город Томск |
|
18 ноября 2022 г. |
Дело N А03-16530/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.,
судей Зайцевой О.О.,
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т.А., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (N 07АП-9708/22), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.09.2022 по делу N А03-16530/2021 (судья Синцова В.В.) по заявлению краевого автономного учреждения "Алтайлес" (ИНН 2225120519, ОГРН 1112225004330), с. Лебяжье г. Барнаула Алтайского края к государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2225023610, ОГРН 1022201759623), г. Барнаул Алтайского края о признании недействительным решения N 22 от 09.08.2021 года о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о признании недействительным решения N 32 от 22.09.2021 года, о признании недействительным требования N 220721600006201 от 06.09.2021 года об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: Буйная С.Н., представитель по доверенности от 08.06.2022, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
краевое автономное учреждение "Алтайлес" (далее - заявитель, учреждение, КАУ "Алтайлес") обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Барнаул (далее - заинтересованное лицо, Отделение Фонда) о признании недействительным решения N 22 от 09.08.2021 года, вынесенного филиалом N 7 государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о признании недействительным решения N 32 от 22.09.2021 государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы заявителя на решение N 22 от 09.08.2021, о признании недействительным требования N 220721600006201 от 06.09.2021 года об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Решением суда от 06.09.2022 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо, обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, неправильным применением норм процессуального и материального права.
Общество в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доводы апелляционной жалобы отклонило, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержала доводы жалобы, настаивала на ее удовлетворении.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заявителя, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Государственным учреждением - Алтайским региональным отделением Фонда социального страхования Российской федерации филиал N 7 была проведена проверка в отношении Шипуновского филиала КАУ "Алтайлес" за период 01.01.2018 по 31.12.2020 по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения.
В ходе данной проверки было установлено, что учреждение в период 2018-2020 годов подтверждало основной вид деятельности по Общероссийскому классификатору внешнеэкономической деятельности ОК-029-2014 (далее - ОКВЭД) исходя из кода 02.40.1 "Предоставление услуг в области лесоводства", получая при этом, будучи некоммерческой организацией, основной доход от коммерческой деятельности, связанной с лесозаготовкой, а также распиловкой и строганием древесины (код по ОКВЭД 02.20 и 16.10), в связи с чем страховой тариф должен начисляться и оплачиваться из расчета 3, 1 %, что соответствует 21 классу профессионального риска.
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки вынесено решение от 09.08.2021 N 22 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с указанным решением учреждению предложено уплатить: дополнительно начисленные страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования РФ в сумме 452 170,86 руб.; пени в сумме 39490,25 руб.; штраф в сумме 90434,17 руб., так как Отделение пришло к выводу о разнице в тарифе: ОКВЭД 02.40.1 "Предоставление услуг в области лесоводства" - тариф 0,9%; ОКВЭД 02.20 "Лесозаготовка" - тариф 3,1%.
Не согласившись с решением филиала N 7 Фонда от 09.08.2021 N 22, учреждение обжаловало его в порядке подведомственности в государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, решением от 22.09.2021 N 32 оставлено в силе обжалуемое решение филиала N 7 Фонда.
В связи с вступлением в законную силу решения N 22 от 09.08.2021, филиалом N 7 Фонда вынесено в адрес Шипуновского филиала КАУ "Алтайлес" требование N 2207221600006201 от 06.09.2021 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
КАУ "Алтайлес", считая незаконными вышеназванные решения от 09.08.2021 N 22, от 22.09.2021 N 32 и требование от 06.09.2021, нарушающими его права в области экономической деятельности, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Отделение Фонда не предоставило достаточных доказательств, подтверждающих вывод о фактически осуществляемой заявителем деятельности по коду ОКВЭД 02.20 "Лесозаготовки", позволяющей назначить размер страхового тарифа 3,1, соответствующий определенному классу профессионального риска.
Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции законными, обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
В силу статьи 65 АПК РФ заявитель не освобожден от обязанности подтвердить нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) под страхователем понимается юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В силу требований статьи 6 Федерального закона N 125-ФЗ регистрация страхователей осуществляется в территориальных органах страховщика: страхователей - юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты юридическими лицами счета в банках (иных кредитных организациях) и которые имеют отдельный баланс и начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 календарных дней со дня создания такого обособленного подразделения.
