г. Томск |
|
7 ноября 2022 г. |
Дело N А45-16902/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2022 года.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Павлюк Т.В.,
Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Новосибирской области (N 07АП-9419/2022) на решение от 07.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-16902/2022 (судья Нахимович Е.А.) по заявлению Министерства сельского хозяйства Новосибирской области (ОГРН: 1105476023234), г. Новосибирск к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Торопова Дениса Викторовича (ОГРНИП: 318547600045839, ИНН: 542222466780), Карасукский район, с. Осиновка о взыскании гранта в размере 3 000 000 рублей.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Цилковская Е.В. по доверенности от 21.12.2021 (до 31.12.2022),
от заинтересованного лица: Торопов Д.В., паспорт.
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Новосибирской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Торопову Денису Викторовичу (далее - ответчик, предприниматель, Торопов Д.В.) о взыскании суммы гранта в размере 3 000 000 рублей.
Решением от 07.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскана сумма гранта в размере 50 931 рубль.
В апелляционной жалобе Министерство, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального и процессуального права, просит состоявшийся судебный акт отменить в части отказа в удовлетворении требований, принять новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Указывает, что план затрат ответчиком не исполнен; неисполнение плана затрат, в том числе при не достижении предусмотренных им показателей, является грубым нарушением целей и условий предоставления государственной поддержки, и в качестве санкции предусматривает возврат государственной поддержки в полном объеме.
Поскольку цель предоставления государственной поддержки не достигнута, грант использован в нарушение пунктов 4.3.1, 4.3.7, 4.3.13 соглашения от 25.09.2018 N 25/18, в соответствии с пунктом 17 Порядка предоставления грантов средства гранта подлежат возврату в полном объеме.
Согласно приложению N 1 к соглашению показателем результативности использования субсидии установлено "количество новых постоянных рабочих мест созданных в КФХ, осуществившем проекты создания и развития своего хозяйства с помощью гранта" - 3 рабочих места. Согласно отчету по состоянию на 11.01.2022 рабочие места не созданы, и в нарушение пункта 4.3.1 соглашения показатели результативности использования субсидии не достигнуты.
Отзыв на апелляционную жалобу, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представлен.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений по данному обстоятельству лица, участвующие в деле, не представили.
В судебном заседании представитель Министерства доводы апелляционной жалобы поддержал. Предприниматель возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, между министерством и ИП Тороповым Д.В. заключено соглашение о предоставлении грантов в форме субсидий за счет средств областного бюджета Новосибирской области, в том числе источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета на софинансирование соответствующих расходных обязательств на поддержку начинающего фермера от 25.09.2018 N 25/18 (далее - соглашение).
Предметом соглашения является предоставление субъекту государственной поддержки из областного бюджета в 2018 году гранта в форме субсидии на софинансирование соответствующих расходных обязательств в рамках государственной программы Новосибирской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2015 - 2020 годы" - на поддержку начинающего фермера в размере 3 000 000 рублей (раздел 1 соглашения).
Бюджетные средства перечислены ответчику платежным поручением от 28.09.2018 N 481883 на общую сумму 3 000 000 руб.
В нарушение пункта 4.3.7. соглашения ИП Главой КФХ Тороповым Д.В. мероприятие "приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию" выполнено на сумму средств гранта 633 954 руб. из 1 292 520 руб. согласно плану расходов.
2. По направлению плана расходов "приобретение сельскохозяйственных животных, 25 голов" ИП Главой КФХ Тороповым Д.В. представлены документы, подтверждающие приобретение 24 голов КРС на сумму средств гранта 1 747 485 руб. (договор от 07.11.2018 N 110 на сумму 1 000 000 руб., в том числе 900 000 руб. средства гранта; договор от 12.11.2018 на сумму 75 000 руб., в том числе 67 500 руб. средства гранта; договор от 05.12.2018 N 117 на сумму 344 650 руб., в том числе 310 185 руб. средства гранта; договор от 07.05.2019 на сумму 75 000 руб., в том числе 67 500 руб. средства гранта; договор от 17.05.2019 на сумму 120 000 руб., в том числе 108 000 руб. средства гранта; договор от 30.06.2019 на сумму 327 000 руб., в том числе 294 300 руб. средства гранта).
Вместе с тем планом расходов предусмотрено приобретение 25 голов КРС на сумму средств гранта 1 282 500 рублей.
По направлению "приобретение сельскохозяйственных животных" в нарушение пункта 4.3.7 соглашения ИП Главой КФХ Тороповым Д.В. не по целевому назначению использованы средства гранта в размере 464 985 рублей.
По направлению плана расходов "приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции" ИП Главой КФХ Тороповым Д.В. представлены документы, подтверждающие приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря на общую сумму средств гранта 567 630 рублей (договор от 12.11.2018 N 26- 18 на сумму 193 000 руб., в том числе 173 700 руб. за счет средств гранта; договор от 19.11.2018 N 12 на сумму 130 000 руб., в том числе 117 000 руб. за счет средств гранта; договор от 19.12.2018 N 1 на сумму 32 700 руб., в том числе 29 430 руб. за счет средств гранта; договор от 25.12.2018 N 4 на сумму 275 000 руб., в том числе 247 500 руб. за счет средств гранта).
