г. Тюмень |
|
8 февраля 2023 г. |
Дело N А45-36784/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Черноусовой О.Ю.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергосети Сибири" на решение от 03.08.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Нахимович Е.А.) и постановление от 26.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу N А45-36784/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергосети Сибири" (630032, Новосибирская область, город Новосибирск, микрорайон Горский, дом 40/1, офис 1, ОГРН 1115476072470, ИНН 5405436838) к Департаменту по тарифам Новосибирской области (630005, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Некрасова, дом 54, ОГРН 1055406142208, ИНН 5406312137) об оспаривании письма от 09.11.2021 N 1203/33 и уведомления от 22.11.2021 N1203/33, обязании совершить действия.
Другие лица, участвующие в деле: акционерное общество "Региональные электрические сети" (630102, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Якушева, дом 16А, ОГРН 1045402509437, ИНН 5406291470), общество с ограниченной ответственностью "Компания "Сибирь развитие" (630088, Новосибирская область, город Новосибирск, проезд Северный, дом 25, офис 2, ОГРН 1035401944852, ИНН 5405262589).
В заседании приняла участие представитель Департамента по тарифам Новосибирской области - Ветчинова Ю.С. по доверенности от 09.01.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Энергосети Сибири" (далее - общество, ООО "Энергосети Сибири") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным уведомления Департамента по тарифам Новосибирской области (далее - департамент) от 22.11.2021 N 1203/33 о несоответствии ООО "Энергосети Сибири" пунктам 1 и 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 (далее - Критерии N 184).
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее - АО "РЭС"), общество с ограниченной ответственностью "Компания "Сибирь развитие" (далее - ООО "Компания "Сибирь развитие").
Решением от 03.08.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 26.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "Энергосети Сибири" просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя жалобы, судами неправильно применены пункт 1 статьи 131, статья 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункт 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила регулирования); необоснованно применен приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса" (утратил силу с 26.01.2021).
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавшего в заседании представителя департамента, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "Энергосети Сибири" 30.04.2021 обратилось в департамент с заявлением об установлении долгосрочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2022-2026 годы.
На основании заявления общества департаментом 28.05.2021 открыто тарифное дело.
Уведомлением от 22.11.2021 департамент сообщил обществу об отсутствии оснований для установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год в связи с несоответствием общества пунктам 1 и 2 Критериев N 184.
Не согласившись с указанным уведомлением департамента, ООО "Энергосети Сибири" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным уведомления департамента от 22.11.2021 N 1203/33 ввиду несоответствия общества на момент его выдачи пунктам 1 и 2 Критериев N 184.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок в области электроэнергетики осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, и Правилами регулирования.
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, вправе представить в регулирующий орган дополнительные материалы к предложениям об установлении цен (тарифов) по своей инициативе не позднее 30 рабочих дней до даты наступления очередного периода регулирования. Уточненные предложения подлежат опубликованию в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" (пункт 12 Правил регулирования).
В силу пункта 24 Правил регулирования основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
В рассматриваемом случае основанием для отказа ООО "Энергосети Сибири" в установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии послужил вывод департамента о несоответствии общества пунктам 1, 2 Критериев N 184.
Согласно пункту 1 Критериев N 184 условием отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям является владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА.