Статьей 17 Федерального закона N 125-ФЗ для страхователя установлена обязанность в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В статье 21 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утверждаются в порядке, определяемом постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска" (далее - Правила N 713).
Согласно пункту 2 "Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" (утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55, далее - Порядок N 55) основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно, в соответствии с пунктом 9 Правил N 713, согласно которому основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, а для некоммерческой организации - тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.
В соответствии с пунктом 3 Порядка N 55 для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N2 к настоящему Порядку; в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, перечисленные в пункте 3 Порядка, исполнительный орган фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска (пункт 5 Порядка N 55). До подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и подразделения страхователя относятся к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году (пункт 11 Порядка N 55). В силу пункта 8 Правил N 713 экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Страховой тариф подлежит определению на основании вида деятельности, фактически осуществляемой страхователем.
Согласно введению к "Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности" ОК 029-2001 (утвержден постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 N 454-ст (далее - ОКВЭД), объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (предоставление услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство продукции (товаров или услуг), процессом производства и выпуском продукции (предоставлением услуг).
Соответственно, главным признаком, позволяющим отнести осуществляемую страхователем деятельность к одному из видов для целей классификации по ОКВЭД, является конечная цель ее осуществления.
Из материалов проверки следует, что КАУ "Алтайлес" создано в соответствии со статьей 53.8 Лесного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 03.11.2006 N 174- ФЗ "Об автономных учреждениях", Законом Алтайского края от 14.09.2006 N98-3C "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Алтайского края", постановлением Администрации края от 21.12.2010 N572 "Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации краевых государственных учреждений, а также утверждения уставов краевых государственных учреждений и внесения в них изменений".
В соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7- ФЗ "О некоммерческих организациях" КАУ "Алтайлес" относится к социально ориентированным некоммерческим организациям, поскольку осуществляет деятельность, направленную на охрану окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 указанной статьи.
Согласно пункта 1.2 Устава КАУ "Алтайлес" является некоммерческой организацией, выполняющей работы и оказывающей услуги в целях осуществления предусмотренных законами Российской Федерации и Алтайского края полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в сфере лесных отношений - тушения лесных пожаров и осуществления отдельных мер пожарной безопасности в лесах. Предметом деятельности учреждения в соответствии с Уставом является выполнение работ и оказание услуг по охране, защите и воспроизводству лесов на территории земель лесного фонда Алтайского края, тушение лесных пожаров и иных мер пожарной безопасности в лесах, определенных в государственном задании и (или) государственном контракте. в соответствии с пунктом 2.5. Устава Шипуновский филиал КАУ "Алтайлес" кроме государственных заданий Учредителя и обязательств по государственным контрактам, по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его уставной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. Согласно пункту 2.6 Устава установлено, что для достижения уставных целей Шипуновский филиал КАУ "Алтайлес" вправе также осуществлять иные виды приносящей доход деятельности, в том числе: выполнение работ и оказание услуг по заготовке древесины и её отдельных этапов, лесоводство и оказание услуг в области лесоводства, выполнение работ и оказание услуг по распиловке и строганию древесины, производству деревянных строительных конструкций, в том числе сборных деревянных строений и столярных изделий и др.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 02.07.2012 Шипуновский филиал КАУ "Алтайлес" зарегистрирован в филиале N 7 Фонда по месту нахождения обособленного подразделения. Шипуновским филиалом КАУ "Алтайлес" в ходе подтверждения основного вида деятельности были представлены справки - подтверждения основного вида деятельности 04.04.2018 на 2018 г., 12.03.2019 на 2019 г., 08.04.2020 на 2020 г. Из представленных справок следовало, что удельный вес в доле доходов по основному виду деятельности Шипуновского филиала КАУ "Алтайлес" составлял 100 % по коду ОКВЭД 02.40.1 " Предоставление услуг в области лесоводства".
На основании указанных справок - подтверждений основного вида деятельности филиалом N 7 Шипуновскому филиалу КАУ "Алтайлес" на 2018 г., 2019 г., 2020 г. направлены уведомления об установлении страхового тарифа на 2018 г. по коду ОКВЭД 02.40.1 " Предоставление услуг в области лесоводства" в размере 0,9 %, на 2019 г. по коду ОКВЭД 02.40.1 " Предоставление услуг в области лесоводства" в размере 0,9 %, на 2020 г. по коду ОКВЭД 02.40.1 " Предоставление услуг в области лесоводства" в размере 0,9 %.
