город Томск |
|
26 октября 2022 г. |
Дело N А45-36784/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Павлюк Т.В.,
Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мизиной Е.Б. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергосети Сибири" (07АП-8910/2022) на решение от 03.08.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-36784/2021 (судья Нахимович Е.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергосети Сибири" (ОГРН: 1115476072470), г. Новосибирск к Департаменту по тарифам Новосибирской области (ОГРН: 1055406142208), г. Новосибирск о признании незаконными письма от 09.11.2021 N1203/33 и уведомления от 22.11.2021 N1203/33, обязании совершить действий,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество "Региональные электрические сети", общество с ограниченной ответственностью "Компания "Сибирь развитие".
В онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" в судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Энергосети Сибири": Вишняк Н.А. по доверенности от 12.09.2019 (до 31.12.2022),
от Департамента по тарифам Новосибирской области: Ветчинова Ю.С. по доверенности от 10.01.2022 (на 1 год).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Энергосети Сибири" (далее - заявитель, общество, ООО "Энергосети Сибири") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным уведомления Департамента по тарифам Новосибирской области (далее - Департамент) от 22.11.2021 N 1203/33 о несоответствии ООО "Энергосети Сибири" пунктам 1 и 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 N 184 (далее - Критерии N184).
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее - АО "РЭС"), общество с ограниченной ответственностью "Компания "Сибирь развитие" (далее - ООО "Компания "Сибирь развитие").
Решением от 03.08.2022 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Энергосети Сибири" обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что вывод о том, что здание трансформаторной подстанции и все присоединенные к нему кабельные линии и оборудование являются единым недвижимым комплексом, не соответствует обстоятельствам дела. Приказом Минэнерго России от 30.11.2020 N 1064, приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса" признан не подлежащим применению с 26.01.2021, следовательно, судом применен нормативным акт, не подлежащий применению.
Департамент поступил недобросовестно, направив в адрес заявителя 22.11.2021 уведомление о несоответствии Критериям N 184, с учетом того обстоятельства, что 19.11.2021 в адрес Департамента от заявителя поступили документы, подтверждающие передачу договоров на государственную регистрацию. В уведомлении от 22.11.2021 не указано, что тарифное дело в отношении заявителя закрыто, приказ об утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год был издан только 31.12.2021, поэтому в период с 07.12.2021 по 31.12.2021 Департамент имел и фактическую, и правовую возможность рассмотреть дополнительный пакет документов заявителя, с учетом того, что препятствием к установлению тарифа было только отсутствие отметки о государственной регистрации на договорах аренды.
Департамент возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
Представители общества и Департамента в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
Третьи лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку в судебное заседание не обеспечили, представителей не направили.
Принимая во внимание наличие доказательств надлежащего извещения третьих лиц, арбитражный апелляционный суд полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей общества и Департамента, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Департамент уведомил общество об отсутствии оснований для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год в связи с несоответствием ООО "Энергосети Сибири" пунктам 1 и 2 Критериев N 184, а именно в виду отсутствия отметки о регистрации договоров аренды и дополнительных соглашений в регистрирующем органе.
Не согласившись с указанным ответом, общество указывает на то, что Департамент не дал должную оценку представленным ООО "Энергосети Сибири" документам, не принял во внимание и не учел, что ООО "Энергосети Сибири" фактически владеет объектами электросетевого хозяйства на праве аренды на срок не менее долгосрочного периода регулирования, является территориальной сетевой организацией и по факту соответствует пунктам 1 и 2 Критериев.
Полагая отказ Департамента не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из обоснованности принятого Департаментом решения, отсутствия оснований для признания незаконным уведомления от 22.11.2021 N 1203/33 о несоответствии ООО "Энергосети Сибири" пунктам 1 и 2 Критериев N 184.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции обоснованными и соответствующими действующему законодательству исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Из содержания статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования N 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования).
