г. Тюмень |
|
7 февраля 2023 г. |
Дело N А46-1346/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричёк Ю.Н.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рязановым И.А. рассмотрел кассационную жалобу Администрации Омского муниципального района Омской области на постановление от 18.10.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Дубок О.В., Рыжиков О.Ю.) по делу N А46-1346/2022 Арбитражного суда Омской области по заявлению Администрации Омского муниципального района Омской области (644527, Омская область, Омский район, посёлок Ростовка, дом 21, ИНН 5528003601, ОГРН 1025501867962) к Государственной жилищной инспекции Омской области (644007, город Омск, улица Булатова, дом 68, ИНН 5503242245, ОГРН 1135543018511) о признании незаконным предписания от 27.10.2021 N 03-02-06/24.
Иные лица, участвующие в деле: Администрация Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (644507, Омская область, Омский район, село Дружино, улица Средняя, дом 1А, ИНН 5528025108, ОГРН 1055553037880), Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (644043, город Омск, улица Тарская, дом 11, ИНН 5503217827, ОГРН 1105543000782), открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (107174, город Москва, улица Новая Басманная, дом 2/1, строение 1, ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), казенное учреждение Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" (644043, город Омск, улица Добровольского, дом 13А, ИНН 5502050244, ОГРН 1025500530252), Омская область в лице Министерства имущественных отношений Омской области (644043, город Омск, улица Орджоникидзе, дом 5, ИНН 5503079101, ОГРН 1045504006822) и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области (644099, город Омск, улица Некрасова, дом 6, ИНН 5503259055, ОГРН 1225500009811).
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Храмцов К.В.) в заседании участвовали представители:
от Государственной жилищной инспекции Омской области - Филоненко В.П. по доверенности от 28.12.2022;
от Администрации Омского муниципального района Омской области - Дмитриева Ю.В. по доверенности от 09.01.2023;
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Мельник И.В. по доверенности от 19.11.2020.
Суд установил:
Администрация Омского муниципального района Омской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - инспекция, административный орган) о признании недействительным предписания от 27.10.2021 N 03-02-06/24.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), Омская область в лице Министерства имущественных отношений Омской области, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области, казенное учреждение Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области".
Решением от 08.06.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Солодкевич И.М.) заявленное требование удовлетворено.
Постановлением от 18.10.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, администрация просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции сделан ошибочный вывод об исполнимости оспариваемого предписания, поскольку в пределах нормативного расстояния размещения контейнерной площадки нет свободных земельных участков; отсутствие императивного запрета на размещение контейнерной площадки в границах полосы отвода железной дороги не свидетельствует о наличии такой возможности; размещение контейнерной площадки в пределах полосы отвода автомобильной дороги действующим законодательством не предусмотрено; указывая на возможность размещения контейнерной площадки в северо-восточной части участка, суд апелляционной инстанции вышел за пределы своей компетенции.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
ОАО "РЖД" в отзыве поддерживает доводы и требования, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Дружинском сельском поселении Омского муниципального района Омской области в селе Мельничное по улице Выемка расположены жилые дома N 1, 2, 3. Указанные жилые дома расположены вблизи сооружения "Западно-Сибирская железная дорога" на расстоянии от 25 до 71 метра северо-восточнее относительно жилых домов и в 94 метрах юго-западнее относительно жилых домов.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости в границах Омского района расположен земельный участок с кадастровым номером 55:20:000000:1, площадью 14 765 000 кв. м, местоположение - Омская область, Омский район, участок полосы отвода Западно-Сибирской железной дороги, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; с видом разрешенного использования - для железнодорожного транспорта; зарегистрированный в собственности Российской Федерации, находится в аренде ОАО "РЖД".
Действуя в интересах жителей, проживающих в спорных жилых домах, депутат Совета Омского муниципального района Омской области Антонов М.С. обратился в прокуратуру Омской области, указав на то, что муниципалитетом не обеспечена установка контейнерных площадок по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в то время как региональным оператором в течение 2 лет начисляется плата за вывоз ТКО.