В ходе выездной проверки Отделением Фонда установлено, что Шипуновскимфилиалом КАУ "Алтайлес" суммы целевых поступлений (субсидий на выполнение государственных заданий) в справках - подтверждениях основного вида деятельности на 2018 г., 2019 г., 2020 г. не отражены.
На основании бухгалтерского баланса Шипуновского филиала КАУ "Алтайлес" филиалом N 7 Фонда установлено и закреплено в таблицах N 1-3, соответственно по годам - 2017-2019, оспариваемого решения N 22 распределение доходов страхователя по видам деятельности (коммерческая/некоммерческая).
Общий размер доходов в 2017 году составил 10030066, 12 тыс. руб., из которых субсидии (целевые поступления) на выполнение государственного задания составили 25, 36 % удельного веса в общем доходе, который равен и общему доходу от всей некоммерческой деятельности.
При этом, общий доход от коммерческой деятельности в процентном соотношении выражен в размере 74, 63 %, из которых аренда имущества - 0,27 %, оказание платных услуг - 4, 73%, реализация лесопродукции - 69, 63% (или 7486406, 23 тыс. руб.).
По итогам 2017 года доход от коммерческой деятельности превысил субсидии (целевые поступления) на выполнение государственного задания в 2,94 раза.
Общий размер доходов в 2018 году составил 11213077, 57 тыс. руб., из которых субсидии (целевые поступления) на выполнение государственного задания составили 24, 28 % удельного веса в общем доходе, который равен и общему доходу от всей некоммерческой деятельности.
При этом, общий доход от коммерческой деятельности в процентном соотношении выражен в размере 75, 71 %, из которых аренда имущества - 0,53 %, оказание платных услуг - 3, 85%, реализация лесопродукции - 71, 74% (или 8490053, 02 тыс. руб.).
По итогам 2018 года доход от коммерческой деятельности превысил субсидии (целевые поступления) на выполнение государственного задания в 3,11 раз.
Общий размер доходов в 2019 году составил 10532922, 75 тыс. руб., из которых субсидии (целевые поступления) на выполнение государственного задания составили 24, 61 % удельного веса в общем доходе, который равен и общему доходу от всей некоммерческой деятельности.
При этом, общий доход от коммерческой деятельности в процентном соотношении выражен в размере 75, 38 %, из которых аренда имущества - 1,09 %, оказание платных услуг - 6, 45%, реализация лесопродукции - 67, 84% (или 7146129, 68 тыс. руб.).
По итогам 2019 года доход от коммерческой деятельности превысил субсидии (целевые поступления) на выполнение государственного задания в 3,06 раза.
Применив положения пункта 2 статьи 49 ГК РФ, пункта 4 статьи 50 ГК РФ, Фондом сделан вывод о возможности, в силу пункта 1 статьи 2 и пункта 1 статьи 6 ГК РФ, на некоммерческую организацию в части осуществления приносящей доход деятельности распространить положения законодательства, применяемого к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, в том числе и в целях определения вида экономической деятельности в соответствии с Правилами N 713, отделением Фонда учтены и положения пункта 9 Правил N 713 в части определения основного вида экономической деятельности некоммерческой организации с учетом вида, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации, которые сведены в оспариваемом решении к анализу в пункте 3.1 текста решения процентного соотношения, исходя из наименований должностей, работников организации, могущих быть задействованными в рамках вида деятельности "лесозаготовки" и "распиловка и строгание древесины".
В ходе проверки установлено, что штатное расписание Шипуновского филиала КАУ "Алтайлес" в 2017-2019 годах утверждало 50, 5 штатных единиц работников.
Из штатной численности 47 % могли быть задействованы в деятельности по "Лесозаготовке", код ОЕВЭД 02.20, включающий в себя подгруппировки: производство круглых лесоматериалов для лесообрабатывающей промышленности; производство круглых лесоматериалов, используемых в необработанной форме, типа стоек, ограждений и вспомогательных столбов, производство древесного угля в лесу и т.д., итоговая получаемая продукция в результате этой деятельности может иметь вид бревен или дров. В таком виде деятельности могли быть задействованы - мастер леса (2 чел), водитель грузового транспорта (3 чел.), подсобный рабочий (15 чел.), тракторист (4 чел).
Из штатной численности 29% могли быть задействованы в деятельности по "Распиловка и строгание древесины", код ОЕВЭД 16.10, включающий в себя подгруппировки: распиловка, строгание и другие виды механической обработки древесины, в том числе профилирование материалов, производство пиломатериалов, изделий из дерева, несобранного деревянного напольного покрытия и т.д. В таком виде деятельности могли быть задействованы -подсобный рабочий (15 чел.).
Для целей определения доходов от реализации продукции, являющейся результатом вышеуказанных видов деятельности, Фондом исследовались отчеты по продажам учреждения за соответствующие отчетные периоды 2017-2019 годов, результаты которых отражены в таблицах N 4-6 решения N 22.
В таблицах 7-9 решения отражен анализ отчетов по продажам и группировка видов продукции по кодам ОКВЭД по группам "Лесозаготовка" и "Распиловка и строгание древесины".
В результате вышеуказанного анализа Фондом установлено, что основным видом деятельности Шипуновского филиала КАУ "Алтайлес" в 2018 г, 2019 г., и 2020 г. году являлась "Лесозаготовка" с соответствующими показателями 2018 год - 56, 69 % от общего дохода по итогам 2017 года; 2019 год - 61, 07 % от общего дохода по итогам 2018 года, 2020 год - 66, 26% от общего дохода по итогам 2019 года.
Данный вид деятельности относится к 21 классу профессионального риска, ему соответствует страховой тариф 3,1 %.
Между тем, как ранее изложено, главным признаком, позволяющим отнести осуществляемую страхователем деятельность к одному из видов для целей классификации по ОКВЭД, является конечная цель ее осуществления.
При этом, из оспариваемых решений филиала N 7 и Отделения Фонда, не представляется возможным установить наличие объективных обстоятельств, препятствующих получению учреждением при использовании штатной численности сотрудников с разбивкой по должностям финансового результата, отраженного в аналитических таблицах решения, при занятии уставным видом деятельности "предоставление услуг в области лесоводства" в рамках государственных заданий и государственных контрактов, стороной по которым выступает Минприроды Алтайского края. В свою очередь в ходе судебного разбирательства по настоящему спору заявителем представлены дополнительные документы по каждому сотруднику (должности), в том числе должностные инструкции, штатные расстановки, заказы-наряды, которые, по утверждению представителей заявителя, предоставлялись при проверке Фонду, но не были им использованы для целей анализа показателей подтверждения вида экономической деятельности, а так же гражданско-правовые договоры, акты приема передачи и платежные документы, подтверждающие привлечение учреждением третьих лиц в периоды 2017 - 2019 годов для осуществления работ по лесозаготовкам. Также, в материалы дела заявителем представлены документы, подтверждающие выполнение учреждением работ, установленных Государственным заданием на 2017 г., 2018 г., 2019 г., в том числе штатной численностью сотрудников и привлеченными лицами, которые осуществляли работы только по заготовке древесины и уборке порубочных остатков, наряду с сотрудниками учреждения. Заявителем произведены, с учетом представленных документов, расчеты отработанных сотрудниками учреждения часов по видам работ, предусмотренных государственным заданием.
Кроме того, признавая неправомерным выводы Фонда, судом первой инстанции верно учтено, что отделением не использованы указанные документы в качестве доказательств подтверждения вида экономической деятельности для установления обстоятельств по пункту 9 Правил N 713, следовательно, Фондом не произведен расчет и анализ часов занятости работников учреждения, в том числе по специальностям, объективно могущим быть задействованным в работах по лесозаготовкам, с учетом их фактической занятости в производстве работ по коду ОКВЭД 02.40.1 "Предоставление услуг в области лесоводства", в том числе профилактика и тушение пожаров в лесных насаждениях, охрана, защита и воспроизводство лесов.
Изложенные в оспариваемом решении выводы Фонда не основаны на требованиях пункта 9 Правил N 713 в части порядка определения вида экономической деятельности некоммерческой организации.