Пунктом 12 Правил регулирования установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов), подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, вправе представить в регулирующий орган дополнительные материалы к предложениям об установлении цен (тарифов) по своей инициативе не позднее 30 рабочих дней до даты наступления очередного периода регулирования. Уточненные предложения подлежат опубликованию в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии" (пункт 12 Правил регулирования N 1178).
Перечень обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов, определен пунктом 17 Правил регулирования.
К заявлениям регулируемые организации прилагают документы по перечню пункта 17 Правил регулирования N 1178, в том числе "документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты) (подпункт 13) пункта 17 Правил регулирования N 1178).
Регулирующий орган в течение 14 рабочих дней с даты регистрации проводит анализ указанных предложений и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении цен (тарифов) (в случае открытия дела) с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу (пункт 20 Правил регулирования N 1178).
Отказ в открытии дела об установлении тарифов предусмотрен только в одном случае - "в случае если регулируемая организация не опубликовала предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24, или указанное опубликованное предложение не соответствует предложению, представляемому в орган регулирования" (пункт 9(1) Правил регулирования N 1178).
В силу пункта 24 Правил регулирования основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Несоответствие Критериям должно являться основанием для неустановления тарифов.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует). (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 N 184).
В случае, указанном в абзаце первом настоящего пункта, соответствие юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на основании результатов проверки его хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие расчетные периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 N 184)".
Постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 N 184 утверждены Критерии; и в соответствии с указанным постановлением, начиная с 12.03.2015 обязательным условием наличия оснований для установления в отношении владельцев объектов электросетевого хозяйства тарифов на услуги по передаче электрической энергии их соответствие Критериям.
Согласно пунктам 1 и 2 Критериев (в редакции, действующей с 1 января 2017 года) одним из условий отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям является владение на праве собственности и (или) на ином законном основании трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 MBА; а также непосредственно соединенными с указанными трансформаторными и иными подстанциями линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи; является обязательными условиями в целях отнесения владельцев.
В первоначальной редакции пункты 1 и 2 Критериев предусматривали владение объектами электросетевого хозяйства на срок не менее очередного расчетного периода регулирования, который составлял один год.
С 01.01.2017 редакция пунктов 1 и 2 Критериев была изменена постановлением Правительства РФ от 17.10.2016 N 1056 -установлены требования владения объектами электросетевого хозяйства на срок, не менее долгосрочного периода регулирования, который составляет от 3 до 5 лет (в соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования N 1178: "долгосрочный период регулирования" - период сроком не менее 5 лет (не менее 3 лет при установлении впервые долгосрочных цен (тарифов), их предельных уровней), на который рассчитываются долгосрочные параметры регулирования").
Отклоняя доводы ООО "Энергосети Сибири", о том, что фактическое владение объектами электросетевого хозяйства на основании договоров аренды, заключенных на неопределенный срок, является доказательством законности прав владения и пользования этими объектами электросетевого хозяйства на срок, не менее очередного долгосрочного периода регулирования, суд первой инстанции правомерно указал, что в силу положений пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае заключения договоров аренды на неопределенный срок стороны вправе в любое время отказаться от договора аренды; что однозначно указывает на отсутствие каких-либо гарантий владения арендуемыми объектами электросетевого хозяйства на протяжении срока, не менее долгосрочного периода регулирования.
Критерии стали применяться при регулировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии только начиная с установления указанных тарифов на 2016 год. При этом только с 01.01.2017 введено обязательное требование владения объектами электросетевого хозяйства на срок, не менее долгосрочного периода регулирования.