Планом расходов по данному направлению предусмотрено направление расходования средств фанта в размере 424 980 рублей. Таким образом, по направлению "приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции" в нарушение пункта 4.3.7 соглашения ИП Главой КФХ Тороповым Д.В. не по целевому назначению использованы средства гранта в размере 142 650 рублей.
Согласно представленным документам Тороповым Д.В. по договору купли-продажи сельскохозяйственной продукции от 19.11.2018 N 13 с ИП Главой КФХ Корчун С.Г. приобретено 7 тонн овса на сумму 35 000 руб., в том числе за счет средств гранта 31 500 рублей.
Приобретение сельскохозяйственной продукции планом расходов не предусмотрено, в связи с чем средства гранта в размере 31 500 рублей также использованы не по целевому назначению в нарушение пункта 4.3.7 соглашения.
В нарушение пункта 4.3.7 соглашения по нецелевому назначению использованы средства гранта в размере 19 431 руб. на приобретение запасных частей по договору поставки от 12.11.2018N 16-18, приобретение которых также планом расходов не предусмотрено.
Всего не по целевому назначению в нарушение пункта 4.3.7 соглашения Тороповым Д.В. использовано 658 566 рублей средств гранта.
В соответствии с пунктом 4.3.1. соглашения субъект государственной поддержки обязуется обеспечивать достижение показателей результативности, установленных Министерством.
Согласно приложению N 1 к соглашению показателем результативности использования субсидии установлено "количество новых постоянных рабочих мест созданных в КФХ, осуществившем проекты создания и развития своего хозяйства с помощью гранта" - 3 рабочих места.
Согласно отчету по состоянию на 11.01.2022 рабочие места не созданы, и в нарушение пункта 4.3.1 соглашения показатели результативности использования субсидии не достигнуты.
В соответствии с пунктом 4.3.13. соглашения субъект государственной поддержки обязуется обеспечивать реализацию мероприятий, предусмотренных бизнес-планом.
Согласно бизнес-плану на конец 2021 года поголовье крупного рогатого скота молочного направления продуктивности должно было составлять 76 голову, в том числе 35 головы коров, а производство молока должно составлять 255,15 тонн.
Согласно представленной Тороповым Д.В. форме 1-КФХ за 2021 год поголовье крупного рогатого скота молочного направления продуктивности составляет 42 голов, в том числе 26 коров, производство молока -69 тонн. В нарушение пункта 4.3.13. соглашения мероприятия, предусмотренные бизнес-планом, не реализованы и цель предоставления субсидии не достигнута.
В связи с использованием средств государственной поддержки в нарушение пункта 4.3.1, 4.3.7, 4.3.13 соглашения Министерством ответчику направлено письмо от 12.05.2022 N 2109-09/23 о добровольном возврате бюджетных средств гранта.
Требование Министерства о возврате полученных денежных средств в добровольном порядке ответчиком не исполнено, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной нормы права).
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Предоставление субсидии осуществлялось министерством в соответствии с постановлением администрации Новосибирской области от 23.03.2009 N 121-па "Об установлении направлений государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области", Положением о порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг за счет средств областного бюджета Новосибирской области на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в Новосибирской области и Порядком предоставления государственной поддержки сельскохозяйственного производства Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, установленными постановлением Правительства Новосибирской области от 02.02.2015 N 37-п, в редакции от 25.09.2018 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 17 Порядка за нарушение условий, целей, порядка предоставления грантов к субъекту государственной поддержки применяются следующие меры ответственности:
1) в случае нарушения субъектом государственной поддержки условий, установленных при их предоставлении, выявленного по фактам проверок, проведенных министерством и органами государственного финансового контроля, субъект государственной поддержки возвращает денежные средства, полученные в счет гранта, в полном объеме в областной бюджет Новосибирской области;
2) в случае неиспользования гранта в сроки, установленные пунктом 13 настоящего Порядка, субъект государственной поддержки возвращает остатки гранта в областной бюджет Новосибирской области в течение 10 рабочих дней с момента истечения срока использования гранта;
3) в случае недостижения конкретных показателей результативности, установленных министерством в соглашении, объем средств, подлежащих возврату в областной бюджет Новосибирской области, по каждому направлению государственной поддержки, предусмотренному пунктом 5 настоящего Порядка, рассчитывается по следующей формуле: Vвозврата = Vгрант x (1 - Ti / Si), где: Vвозврата - сумма гранта, подлежащая возврату; Vгрант - размер гранта, предоставленного субъекту государственной поддержки в отчетном финансовом году; Ti - фактически достигнутое значение конкретного i-го показателя результативности использования гранта на отчетную дату; Si - плановое значение конкретного i-го показателя результативности использования гранта, установленное соглашением на текущий год.
