г. Тюмень |
|
7 февраля 2023 г. |
Дело N А02-406/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Щанкиной А.В.,
судей Дерхо Д.С.,
Сириной В.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Казакова Анатолия Петровича на решение от 09.08.2022 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Кириченко Е.Ф.) и постановление от 03.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Сорокина Е.А., Киреева О.Ю., Фертиков М.А.) по делу N А02-406/2022 по иску Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (656049, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Чкалова, д. 230, ИНН 2225145231, ОГРН 1132225020344) к индивидуальному предпринимателю Казакову Анатолию Петровичу (Республика Алтай, р-н. Усть-Канский, с. Усть-Кан, ИНН 040300901900, ОГРНИП 304228901100042) о взыскании о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства.
Суд установил:
исковое заявление Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - Минприроды Алтайского края, Министерство, истец) к индивидуальному предпринимателю Казакову Анатолию Петровичу (далее - ИП Казаков А.П., предприниматель, ответчик) о взыскании задолженности по договору аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства (выпас сельскохозяйственных животных) N 2008/3А-1-2 от 10.10.2008 в сумме 119 433 руб. 27 коп. поступило в Арбитражный суд Республики Алтай из Усть-Канского районного суда.
Решением от 09.08.2022 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения постановлением от 03.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ИП Казаков А.П. обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы приведены следующие доводы: ко взысканию может начисляться только задолженность, возникшая за пределами срока поступления в адрес ответчика претензии, то есть с 2022 года, при этом задолженность за 2022 год отсутствует; суд необоснованно применил постановление Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1571, не содержащее указание на распространение его действия на ранее заключенные договоры аренды земельных участков.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие представителей в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Управлением лесами Алтайского края и предпринимателем был заключен договор аренды лесного участка для ведения сельского хозяйства (выпас сельскохозяйственных животных) N 2008/3А-1-1 от 10.10.2008 (далее - договор).
Согласно пункту 1.1 договора арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности в целях его использования для ведения сельского хозяйства (выпас сельскохозяйственных животных).
В пункте 1.2 договора указаны основные характеристики лесного участка: местоположение РФ, Алтайский край, Чарышское лесничество, Кумирское участковое лесничество, кварталы N 14, 15, 20, 21, 22, 31, 35, 37, площадь 1 440 га.
Площадь лесного участка, расположенного в границах Кумирского урочища Кумирского участкового лесничества составляет 1 317,4521 га. Лесной участок, расположенный в границах Кумирского урочища, относится к защитным лесам, что подтверждается лесохозяйственным регламентом Чарышского лесничества Алтайского края, утвержденным приказом Минприроды Алтайского края от 28.11.2018 N 1886.
Площадь лесного участка, расположенного в границах Коргонского урочища Кумирского участкового лесничества составляет 124,0040 га. Лесной участок, расположенный в границах Коргонского урочища, относится к эксплуатационным лесам, что подтверждается лесохозяйственным регламентом Чарышского лесничества Алтайского края, утвержденным приказом Минприроды Алтайского края от 28.11.2018 N 1886.
На основании пункта 2.1 договора арендная плата составила 10 879 руб. в год.
В пункте 2.2 договора стороны согласовали, что арендатор вносит арендную плату в сроки, установленные в приложении N 4 к договору, и предоставляет в течение 1 месяца с момента платежа арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату.
Пунктами 2.4 и 2.5 договора аренды установлена обязанность арендатора производить уплату арендных платежей с учетом изменения ставок платы и применяемых к ставкам коэффициентов.
Между сторонами заключено дополнительное соглашение 04.09.2019 N 2 к договору; договор и дополнительное соглашение прошли установленную законом государственную регистрацию в Управлении Росреестра по Республике Алтай.
Ставки платы и поправочные коэффициенты за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 коэффициент индексации в 2019 году составил 1,89; в 2020 году - 2,26.
При проведении проверки с 15.06.2021 по 02.07.2021 Федеральным агентством лесного хозяйства по договору был выявлен недополученный доход в федеральный бюджет.
Из акта от 02.07.2021 N 19/2021 Рослесхоза следует, что в результате проверки правильности исчисления аренды лесных участков платы не произведен перерасчет по договорам с учетом изменений, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, введенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1571 "О внесении изменений в таблицу 9 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310). Кроме того, выявлен недополученный доход федерального бюджета за счет неприменения введенных поправочных коэффициентов в отношении эксплуатационных лесов и лесов, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах в 1-3-й зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, неприменение коэффициента индексации на 2020 год к ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 1363), неприменение повышающего коэффициента в отношении лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях составил 4 238 руб. 55 коп., в том числе за 2019 год на сумму 1 085 руб. 25 коп., за 2020 год на сумму 3 153 руб. 30 коп.
Согласно акту проверки Россельхоза от 02.07.2021 N 19/2021 общий размер недополученного дохода за 2019 и 2020 годы составил 119 433 руб. 27 коп.
Письмом N 24/П/11875 от 28.09.2021 в целях досудебного урегулирования спора Министерство уведомило ответчика о недополученном доходе за 2019, 2020 годы в размере 119 433 руб. 27 коп.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Министерства в суд с настоящим иском к предпринимателю о взыскании задолженности по договору в сумме 119 433 руб. 27 коп.