При установлении тарифов на первый долгосрочный период регулирования 2014-2016 годов (приказ департамента от 19.12.2013 N 438-ЭЭ) и последующей ежегодной корректировке указанных тарифов в течение указанного долгосрочного периода регулирования департамент полагал возможным принятие в качестве правоустанавливающих документов, подтверждающих владение ООО "Энергосети Сибири" объектами электросетевого хозяйства в течение очередного расчетного периода регулирования (одного календарного года), договоры аренды, заключенные на 11 месяцев с последующей пролонгацией на неопределенный срок
В связи с внесением изменений в Критерии постановлением Правительства РФ от 17.10.2016 N 1056, установивших требования владения объектами электросетевого хозяйства на срок, не менее долгосрочного периода регулирования с 01.01.2017, Департамент, идя навстречу ООО "Энергосети Сибири", отрегулировал указанную организацию приказом Департамента от 24.11.2016 N 291-ЭЭ на новый долгосрочный период регулирования 2017-2021 годов на основании представленного ею в Департамент 29.04.2016 гарантийного письма N 1/1-121, в котором сообщалось, что ООО "Энергосети Сибири" проводит работы по регистрации договоров аренды.
В целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на новый долгосрочный период регулирования 2022-2026 годов ООО "Энергосети Сибири" в соответствии с пунктом 12 Правил регулирования N 1178 обратилось в Департамент 30.04.2021 (вх. N 1203/33) с соответствующим заявлением.
В подтверждение законного права владения объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых ООО "Энергосети Сибири" планировало осуществлять регулируемый вид деятельности по передаче электрической энергии в новом долгосрочном периоде 2022-2026 годов ООО "Энергосети Сибири" были представлены договоры аренды.
По результатам анализа представленных ООО "Энергосети Сибири" документов, Департамент, руководствуясь пунктами 9(1) и 20 Правил регулирования N 1178, открыл в отношении ООО "Энергосети Сибири" дело об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на долгосрочный период регулирования 2022-2026 года (извещение от 28.05.2021 N 1203/33).
В указанном извещении Департаментом:
- указано на то, что представленные ООО "Энергосети Сибири" договоры аренды объектов электросетевого хозяйства не соответствуют требованиям пунктов 1 и 2 Критериев;
- запрашивались необходимые в целях установления тарифов документы и материалы по перечню пункта 17 Правил регулирования N 1178 (включая договоры аренды, заключенные на срок, не менее долгосрочного периода регулирования 2022-2026 годов), которые предлагалось представить в срок до 01.09.2021;
- указывалось, что в случае непредставления заключенных на долгосрочный период регулирования договоров аренды объектов электросетевого хозяйства, указанные объекты электросетевого хозяйства не будут учтены департаментом при расчете тарифов на долгосрочный период 2022-2016 годов.
Дополнительные материалы к пакету документов на установление долгосрочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии на 2022-2026 годы были представлены ООО "Энергосети Сибири" в Департамент только 16.09.2021 за исх. N 1/1-289.
В подтверждение законного права владения объектами электросетевого хозяйства на долгосрочный период регулирования 2022-2026 годов в составе дополнительных материалов от 16.09.2021 ООО "Энергосети Сибири" представлены:
1) договор аренды сетей энергоснабжения от 01.08.2021 N 730 (далее - Договор аренды N 730), согласно которому ООО "Дом Сибири" (арендодатель) передает ООО "Энергосети Сибири" сети энергоснабжения, указанные в Приложении N 1 к договору (кабельные линии КЛ 6 кВ от РП-1910, ТП-5687, ТР5687, ТП-1798 до ТП-4742 по ул. Садовая, 20 в г. Новосибирске) на срок с 01.08.2021 по 31.07.2026;
2) дополнительные соглашения от 01.07.2021 к договорам аренды: N 7/112, N 2/130, N 169, N 148/514, N 221/517, N 432; согласно которым: срок действия договора установлен на 5 (пять) лет по 30.06.2026; изменена редакция Приложения N 1 ко всем договорам, содержащего перечень объектов электросетевого хозяйства, являющихся объектами аренды.
В перечне Приложений N 1 к договорам аренды содержались объекты электросетевого хозяйства, относящиеся к недвижимому имуществу.
