
3) в случае недостижения конкретных показателей результативности, установленных министерством в соглашении, объем средств, подлежащих возврату в областной бюджет Новосибирской области, по каждому направлению государственной поддержки, предусмотренному пунктом 5 настоящего Порядка, рассчитывается по формуле, установленной Порядком.
В случае установления в соглашении конкретных показателей результативности за недостижение указанных показателей к субъектам государственной поддержки применяются штрафные санкции, размер которых определяется соглашением, за исключением случаев, когда конкретные показатели результативности не достигнуты вследствие чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, действия обстоятельств непреодолимой силы.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом расходов средства гранта планировалось направить на:
1) приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию - 1 292 520 руб.;
2) приобретение сельскохозяйственных животных (25 голов) - 1 282 500 руб.;
3) приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции - 424 980 руб.
Исходя из анализа отчета о достижении показателей результатов использования гранта по состоянию на 11.01.2022, Министерство пришло к выводу о нарушении предпринимателем пунктов 4.3.1, 4.3.7, 4.3.13 Соглашения, в связи с чем обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании перечисленных в адрес предпринимателя средств гранта.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства (в том числе договоры купли-продажи, отчета о достижении показателей результатов использования гранта), доводы и возражения сторон, проверив соблюдение предпринимателем условий получения и использования средств гранта, установили, что факт расходования средств гранта в размере 2 949 069 руб. в соответствии с целями, установленными государственной программой, документально подтвержден, достижение цели предоставления субсидии в части постройки коровника, приобретения крупного рогатого скота, приобретение сельскохозяйственной техники истцом не оспаривается.
Позиция Министерства о необходимости формального соблюдения условий соглашения без учета конкретных обстоятельств реализации ответчиком мероприятий по организации крестьянского фермерского хозяйства, как отмечено судами, не отвечает общим задачам и целям программы финансирования крестьянского фермерского хозяйства.
Доказательств, свидетельствующих об уклонении предпринимателя от дальнейшего развития крестьянского фермерского хозяйства, материалы дела не содержат. Само по себе расходование соответствует целям государственной поддержки сельскохозяйственных производителей.
Таким образом, правильно истолковав нормы бюджетного применительно к рассматриваемому спору и условиям заключенного между сторонами Соглашения, принимая во внимание фактические обстоятельства данного дела, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для возврата гранта в размере, превышающем 50 931 руб.
Выражая в кассационной жалобе несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, Министерство не учло, что ответственность в виде возврата гранта подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении и использовании средств гранта, фактически привело к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и к нарушению прав соответствующего бюджета. Таких доказательств истцом в материалы настоящего дела не представлено.
Доводы Министерства о недостижении ответчиком показателя результативности использования субсидии в части создания новых постоянных рабочих мест, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили правовую оценку.
Изложенные в кассационной жалобе доводы повторяют позицию Министерства по делу, не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ.
Нарушений при рассмотрении дела судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения кассационной жалобы Министерства не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 07.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-16902/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Вместе с тем безвозмездное и безвозвратное предоставление субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с требованиями и с учетом ограничений, предусмотренных действующим бюджетным законодательством. Так, нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в частности, категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, цели, условия, порядок предоставления, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок осуществления государственного (муниципального) финансового контроля при предоставлении субсидий (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе претендовать на получение субсидии лишь в случаях и при соблюдении условий, прямо предусмотренных нормативно-правовым регулированием, принятым уполномоченными органами, которые обладают достаточной свободой усмотрения в вопросах ее установления, что связано с особенностями расходования бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2021 N 2120-О)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 января 2023 г. N Ф04-7669/22 по делу N А45-16902/2022