Руководствуясь положениями статей 424, 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 71, 72, 94 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), исходя из того, что сторонами в договоре согласована арендная плата в качестве регулируемых цен, с учетом изменения ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, за единицу площади лесного участка, введения поправочных коэффициентов, коэффициентов индексации и повышающего коэффициента, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу об обязанности предпринимателя производить уплату арендных платежей, рассчитанных в соответствии с изменяющимися ставками и коэффициентами, в связи с чем признали исковые требования подлежащими удовлетворению.
Кассационная инстанция, проверив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В силу статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ и ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 4 статьи 71 ЛК РФ).
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 424 ГК РФ).
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
Минимальный размер арендной платы по договорам аренды лесных участков, определяемый в соответствии с правилами, предусмотренными в статье 73 ЛК РФ, относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна устанавливаться с учетом применимой в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки арендной платы, указанной в Постановлении N 310.
Постановление N 1571 дополнило таблицу 9 "Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при ведении сельского хозяйства" примечаниями, которые вводят поправочные коэффициенты к ставкам платы в зависимости от целевого назначения арендуемых лесов, являющихся неотъемлемой частью ставок платы при определении минимального размера арендной платы, зачисляемой в федеральный бюджет, что явилось причиной перерасчета арендной платы с 27.12.2018 и основанием для применения поправочного коэффициента в отношении лесов, расположенных в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях и горах - 4.
Абзацем 2 пункта 1 Постановления N 1363 установлено, что ставки платы, предусмотренные таблицами 5 - 19 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных указанным Постановлением, в 2018 году применяются с коэффициентом 1,57, в 2019 году - с коэффициентом 1,89, в 2020 году - с коэффициентом 2,26
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 73 от 17.11.2011 "Об отдельных вопросах практики применения правил ГК РФ о договоре аренды" (далее - Постановление N 73), размер арендной платы корректируется автоматически и не требует изменения договора в случае, если акты публично-правового образования, которыми устанавливается иной размер арендной платы, изменяются.
Пунктом 19 Постановление N 73 установлено, что, арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом, дополнительного изменения договора не требуется.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, установив, что договор от 10.10.2008 заключен на условиях определения арендной платы в качестве регулируемой, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что арендная плата должна вноситься с учетом изменений, принимаемых публично-правовым органом.
Проверив расчет задолженности, признав его верным, суды пришли к обоснованным выводам об удовлетворении иска в размере 54 392 руб. 50 коп. за 2019 год, 65 040 руб. 77 коп. за 2020 год, с учетом расчета арендной платы с применением коэффициентов в отношении защитных лесов (2, 4), коэффициентов, установленных Постановлением N 1363 (1,89 в 2019 году, 2,26 в 2020 году).
Выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подлежащим применению нормам материального права и разъяснениям высшей судебной инстанции о порядке их применения.
Доводы кассационной жалобы о том, что изменение ставок платы за единицу площади лесного участка Постановлением N 1571 не влияет на размер арендной платы, о неправомерности требований о взыскании задолженности ранее даты направления претензионного требования, основаны на неверном понимании и толковании норм права, в частности, разъяснений, данных в Постановлении N 73, сделаны без учета положений договора от 10.10.2008, заключенным на условиях определения арендной платы в качестве регулируемой, в связи с чем отклоняются судом округа.
Для решения вопроса о том, может ли быть изменена определенная по результатов торгов годовая арендная плата, судам следует исходить из наличия в заключенного по результатам торгов договоре механизма изменения годового размера арендной платы. Если возможность изменении годового размера платы предусмотрена договором и поставлена в зависимость от коэффициентов к ставкам платы, годовая арендная плата в таком случае является регулируемой ценой и подлежит изменению.
Правовая позиция о применении повышающих коэффициентов к обеим составляющим арендной платы подтверждена Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 1002-О, Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2017 N 701-ПЭК16, от 08.11.2019 N 307-ЭС19-20081 по делу N А05-10309/2018, а также пунктом 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017.
Согласно пункту 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), определению от 08.12.2016 N 303-ЭС15-19719 по делу N А73-2931/2015, условие договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, о возможности изменения размера арендной платы пропорционально изменению ставок, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, не противоречит действующему законодательству.
Исходя из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2022 N 412-ПЭК22, нормы лесного законодательства являются специальными, имеют приоритет перед нормами гражданского и земельного законодательства.
Поскольку в настоящем случае с учетом условий заключенного договора при изменении размера арендной платы актами публично-правового образования размер арендной платы корректируется автоматически и не требует изменения договора, арендодатель вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, при этом дополнительного изменения договора не требуется.
При изложенных обстоятельствах суды на законных основаниях удовлетворили требования истца в заявленном размере.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая вышеизложенное, отсутствуют предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на ее заявителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 09.08.2022 Арбитражного суда Республики Алтай и постановление от 03.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-406/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Щанкина |
Судьи |
Д.С. Дерхо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правовая позиция о применении повышающих коэффициентов к обеим составляющим арендной платы подтверждена Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 N 1002-О, Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 28.02.2017 N 701-ПЭК16, от 08.11.2019 N 307-ЭС19-20081 по делу N А05-10309/2018, а также пунктом 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017.
Согласно пункту 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), определению от 08.12.2016 N 303-ЭС15-19719 по делу N А73-2931/2015, условие договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, о возможности изменения размера арендной платы пропорционально изменению ставок, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, не противоречит действующему законодательству.
Исходя из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2022 N 412-ПЭК22, нормы лесного законодательства являются специальными, имеют приоритет перед нормами гражданского и земельного законодательства."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 февраля 2023 г. N Ф04-8400/22 по делу N А02-406/2022