В случае установления в соглашении конкретных показателей результативности за недостижение указанных показателей к субъектам государственной поддержки применяются штрафные санкции, размер которых определяется соглашением, за исключением случаев, когда конкретные показатели результативности не достигнуты вследствие чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, действия обстоятельств непреодолимой силы.
Обращаясь с иском, Министерство сослалось на нарушение предпринимателем условий соглашения, а именно пунктов 4.3.1, 4.3.7, 4.3.13.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом расходов средства гранта планировалось направить на:
1) приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию -1 292 520 руб.;
2) приобретение сельскохозяйственных животных (25 голов) - 1 282 500 руб.;
3) приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции - 424 980 руб.
Согласно отчету о достижении показателей результатов использования гранта по состоянию на 11.01.2022 выделенные средства были израсходованы на:
- переустройство производственных помещений - 225 000 руб.;
- приобретение сельскохозяйственных животных - 2 187 939 руб.;
- приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования - 587 061 руб.
Суд первой инстанции, отклоняя доводы истца о необходимости взыскания с ответчика гранта в полном объеме в связи с нарушением условий соглашения и обязанности в связи с этим вернуть всю сумму, исходил из того, что часть суммы гранта израсходована в соответствии с Планом расходов.
Наличие документов, подтверждающих указанные расходы, не оспаривается министерством. Расходование средств подтверждено материалами дела.
В судебном заседании предприниматель указал, что в связи с тем, что на момент получения субсидии стоимость коров увеличилась, так как они находились на откорме, предприниматель уменьшил затраты на строительство коровника, а освободившиеся денежные средства направил на расчеты за коров и приобретение сельскохозяйственной техники.
Позиция Министерства о необходимости формального соблюдения условий соглашения без учета конкретных обстоятельств реализации ответчиком мероприятий по организации крестьянского фермерского хозяйства не отвечает общим задачам и целям программы финансирования крестьянского фермерского хозяйства.
Не соблюдение предпринимателем порядка изменения плана расходов не свидетельствует о нецелевом использовании предоставленных денежных средств в целом, а само по себе расходование соответствует целям государственной поддержки сельскохозяйственных производителей.
Факт достижения цели предоставления субсидии в части постройки коровника, приобретения крупного рогатого скота, приобретение сельскохозяйственной техники истцом не оспаривается.
Денежные средства представленные ответчику на 2 949 069 рублей использованы Тороповым Д.В. в соответствии с целями их представления.
Средства гранта использованы не в соответствии с Планом в части денежных средств израсходованных на приобретения зерна и автозапчастей в размере 50 931 рублей, ввиду чего подлежат взысканию с ответчика в общей сумме 50 931 рубль. В указанной части выводы суда первой инстанции предпринимателем не обжалуются.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 28, 78 БК РФ, Порядком предоставления государственной поддержки сельскохозяйственного производства Новосибирской области за счет средств областного бюджета Новосибирской области, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета, утвержденным постановлением от 02.02.2015 N 37-п Правительства Новосибирской области (далее - Порядок), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, дав оценку соразмерности заявленных ко взысканию сумм и возможных финансовых последствий для каждой из сторон, учитывая, что цели, изложенные в государственной программе, частично достигнуты, пришел к выводу об отсутствии оснований для возврата гранта в размере, превышающем 50 931 рубль.
Доказательств, свидетельствующих об уклонении предпринимателя от дальнейшего развития крестьянского фермерского хозяйства, материалы дела не содержат.
Исходя из изложенного, условие о возврате субсидии в случае нарушения ее получателем условий предоставления субсидии по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права.
В связи с этим нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования субсидии, подлежат истолкованию с учетом защищаемого этой нормой законного интереса.
Следовательно, ответственность в виде возврата субсидии, установленная Порядком, подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении субсидии, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права.
В противном случае, при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера получатель субсидии будет поставлен в неравные условия с лицом, предоставившем субсидию, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления субсидии будет нивелирован.
Поскольку субсидии предоставляются получателям на безвозмездной основе, факт нецелевого использования субсидии истцом не доказан, то применение такой санкции как изъятие бюджетных средств в полном объеме не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.
Отклоняя доводы Министерства о том, что показателем результативности использования субсидии установлено "количество новых постоянных рабочих мест созданных в КФХ, осуществившем проекты создания и развития своего хозяйства с помощью гранта" - 3 рабочих места, суд апелляционной инстанции исходит из представленной с материалы дела справки "Сведения о застрахованных лицах" согласно которой количество застрахованных лиц составляет - 2, без учета самого ИП Торопова Д.В.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-16902/2022 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Т.В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-16902/2022
Истец: Министерство сельского хозяйства Новосибирской области
Ответчик: ИП Глава крестьянского фермерского хозяйства ТОРОПОВ ДЕНИС ВИКТОРОВИЧ
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд