г. Тюмень |
|
17 февраля 2023 г. |
Дело N А67-4845/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.
судей Алексеевой Н.А.
Чапаевой Г.В.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибирское молоко" на решение от 22.08.2022 Арбитражного суда Томской области (судья Чиндина Е.В.) и постановление от 01.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Зайцева О.О., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А67-4845/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибирское молоко" (636806, Томская область, Асиновский район, с. Ягодное, ул. Школьная, д. 1Ж, ИНН 7002016947, ОГРН 1137025000529) к Департаменту по социально-экономическому развитию села Томской области (634003, г. Томск, ул. Пушкина, д. 16/1, ИНН 7020014244, ОГРН 1027000882820) о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии.
В заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Сибирское молоко" - Шульга А.Н. по доверенности от 08.08.2022, Кафаров В.А. по доверенности от 05.08.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирское молоко" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Департаменту по социально-экономическому развитию села Томской области (далее - Департамент) с заявлением о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 30.05.2022 N 55-01-10-138.
Решением от 22.08.2022 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 01.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в ином судебном составе.
Как следует из материалов дела, 02.06.2017 между Обществом и публичным акционерным обществом "Банк ВТБ" (далее - ПАО "Банк ВТБ") заключено кредитное соглашение N КС-ЦУ-703770/2017/00019 (далее - кредитное соглашение) на сумму 100 000 000 руб. для целей финансирования затрат, связанных с реализацией проекта (2-я очередь строительства), в том числе на цели приобретения, ремонта, модернизации основных средств; строительства (реконструкции) недвижимости для осуществления производственной деятельности в рамках проекта; покупки оборудования; покупки сельскохозяйственной техники; приобретения племенной продукции и сельскохозяйственных животных.
Согласно пункту 6.1.1 кредитного соглашения в периоде участия в программе проценты по кредитной линии составляют 9,6 процентов годовых, при этом в случае изменения параметров программы в периоде участия в программе Банк вправе в одностороннем порядке изменить размер процентной ставки по кредитной линии в случае изменения одного и/или двух из нижеследующих параметров программы:
- процентной ставки по специализированному инструменту рефинансирования (в пределах ее изменения), публикуемой на официальном сайте Банка России в сети Интернет или доведенной Банком России до сведения Банка в произвольной письменной форме;
- комиссии Корпорации за выдачу поручительства в процентах годовых (в пределах ее изменения), указанной Корпорацией в уведомлении о предоставлении очередного поручительства или доверенной Корпорацией в произвольной письменной форме или публикуемой на официальном сайте.
При изменении Банком размера процентной ставки, в связи с изменением параметров программы, Банк в одностороннем порядке направляет Заемщику письменное уведомление (в произвольной форме) об изменении процентной ставки с нарочным или заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.
31.07.2020 в адрес заявителя от ПАО "Банк ВТБ" поступило уведомление о снижении процентной ставки по заключенному кредитному соглашению до 8,5 процентов годовых.
25.05.2022 Общество обратилось в Департамент с заявлением на участие в отборе на предоставление субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам), уплаченной заявителем за апрель 2022 года.
По результатам рассмотрения поступившего заявления Департаментом принято решение об отказе в предоставлении субсидии, изложенное в уведомлении от 30.05.2022 N 55-01-10-138.
Основанием для отказа в предоставлении субсидии послужил вывод Департамента о нарушении Обществом подпункта 1 пункта 24 Порядка предоставления субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам), утвержденного приказом Департамента от 29.06.2020 N 47 (далее - Порядок), выразившемся в представлении Обществом с заявлением о предоставлении субсидии справки-расчета, составленной без учета уведомления банка-кредитора об изменении размера платы за пользование кредитом (займом) и требований абзаца четвертого пункта 22 Порядка.
Общество, полагая, что отказ Департамента в предоставлении субсидии не соответствует законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением,
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о соответствии решения Департамента об отказе в предоставлении субсидии нормам действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов первой и апелляционной инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и обстоятельств, установленных по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Вместе с тем безвозмездное и безвозвратное предоставление субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с требованиями и с учетом ограничений, предусмотренных действующим бюджетным законодательством. Так, нормативные акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять, в частности, категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, цели, условия, порядок предоставления, а также порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок осуществления государственного (муниципального) финансового контроля при предоставлении субсидий (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств.
Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе претендовать на получение субсидии лишь в случаях и при соблюдении условий, прямо предусмотренных нормативно-правовым регулированием, принятым уполномоченными органами, которые обладают достаточной свободой усмотрения в вопросах ее установления, что связано с особенностями расходования бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2021 N 2120-О).
Приказом Департамента от 29.06.2020 N 47 утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам).
В соответствии с пунктом 9 Порядка Департамент предоставляет субсидию участнику отбора за период, указанный в заявлении, при условии представления участником отбора документов, подтверждающих целевое использование кредита (займа), а также платежных поручений, подтверждающих уплату процентов по кредиту (займу) за период, указанный в заявлении.
Согласно пункту 10 Порядка для участия в отборе участники отбора представляют в Департамент в сроки, установленные в объявлении о проведении отбора, заявление по форме согласно приложению N 1 к Порядку с приложением, в том числе справки-расчета (расчет средств на возмещение части затрат по кредитам (займам) причитающихся субсидий по форме согласно приложению N 2 к Порядку; копии кредитного договора (договора займа); копии платежных поручений (иных банковских документов), подтверждающих оплату процентов и основного долга за период, указанный в заявлении; документ с указанием номера счета получателя субсидии, открытого в кредитной организации.
Пунктом 22 Порядка установлено, что расчет размера субсидий осуществляется:
- по ставке рефинансирования (учетной ставке) Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) или ключевой ставке, действующей на дату заключения кредитного договора (договора займа);
- по ставке рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ или ключевой ставке по состоянию на 01.01.2020;
- по ставке рефинансирования (учетной ставке) ЦБ РФ или ключевой ставке, действующей на дату составления дополнительного соглашения, банковского уведомления к кредитному договору (договору займа), связанного с изменением размера платы за пользование кредитом (займом).
Основания для отказа в предоставлении субсидии установлены в пункте 24 Порядка и включают: несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным пунктом 10 Порядка, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов; установление факта недостоверности представленной получателем субсидии информации.
Судами установлено, что Общество с заявлением на участие в отборе на предоставление субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам), уплаченной заявителем за апрель 2022 года, представило в Департамент, в том числе справку-расчет.
Согласно названной справке при определении размера субсидии за апрель 2022 года заявителем учитывалась ставка рефинансирования (учетная ставка) ЦБ РФ, действующая на дату заключения кредитного соглашения (02.06.2017), в размере 9,25 процентов годовых.
Вместе с тем 31.07.2020 ПАО "Банк ВТБ" в адрес заявителя направлено уведомление о снижении процентной ставки по заключенному кредитному соглашению, в связи с чем при расчете субсидии в соответствии с условиями Порядка подлежала применению ставка рефинансирования (учетная ставка) ЦБ РФ, действующая на дату составления указанного уведомления.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, установив, что справка-расчет, являющаяся обязательным приложением к заявлению о предоставлении субсидии, содержала сведения относительно ставки рефинансирования, определенной не в соответствии с требованиями Порядка, что влечет за собой неверный расчет подлежащей предоставлению субсидии, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у Департамента правовых оснований для отказа в предоставлении субсидии.
Принимая судебные акты, суды также учли, что в уведомлении об отказе в предоставлении субсидии Департамент указал на возможность повторной подачи Обществом заявки на получение субсидии с приложением справки-расчета, составленной в соответствии с условиями Порядка.
Доводы заявителя о том, что в форме справки-расчета, являющейся приложением к Порядку, отсутствует указание на необходимость применения ставки рефинансирования (учетная ставка) ЦБ РФ, действующей на дату составления банковского уведомления об изменении размера платы за пользование кредитом, были предметом рассмотрения судов и обоснованно ими отклонены.
Проанализировав условия Порядка, суды установили, что размер ставки рефинансирования может определяться тремя различными датами в зависимости от определенных обстоятельств. В частности, в случае составления дополнительного соглашения, направления банком банковского уведомления к кредитному договору (договору займа), связанного с изменением размера платы за пользование кредитом (займом), размер ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ или ключевой ставки, определяется на дату составления указанных дополнительного соглашения, банковского уведомления.
Формулировка графы 4 справки-расчета как "Ставка рефинансирования (учетная ставка) ЦБ РФ, действующая на дату заключения кредитного договора (договора займа)" является общей и подлежит заполнению с учетом конкретных обстоятельств, определенных в пункте 22 Порядка. Отсутствие в форме справки-расчета указания на необходимость применения ставки рефинансирования (учетная ставка) ЦБ РФ, действующей на дату составления банковского уведомления об изменении размера платы за пользование кредитом, не исключает необходимость применения, установленного пунктом 22 Порядка способа определения ставки рефинансирования при расчете размера субсидии.
Доводы Общества о том, что снижение банком процентной ставки не является изменением размера платы за пользование кредитом (займом), правомерно отклонены судами обеих инстанций с учетом положений статей 809, 819 Гражданского кодекса Российской Федерации как основанные на неверном толковании норм права.
В целом изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции в силу положений главы 35 АПК РФ.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 22.08.2022 Арбитражного суда Томской области и постановление от 01.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-4845/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сибирское молоко" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 05.12.2022 N 47223.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Природа стимулирующих субсидий как финансовой поддержки, предоставляемой в силу усмотрения публичной власти, а не ее обязанностей, означает, что участники хозяйственного оборота по общему правилу не вправе требовать от публично-правового образования (его уполномоченных органов) принятия решения о предоставлении субсидии, равно как не вправе требовать выплаты стимулирующих субсидий при фактическом отсутствии в бюджете денежных средств на эти бюджетные ассигнования либо при исчерпании выделенных средств.
Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе претендовать на получение субсидии лишь в случаях и при соблюдении условий, прямо предусмотренных нормативно-правовым регулированием, принятым уполномоченными органами, которые обладают достаточной свободой усмотрения в вопросах ее установления, что связано с особенностями расходования бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2021 N 2120-О).
...
Доводы Общества о том, что снижение банком процентной ставки не является изменением размера платы за пользование кредитом (займом), правомерно отклонены судами обеих инстанций с учетом положений статей 809, 819 Гражданского кодекса Российской Федерации как основанные на неверном толковании норм права."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 февраля 2023 г. N Ф04-8254/22 по делу N А67-4845/2022