г. Тюмень |
|
16 февраля 2023 г. |
Дело N А03-16530/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
Буровой А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 06.09.2022 Арбитражного суда Алтайского края (судья Синцова В.В.) и постановление от 18.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Зайцева О.О., Хайкина С.Н.) по делу N А03-16530/2021 по заявлению краевого автономного учреждения "Алтайлес" (ИНН 2225120519, ОГРН 1112225004330; 656094, Алтайский край, с. Лебяжье, ул. Школьная. 28А) к государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2225023610, ОГРН 1022201759623; Алтайский край, г. Барнаул, ул. Крупской, 97Д) о признании недействительными решений, требования.
Суд установил:
краевое автономное учреждение "Алтайлес" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) о признании недействительными: решения филиала Фонда N 7 от 09.08.2021 N 22 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; решения Фонда от 22.09.2021 N 32, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы заявителя; требования от 06.09.2021 N 220721600006201 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Решением от 06.09.2022 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 18.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, вынести новое решение.
Учреждение возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
От кассатора поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве в связи с реорганизацией (в форме присоединения): государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Установив, что Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю является универсальным правопреемником государственного учреждения-Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает необходимым произвести процессуальное правопреемство в порядке статьи 48 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
Филиалом Фонда N 7 в отношении Шипуновского филиала Учреждения проведена выездная проверка за период 01.01.2018 по 31.12.2020 по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения.
В ходе проверки установлено, что Учреждение в период 2018-2020 годов подтверждало основной вид деятельности по Общероссийскому классификатору внешнеэкономической деятельности ОК-029-2014 (далее - ОКВЭД) исходя из кода 02.40.1
"предоставление услуг в области лесоводства" (что соответствует тарифу - 0,9%), получая при этом, будучи некоммерческой организацией, основной доход от коммерческой деятельности, связанной с лесозаготовкой, а также распиловкой и строганием древесины (код по ОКВЭД 02.20 и 16.10), в связи с чем страховой тариф должен начисляться и оплачиваться из расчета 3,1%, что соответствует 21 классу профессионального риска.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки вынесено решение от 09.08.2021 N 22, которым Учреждению предложено уплатить дополнительно начисленные страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования - 452 170,86 руб., пени - 39 490,25 руб., штраф - 90 434,17 руб.
Не согласившись с решением филиала Фонда N 7, Учреждение обжаловало его в Фонд, решением которого от 22.09.2021 N 32 жалоба оставлена без удовлетворения.
Филиалом Фонда N 7 выставлено в адрес Шипуновского филиала Учреждения требование от 06.09.2021 N 2207221600006201 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Учреждение, полагая незаконными названные ненормативные акты, обратилось в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 53.8 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 3, 6, 17, 21, 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713), приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами", удовлетворили заявленное требование в связи с недоказанностью со стороны Фонда обоснованности установления Учреждению на 2018-2020 годы повышенного размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены (изменения) принятых по настоящему делу судебных актов.
Как установлено судами, Учреждение относится к социально ориентированным некоммерческим организациям, поскольку осуществляет деятельность, направленную на охрану окружающей среды.
Согласно пункту 1.2 Устава Учреждение является некоммерческой организацией, выполняющей работы и оказывающей услуги в целях осуществления предусмотренных законами Российской Федерации и Алтайского края полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в сфере лесных отношений - тушения лесных пожаров и осуществления отдельных мер пожарной безопасности в лесах.
Предметом деятельности Учреждения в соответствии с Уставом является выполнение работ и оказание услуг по охране, защите и воспроизводству лесов на территории земель лесного фонда Алтайского края, тушение лесных пожаров и принятие иных мер пожарной безопасности в лесах, определенных в государственном задании и (или) государственном контракте.
В соответствии с пунктом 2.5 Устава Шипуновский филиал Учреждения кроме государственных заданий учредителя и обязательств по государственным контрактам по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его уставной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.
Пунктом 2.6 Устава установлено, что для достижения уставных целей Шипуновский филиал Учреждения вправе также осуществлять иные виды приносящей доход деятельности, в том числе: выполнение работ и оказание услуг по заготовке древесины и её отдельных этапов, лесоводство и оказание услуг в области лесоводства, выполнение работ и оказание услуг по распиловке и строганию древесины, производству деревянных строительных конструкций, в том числе сборных деревянных строений и столярных изделий и др.
В ходе подтверждения основного вида деятельности Учреждением в Фонд были представлены справки-подтверждения основного вида деятельности от 04.04.2018 на 2018 год, от 12.03.2019 - на 2019 год, от 08.04.2020 - на 2020 год.
Из представленных справок следовало, что удельный вес в доле доходов по основному виду деятельности Шипуновского филиала Учреждения составлял 100% по коду ОКВЭД 02.40.1 "предоставление услуг в области лесоводства". На основании указанных справок Фондом направлены заявителю уведомления об установлении страхового тарифа на 2018-2020 годы по коду ОКВЭД 02.40.1 "предоставление услуг в области лесоводства" в размере 0,9%,
В ходе выездной проверки Фондом установлено, что заявителем суммы целевых поступлений (субсидий на выполнение государственных заданий) в справках - подтверждениях основного вида деятельности на 2018-2020 годы не отражены.
