г. Тюмень |
|
9 февраля 2023 г. |
Дело N А70-21404/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карьерстрой" на решение от 17.03.2022 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 18.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Котляров Н.Е., Шиндлер Н.А) по делу N А70-21404/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Карьерстрой" (625048, город Тюмень, улица Республики, дом 90, квартира 138, ОГРН 1187232003331, ИНН 7203442021) к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (625004, город Тюмень, улица Володарского, дом 45, ОГРН 1057200722061, ИНН 7202137635) об оспаривании приказов.
Другое лицо, участвующее в деле, - прокуратура Тюменской области (625048, город Тюмень, улица 50 лет Октября, дом 31, ОГРН 1027200810284, ИНН 7204006003).
В судебном заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "Карьерстрой" - Сережкина Н.К. по доверенности от 22.03.2022, Беспалова Л.С. по доверенности от 22.03.2022;
от Департамента недропользования и экологии Тюменской области - Троегубова Ю.Ю. по доверенности от 09.01.2023,
от прокуратуры Тюменской области - Бугаев И.А. по удостоверению.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Карьерстрой" (далее - ООО "Карьерстрой", общество) обратилось Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании недействительными приказов Департамента недропользования и экологии Тюменской области (далее - департамент) от 13.10.2021 N 1292-ОД "О досрочном прекращении лицензии ТЮМ 86192 ТЭ ООО "Карьерстрой" (далее - приказ N 1292-ОД) и от 13.10.2021 N 1293-ОД "Об отказе ООО "Карьерстрой" в согласовании технического проекта" (далее - приказ N 1293-ОД), обязании восстановить право пользования недрами по лицензии ТЮМ 86192 ТЭ и согласовать технический проект "Разработка участка недр местного значения "Падунский-6" в Заводоуковском городском округе Тюменской области".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура Тюменской области (далее - прокуратура).
Решением от 17.03.2022 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 18.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены частично, приказ N 1292-ОД признан недействительным, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа в признании недействительным приказа N 1293-ОД.
По мнению подателя кассационной жалобы, департаментом неправомерно отказано в согласовании разработанного обществом технического проекта, который содержит перечень мероприятий по охране окружающей среды; в рамках согласования технического проекта департамент не вправе делать вывод о порядке и сроках рекультивации земель; поблочная рекультивация не предусмотрена законом, следовательно, общество не допустило нарушений природоохранного законодательства, предусмотрев рекультивацию после окончания всех работ на участке (то есть после 2036 года); проведенный департаментом осмотр участка недр не является контрольно-надзорным мероприятием, в ходе которого могли быть выявлены нарушения обществом требований законодательства; отчет по научной исследовательской работе в области изучения животного и растительного мира, ранее согласованный департаментом, не подлежал пересмотру.
В дополнениях к кассационной жалобе общество указывает, что техническим проектом предусмотрена поэтапная рекультивация и все необходимые мероприятия по защите краснокнижных растений.
В отзывах на кассационную жалобу департамент и прокуратура просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Поскольку доводы кассационной жалобы свидетельствуют о несогласии общества с оспариваемыми судебными актами в части отказа в признании недействительным приказа департамента N 1293-ОД, суд округа в соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проверяет состоявшиеся судебные акты в этой части.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, письменных пояснениях, отзывах на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу департаментом выдана лицензия на пользование недрами от 09.06.2020 N ТЮМ 86146 ТП с целевым назначением: геологическое изучение с целью поиска и оценки месторождения песка и суглинка на участке недр местного значения "Падунский-6" (выделы 10, 14, 15, 18, 21, 26, 27, 31-34, 36-43 квартала 109 Падунского урочища Падунского участкового лесничества Заводоуковского лесничества в Заводоуковском городском округе Тюменской области), сроком действия до 09.06.2024 (далее - лицензия N 1 ).
Пунктом 3.1.2 Условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии N 1) предусмотрена обязанность владельца лицензии предоставить в департамент отчет о выполнении непосредственно на участке недр и в зоне влияния планируемой деятельности в вегетационный период с мая по сентябрь инженерно-экологических изысканий (далее - отчет о НИР) на предмет выявления редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красную книгу Тюменской области.
Согласно отчету о НИР, представленному обществом в департамент 24.12.2020, краснокнижные растения на участке недр не обнаружены.
Приказом департамента от 17.02.2021 N 236-ОД обществу предоставлено право пользования участком недр местного значения "Падунский-6" для разведки и добычи песка и суглинка по факту открытия обществом месторождения "Падунский-6" (свидетельство от 10.12.2020 N 14) сроком на 17 лет.
04.03.2021 департамент выдал обществу лицензию N ТЮМ 86192 ТЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча песка и суглинка на участке недр местного значения "Падунский-6" (выделы 10, 14, 15, 18, 21, 26, 27, 31-34, 36-43 квартала 109 Падунского урочища Падунского участкового лесничества Заводоуковского лесничества в Заводоуковском городском округе Тюменской области), сроком действия до 04.03.2038 (далее - лицензия N ТЮМ 86192 ТЭ).
Пунктом 2.4 Условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии N ТЮМ 86192 ТЭ, далее - Условия) отчет о НИР, подготовленный в рамках лицензии N 1, принят и согласован департаментом (письмо от 18.01.2021 N 280/21) и может быть использован при разработке технического проекта.
Общество 09.09.2021 представило в департамент на согласование технический проект "Разработка участка недр местного значения "Падунский-6" в Заводоуковском городском округе Тюменской области" (далее - технический проект).
Приказом департамента N 1293-ОД в согласовании указанного технического проекта отказано в связи с несоответствием проектной документации условиям пользования недрами, установленными в лицензии, и требованиям законодательства Российской Федерации, а также требованиям к составу и содержанию проектной документации; приказом департамента N 1292-ОД право пользования недрами досрочно прекращено.