С учетом указанного, коллегия полагает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что позиция Отделения Фонда носит предположительный характер, основана на неверной трактовке положений гражданского законодательства относительно возможности его интерпретации к использованию Порядка определения вида экономической деятельности некоммерческой организации, с учетом анализа только доходной части показателей экономической деятельности.
Кроме того, Фондом не опровергнуты выводы учреждения, изложенные в дополнении к заявлению от 10.08.2022, о том, что заготовкой древесины в периоды 2017-2019 годов участвовало количество работников, составляющих менее 1\3 от штатной численности, с учетом отработанных показателей человеко\часов, подтвержденных актами-нарядами.
Доводам Фонда со ссылкой на справки-подтверждения основного вида деятельности на 2018- 2020 гг. Шипуновского филиала КАУ "Алтайлес", а также текст заявления КАУ "Алтайлес" в суд, о том, что по данным заявителя в Шипуновском филиале КАУ "Алтайлес" нет сотрудников, занятых в приносящей доход деятельности по лесозаготовке, что в ходе судебного разбирательства по данному делу заявитель меняет свою позицию и предоставлял иные сведения, согласно которым часть сотрудников Шипуновского филиала КАУ "Алтайлес" занималась заготовкой древесины в 2017 г. - 16, 2018 г. - 15 чел, в 2019 г. - 13 чел, с учетом штатного расписания 44, 44 и 41 единица соответственно, дана надлежащая правовая оценка арбитражного суда.
Как верно отметил суд первой инстанции, учитывая положения пункта 12 Правил N 713, если страхователь не подтверждает виды экономической деятельности подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами, он подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, который КАУ "Алтайлес" подтверждался как "Предоставление услуг в области лесоводства".
Так, КАУ "Алтайлес" представлены табели учета рабочего времени за 2017, 2018 и 2019 год, из которых следует, что:
По итогам 2017 г. сотрудниками Шипуновского филиала, 41 сотрудником отработано за 2017 год - 49 652,06 часа, в т.ч., выполняя государственное задание, 27 работников отработали 16 566,8 часов; 16 сотрудников частично участвовали в заготовке древесины и отработали 5 132 часа; 35 работников, выполняя прочие работы необходимые для деятельности филиала, отработали 27 953,25 часа.
По итогам 2018 г. 44 сотрудниками Шипуновского филиала всего отработано 51 921,82 часа, в т.ч., выполняя государственное задание, 26 работников отработали 14 638,8 часа, во время заготовки древесины отработано 6 248, 2 часа, на иных работах, не связанных с заготовкой древесины отработано 20 614,55 часа.
По итогам 2019 г. 41 сотрудником Шипуновского филиала, отработано за 2019 год - 48 143,25 часа, в т.ч., выполняя государственное задание, 28 работников отработали 18 210,78 часа; 13 сотрудников частично участвовали в заготовке древесины и отработали 7 103,75 часа часа; 34 работника, выполняя прочие работы, необходимые для деятельности филиала, отработали 27 953,25 часа.
Согласно данным представленных табелей следует, что наибольшее количество сотрудников Шипуновского филиала было занято на выполнении работ по охране, защите, воспроизводству лесов, тушении лесных пожаров, прочих работах, необходимых для деятельности филиала, что соответствует виду экономической деятельности "Предоставление услуг в области лесоводства" - код ОКВЭД 02.40.1, относится к классу профессионального риска - 8, и страховому взносу в размере 0,9%.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.07.2011 N 14943/10, вид фактически осуществляемой организацией деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности организации. Фондом должны быть представлены доказательства, при наличии которых он приходит к выводу о фактически осуществляемой страхователем деятельности, позволяющей ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий определенному классу профессионального риска.
Предусмотренное пунктом 13 Правил N 713 право Фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности не является санкцией за непредставление сведений, а является мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О).
Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют, а вышеуказанное право фонда основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Указанные выводы также соответствуют позиции, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926, от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969 и др.
Таким образом, Отделение Фонда не предоставило достаточных доказательств, подтверждающих вывод о фактически осуществляемой заявителем деятельности по коду ОКВЭД 02.20 "Лесозаготовки", позволяющей назначить размер страхового тарифа 3,1, соответствующий определенному классу профессионального риска.
Оснований к переоценке выводов, сделанных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда не имеется. Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.09.2022 по делу N А03-16530/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-16530/2021
Истец: КАУ "Алтайлес"
Ответчик: ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