В силу положений пункта 2 статьи 609 и пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации договоры аренды объектов электросетевого хозяйства, представленные ООО "Энергосети Сибири" в обоснование законности права владения указанными объектами на срок, не менее долгосрочного периода 2022- 2026 годов; должны были быть зарегистрированы и считаются заключенными с момента такой регистрации.
Информация о государственной регистрации представленных ООО "Энергосети Сибири" в уточенном предложении об установлении тарифов (дополнительных материалах от 16.09.2021) отсутствовала.
Учитывая установленный пунктом 12 Правил регулирования N 1178 крайний срок представления дополнительных обосновывающих материалов в целях установления тарифов (не позднее 30 рабочих дней до даты наступления очередного периода регулирования) и непредставление ООО "Энергосети Сибири" сведений о государственной регистрации договоров аренды Департаментом направлено письмо как уведомление-напоминание о необходимости представить в департамент указанные сведения в целях наличия оснований для установления в отношении ООО "Энергосети Сибири" тарифов на услуги по передаче электрической энергии как для территориальной сетевой организации.
В установленный пунктом 12 Правил регулирования N 1178 срок ООО "Энергосети Сибири" не представлены сведения о государственной регистрации договоров аренды объектов электросетевого хозяйства.
Руководствуясь абзацем 3 пункта 24 Правил регулирования N 1178, Департамент 22.11.2021 за исх. N 1203/33 направил в адрес ООО "Энергосети Сибири" уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (Решение), с указанием на то, что ООО "Энергосети Сибири" не соответствует пунктам 1 и 2 Критериев.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы подателя жалобы о том, что Департамент поступил недобросовестно, направив 22.11.2021 в адрес заявителя уведомление о несоответствии Критериям, с учетом того обстоятельства, что 19.11.2021 в адрес Департамента от заявителя поступили документы, подтверждающие передачу договоров на государственную регистрацию.
Договоры аренды N 7/112, N 2/130, N 221/517, N 169, N 432 с отметкой регистрирующего органа представлены в Департамент только 7-8 декабря 2021 года, то есть за пределами установленного пунктом 12 Правил регулирования N 1178 срока для представления в орган регулирования обосновывающих документов и материалов в целях установления тарифов.
По смыслу пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под линейными объектами в положениях градостроительного законодательства понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно статье 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
Таким образом, линия электропередачи может представлять собой единый линейный объект и выступать в гражданском обороте как единый объект вещных прав, в таком случае ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой не являются самостоятельными объектами недвижимости.
С учетом положений пункта 1 статьи 131, статьи 133.1, пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации трансформаторные подстанции, воздушные линии электропередачи (питающая линия от генерирующего источника при наличии, отходящие линии переменного и постоянного тока, распределительные электропередачи), кабельные линии электропередачи отнесены к объектам недвижимого имущества.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 131 и пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации, суд первой инстанции правомерно признал обоснованным исключение Управлением при рассмотрении тарифного дела договоров аренды, не прошедших государственную регистрацию.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности принятого Департаментом решения, отсутствии оснований для признания незаконным уведомления от 22.11.2021 N 1203/33 о несоответствии ООО "Энергосети Сибири" пунктам 1 и 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 N 184.
Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, исходя из заявленных требований, с учетом обстоятельств, входящих в предмет доказывания и установленных судом, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон и оценив все в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции нарушений норм материального и норм процессуального права не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены решения у суда апелляционной инстанции не имеется. Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей за подачу апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относится судебной коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежит возврату из бюджета как излишне уплаченная в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 104, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 03.08.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-36784/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергосети Сибири"- без удовлетворения.
Возвратить Головкину Виктору Владимировичу из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей по чеку от 07.09.2022.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-36784/2021
Истец: ООО "Энергосети Сибири"
Ответчик: Департамент по тарифам Новосибирской области
Третье лицо: АО "Региональные электрические сети", ООО "Компания "Сибирь-Развитие", Седьмой арбитражный апелляционный суд