В связи с поступлением из прокуратуры Омской области указанного обращения инспекцией на основании распоряжения от 27.09.2021 N 1953 (решение о согласовании проведения внеплановой проверки от 28.09.2021 N 7/2-42-9-2021) в отношении администрации проведена внеплановая проверка, по результатам которой были выявлены нарушения пунктов 3.7.6, 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункта 18 части 1 статьи 14, пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), выразившиеся в том, что администрацией не организовано место (площадка) накопления ТКО для граждан, проживающих в домах N 1, 2, 3 по улице Выемка в селе Мельничное Омского муниципального района Омской области (расстояние до ближайшего места для сбора ТКО составляет 750 метров от домов).
Данные обстоятельства послужили основанием для выдачи инспекцией предписания от 27.10.2021 N 03-02-06/24, которым на администрацию возложена обязанность организовать место (площадку) накопления ТКО указанных домов в соответствии с нормативными требованиями.
Ссылаясь на неисполнимость предписания административного органа, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции признал верной позицию администрации о неисполнимости оспариваемого предписания по причине отсутствия у нее возможности размещения места (площадки) накопления ТКО возле спорных домов в соответствии с нормативными требованиями.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции указал на исполнимость оспариваемого предписания и отсутствие оснований для признания его недействительным.
Оставляя без изменения постановление суда апелляционной инстанции, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14, пунктом 14 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения и к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) (статья 1).
К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО относятся создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО (части 1, 2 статьи 8, пункт 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 3 Правил N 1039 предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Пунктом 3.7.6 Правил N 170 определено, что мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов. В пункте 4 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, также закреплено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом (пункт 3.7.15 Правил N 170).
Судами установлено и участвующими в деле лицами не оспаривается, что в нарушение вышеуказанных требований для граждан, проживающих в спорных домах, администрацией не организовано место (площадка) накопления ТКО на установленном действующим законодательством удалении.
Обращаясь с заявлением о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений, администрация ссылалась на его неисполнимость, указывая на отсутствие территории, на которой при соблюдении всех нормативных условий могла бы быть организована соответствующая площадка.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции установил, что материалами дела не подтверждаются доводы администрации о неисполнимости оспариваемого предписания.
Как верно отмечено судом апелляционной инстанции положения Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611 (далее - Правила N 611), не содержат запрета на размещение в полосе отвода железной дороги площадок накопления ТКО, которые не подпадают под понятие "капитального объекта"; положения Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" также не содержат запрета на размещение площадки сбора ТКО в придорожной полосе расположенной возле спорных жилых домов автомобильной дороги, поскольку площадка сбора ТКО не является капитальным объектом, а ее размещение не приводит к ухудшению видимости на автомобильной дороге или к невозможности выполнения работ по содержанию и ремонту автомобильной дороги, ее реконструкции.
При этом судом апелляционной инстанции сделан вывод о том, что факт нахождения прилегающей к жилым домам территории в полосе отвода железной установить невозможно, поскольку согласно заключению кадастрового инженера Кардониса В.В. границы земельного участка с кадастровым номером 55:20:000000:1, находящегося в полосе отвода железной дороги и переданного ОАО "РЖД" в долгосрочную аренду, не определены; в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2008 N 126 максимальная ширина полосы отвода для насыпей высотой до 12 метров составляет 52 метров для различных категорий железнодорожных путей, а согласно представленной с заключением кадастрового инженера схеме расположения спорных жилых домов полоса отвода одной железной дороги определена в размере 304 метра, полоса отвода другой ветки железной дороги определена в размере 86 метра; размещение площадки сбора ТКО возможно за пределами придорожной полосы автомобильной дороги 52 ОП МЗ Н-327, но в пределах максимального расстояния от площадки до жилых домов; в северо-восточной части участка имеется возможность установки контейнеров с соблюдением необходимых отступов и без нарушение полос отвода железной дороги (зеленые линии) и без нарушения полос отвода автомобильной дороги (розовые линии); отсутствие твердого покрытия и наличие грунтовой дороги также не свидетельствует о неисполнимости оспариваемого предписания, поскольку организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог также относится к вопросам местного значения муниципального района, соответственно, относятся к компетенции администрации.
С учетом изложенного судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод о наличии у администрации возможности исполнить оспариваемое предписания.
Доводы подателя кассационной жалобы, оспаривающие выводы суда апелляционной инстанции об исполнимости оспариваемого постановления, судом округа отклоняются, поскольку по существу направлены на переоценку установленных им фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции и отказал администрации в удовлетворении заявленного требования.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление от 18.10.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-1346/2022 Арбитражного суда Омской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.