На основании бухгалтерского баланса Шипуновского филиала Учреждения Фондом установлено следующее распределение доходов страхователя по видам деятельности (коммерческая/некоммерческая): по итогам 2017 года доход от коммерческой деятельности превысил субсидии (целевые поступления) на выполнение государственного задания в 2,94 раза; по итогам 2018 года - в 3,11 раз; по итогам 2019 года - в 3,06 раз.
Применив положения пункта 2 статьи 49, пункта 4 статьи 50 ГК РФ, Фонд сделал вывод о возможности (в силу пункта 1 статьи 2 и пункта 1 статьи 6 ГК РФ) распространить на некоммерческую организацию в части осуществления приносящей доход деятельности положения законодательства, применяемого к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, в том числе и в целях определения вида экономической деятельности в соответствии с Правилами N 713. Фондом учтены и положения пункта 9 Правил N 713 в части определения основного вида экономической деятельности некоммерческой организации с учетом вида, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации в процентном соотношении, исходя из наименований должностей работников, могущих быть задействованными в рамках вида деятельности "лесозаготовки" и "распиловка и строгание древесины".
С учетом данных штатного расписания страхователя Фонд пришел к выводу, что основным видом деятельности Шипуновского филиала Учреждения в спорный период являлась "лесозаготовка" с соответствующими показателями 2018 год - 56,69% от общего дохода по итогам 2017 года; 2019 год - 61,07% от общего дохода по итогам 2018 года, 2020 год - 66,26% от общего дохода по итогам 2019 года. Данный вид деятельности относится к 21 классу профессионального риска, что соответствует страховому тарифу 3,1%.
Между тем, как верно указано судами, главным признаком, позволяющим отнести осуществляемую страхователем деятельность к одному из видов для целей классификации
по ОКВЭД, является конечная цель ее осуществления.
Из оспариваемых решений Фонда, как установил суд, не представляется возможным определить наличие объективных обстоятельств, препятствующих получению Учреждением при использовании штатной численности сотрудников с разбивкой по должностям финансового результата, отраженного в аналитических таблицах решения, при занятии уставным видом деятельности "предоставление услуг в области лесоводства" в рамках государственных заданий и государственных контрактов, стороной по которым выступает Минприроды Алтайского края.
Признавая позицию Фонда основанной на предположениях, суды правильно указали, что им не опровергнуты доводы и доказательства заявителя, свидетельствующие о том, что в деятельности по заготовке древесины в периоды 2017-2019 годов участвовало количество работников, составляющих менее 1/3 от штатной численности, с учетом отработанных показателей человеко/часов, подтвержденных актами-нарядами.
По результатам оценки представленных табелей учета рабочего времени за 2017, 2018 и 2019 годы суды установили, что наибольшее количество сотрудников Шипуновского филиала Учреждения было занято на выполнении работ по охране, защите, воспроизводству лесов, тушении лесных пожаров, прочих работах, необходимых для деятельности филиала, что соответствует виду экономической деятельности "предоставление услуг в области лесоводства" - код ОКВЭД 02.40.1, относится к классу профессионального риска - 8 (страховой тариф 0,9%).
Как верно указано судами, вид фактически осуществляемой организацией деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности организации. Фондом должна быть представлена совокупность необходимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о фактически осуществляемой страхователем деятельности, позволяющей ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий определенному классу профессионального риска (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2011 N 14943/10).
Учитывая, что установленные судами обстоятельства не опровергнуты Фондом, в том числе в кассационной жалобе, суд округа поддерживает вывод судов, что Фондом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих вывод о фактически осуществляемой заявителем деятельности по коду ОКВЭД 02.20 "лесозаготовки", позволяющей назначить размер страхового тарифа 3,1%, соответствующий определенному классу профессионального риска.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 48, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену стороны по делу N А03-16530/2021 Арбитражного суда Алтайского края - государственного учреждения-Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на правопреемника, - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю.
Решение от 06.09.2022 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 18.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-16530/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применив положения пункта 2 статьи 49, пункта 4 статьи 50 ГК РФ, Фонд сделал вывод о возможности (в силу пункта 1 статьи 2 и пункта 1 статьи 6 ГК РФ) распространить на некоммерческую организацию в части осуществления приносящей доход деятельности положения законодательства, применяемого к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, в том числе и в целях определения вида экономической деятельности в соответствии с Правилами N 713. Фондом учтены и положения пункта 9 Правил N 713 в части определения основного вида экономической деятельности некоммерческой организации с учетом вида, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации в процентном соотношении, исходя из наименований должностей работников, могущих быть задействованными в рамках вида деятельности "лесозаготовки" и "распиловка и строгание древесины".
...
Как верно указано судами, вид фактически осуществляемой организацией деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности организации. Фондом должна быть представлена совокупность необходимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о фактически осуществляемой страхователем деятельности, позволяющей ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий определенному классу профессионального риска (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2011 N 14943/10)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 февраля 2023 г. N Ф04-8034/22 по делу N А03-16530/2021