Не согласившись с данными приказами департамента, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования в обжалуемой обществом части, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии приказа N 1293-ОД действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской деятельности.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно статье 11, пункту 10 части второй статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (здесь и далее в редакции, действовавшей в спорный период, далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрам; пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции.
В соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, действовавшим в спорный период, утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее - Положение N 118).
Исходя из пунктов 3, 5 Положения N 118 подготовка проектной документации осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр для подготовки проектной документации, на основании технического задания на проектирование, разработанного и утвержденного пользователем недр, и имеющейся геологической и иной информации о недрах. Документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Основаниями для принятия комиссией или уполномоченным органом решения об отказе в согласовании проектной документации являются, в том числе несоответствие проектной документации условиям пользования недрами, установленным в лицензии на пользование недрами, и (или) требованиям законодательства Российской Федерации; несоответствие проектной документации требованиям к составу и содержанию проектной документации, предусмотренным пунктами 12 и 13 названного Положения (подпункты "а", "в" пункта 21 Положения N 118).
В соответствии с пунктом 12 Положения N 118 в проектную документацию включаются: а) мероприятия по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами; б) мероприятия по рациональному использованию и охране недр;
в) мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами; г) информация о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель.
Пунктом 8.1 статьи 4 Закона о недрах установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в отношении участков недр местного значения.
В соответствии с пунктом 2.2.22 Положения о Департаменте недропользования и экологии Тюменской области, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 13.06.2005 N 73-п, департамент является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, к полномочиям которого относится согласование проектной документации по участкам недр местного значения (технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых).
Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья утверждены приказом Минприроды России от 25.06.2010 N 218 (далее - Требования).
Согласно данным Требованиям в проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых включается информация об охране и рациональном использование земельных ресурсов, рекультивации земель (пункт 11.2.1 раздела 3); охране растительного и животного мира (пункт 11.2.5 раздела 3).
В силу пункта 4.1 Условий владелец лицензии в целях обеспечения рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды обязан выполнять все виды работ с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.
Из материалов дела следует, что основанием к отказу в согласовании технического проекта послужило его несоответствие подпунктам "а" и "в" пункта 12 Положения N 118.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что площадь лицензионного участка "Падунский-6" составляет 57,6 га; техническим проектом произведена разбивка месторождения на 15 блоков разработки (с июля 2022 года по декабрь 2036 года); валка леса, корчевка пней, расчистка площадей от кустарника и мелколесья на всей территории участка недр производится единовременно и запланирована в период подготовительных работ до начала добычных работ; технический проект не содержит мероприятий по охране и рациональному использованию земельных ресурсов, в том числе рекультивации земель (пункт 1.2.1 Требований) с учетом поблочной разработки участка недр; при этом из технического проекта не следует, что при разработке каждого блока карьера будет использоваться территория всего участка (в частности для проезда техники), что не позволит провести рекультивацию на уже освоенных (отработанных) участках.
При таких обстоятельствах, учитывая, что на лицензионном участке площадью 57,6 га обществом запланирована единовременная рубка всех лесных насаждений, при этом разработка карьера предполагается поблочной, суды пришли к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае проведение рекультивации нарушенных земель только после окончания полной разработки карьера (с оставлением деградированных земель после каждого блока), не соответствует принципам рационального использования земель и недопустимости причинения излишнего вреда.
Вопреки доводам подателя жалобы выводы судов не противоречат положениям Правил рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800, поскольку рекультивация земель может осуществляться путем поэтапного проведения работ при наличии в проекте рекультивации земель выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ для каждого этапа (пункт 9 указанных Правил).
Ссылка подателя жалобы на то, что техническим проектом предусмотрена поблочная рекультивация не принимается судом кассационной инстанции, поскольку противоречит как материалам дела, так и утверждениям общества, поддерживаемым в ходе рассмотрения дела в судах нижестоящих инстанций, о невозможности проведения такой рекультивации и незаконности требований департамента в данной части.
Статьей 60 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания (пункт 1).
Судами установлено, что в отчете о НИР отсутствуют сведения о выявленных на участке недр растениях, занесенных в Красную книгу Тюменской области, что противоречит статье 60 Закона N 7-ФЗ, запрещающей деятельность, ведущую к сокращению численности таких растений, и пункту 3.7 Условий; технический проект не содержит мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия на такие растения.
Доводы общества о том, что отчет о НИР был ранее согласован департаментом подлежит отклонению, поскольку, как верно указано судами, отчет о НИР содержал недостоверные сведения о результатах изысканий (краснокнижные растения на участке недр обнаружены не были).
Судами нижестоящих инстанций также дана оценка доводам общества о недопустимости использования акта осмотра в качестве надлежащего доказательства произрастания краснокнижных растений на участке недр.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования о признании недействительным приказа департамента N 1293-ОД об отказе в согласовании технического проекта.
Иное толкование подателем кассационной жалобы норм действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебных актов, арбитражными судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.03.2022 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 18.08.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-21404/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Т. Шохирева |
Судьи |
Ю.Ф. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 60 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания (пункт 1).
Судами установлено, что в отчете о НИР отсутствуют сведения о выявленных на участке недр растениях, занесенных в Красную книгу Тюменской области, что противоречит статье 60 Закона N 7-ФЗ, запрещающей деятельность, ведущую к сокращению численности таких растений, и пункту 3.7 Условий; технический проект не содержит мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия на такие растения."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 февраля 2023 г. N Ф04-5558/22 по делу N А70-21404/2021
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2023 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6777/2023
09.02.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5558/2022
18.08.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4982/2022
17.03.2022 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-21404/2021