Пунктом 2 Критериев N 184 в качестве условия отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям установлено владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 названных Критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, по результатам анализа представленных ООО "Энергосети Сибири" документов, департамент, руководствуясь пунктами 9(1) и 20 Правил регулирования, открыл в отношении ООО "Энергосети Сибири" дело об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный период регулирования 2022-2026 года (извещение от 28.05.2021 N 1203/33); в извещении от 28.05.2021 N 1203/33 департаментом указано на то, что представленные обществом договоры аренды объектов электросетевого хозяйства не соответствуют требованиям пунктов 1 и 2 Критериев N 184; департаментом запрашивались необходимые в целях установления тарифов документы и материалы по перечню, предусмотренному пунктом 17 Правил регулирования (включая договоры аренды, заключенные на срок, не менее долгосрочного периода регулирования 2022-2026 годов), которые предлагалось представить в срок до 01.09.2021; указывалось, что в случае непредставления заключенных на долгосрочный период регулирования договоров аренды объектов электросетевого хозяйства, указанные объекты электросетевого хозяйства не будут учтены при расчете тарифов на долгосрочный период 2022-2026 годов; учитывая установленный пунктом 12 Правил регулирования крайний срок представления дополнительных обосновывающих материалов в целях установления тарифов (не позднее 30 рабочих дней до даты наступления очередного периода регулирования) и непредставление ООО "Энергосети Сибири" сведений о государственной регистрации договоров аренды департаментом направлено письмо от 09.11.2021 как напоминание о необходимости представить в департамент указанные сведения в целях наличия оснований для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии; в установленный пунктом 12 Правил регулирования срок информация о государственной регистрации договоров аренды объектов электросетевого хозяйства представлена не была; на момент направления департаментом оспариваемого уведомления сведения о государственной регистрации представленных 16.09.2021 договоров аренды объектов электросетевого хозяйства также отсутствовала (договоры аренды N 7/112, N 2/130, N 221/517, N 169, N 432 с отметкой регистрирующего органа представлены в департамент лишь в декабре 2021 года); при этом общество направляло в департамент гарантийное письмо о проведении работ по регистрации договоров аренды еще в апреле 2016 года.
Принимая во внимание положения пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 131, статьи 133.1, пункта 2 статьи 651 ГК РФ, суды пришли к обоснованным выводам о том, что часть арендованных объектов электросетевого хозяйства относятся к недвижимому имуществу; в связи с отсутствием государственной регистрации вышеназванных договоров аренды общество нельзя признать законным владельцем перечисленного в них имущества.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу о несоответствии ООО "Энергосети Сибири" пунктам 1, 2 Критериев и указали на отсутствие правовых оснований для признания незаконным уведомления департамента от 22.11.2021 N 1203/33.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.08.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 26.10.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-36784/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, по результатам анализа представленных ООО "Энергосети Сибири" документов, департамент, руководствуясь пунктами 9(1) и 20 Правил регулирования, открыл в отношении ООО "Энергосети Сибири" дело об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный период регулирования 2022-2026 года (извещение от 28.05.2021 N 1203/33); в извещении от 28.05.2021 N 1203/33 департаментом указано на то, что представленные обществом договоры аренды объектов электросетевого хозяйства не соответствуют требованиям пунктов 1 и 2 Критериев N 184; департаментом запрашивались необходимые в целях установления тарифов документы и материалы по перечню, предусмотренному пунктом 17 Правил регулирования (включая договоры аренды, заключенные на срок, не менее долгосрочного периода регулирования 2022-2026 годов), которые предлагалось представить в срок до 01.09.2021; указывалось, что в случае непредставления заключенных на долгосрочный период регулирования договоров аренды объектов электросетевого хозяйства, указанные объекты электросетевого хозяйства не будут учтены при расчете тарифов на долгосрочный период 2022-2026 годов; учитывая установленный пунктом 12 Правил регулирования крайний срок представления дополнительных обосновывающих материалов в целях установления тарифов (не позднее 30 рабочих дней до даты наступления очередного периода регулирования) и непредставление ООО "Энергосети Сибири" сведений о государственной регистрации договоров аренды департаментом направлено письмо от 09.11.2021 как напоминание о необходимости представить в департамент указанные сведения в целях наличия оснований для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии; в установленный пунктом 12 Правил регулирования срок информация о государственной регистрации договоров аренды объектов электросетевого хозяйства представлена не была; на момент направления департаментом оспариваемого уведомления сведения о государственной регистрации представленных 16.09.2021 договоров аренды объектов электросетевого хозяйства также отсутствовала (договоры аренды N 7/112, N 2/130, N 221/517, N 169, N 432 с отметкой регистрирующего органа представлены в департамент лишь в декабре 2021 года); при этом общество направляло в департамент гарантийное письмо о проведении работ по регистрации договоров аренды еще в апреле 2016 года.
Принимая во внимание положения пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 131, статьи 133.1, пункта 2 статьи 651 ГК РФ, суды пришли к обоснованным выводам о том, что часть арендованных объектов электросетевого хозяйства относятся к недвижимому имуществу; в связи с отсутствием государственной регистрации вышеназванных договоров аренды общество нельзя признать законным владельцем перечисленного в них имущества."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 февраля 2023 г. N Ф04-32/23 по делу N А45-36784/2021