г. Тюмень |
|
27 февраля 2023 г. |
Дело N А46-8910/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н.
Шохиревой С.Т.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи, аудиозаписи помощником судьи Полукаровой С.А. при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Рашидов Е.Ф.) рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" на решение от 15.08.2022 Арбитражного суда Омской области (судья Солодкевич И.М.) и постановление от 11.11.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А46-8910/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" (644042, город Омск, проспект Карла Маркса, дом 41/15, ИНН 5503248039, ОГРН 1145543005442) к Государственной жилищной инспекции Омской области (644007, город Омск, улица Булатова, дом 68, ИНН 5503242245, ОГРН 1135543018511) об оспаривании предписания.
Другое лицо, участвующее в деле, - Молозовенко Татьяна Ивановна (Омская область, Большереченский район, рабочий поселок Большеречье).
В заседании приняла участие (в режиме видеоконференц-связи) представитель общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" Аванесова Н.В. по доверенности от 11.10.2022.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Омской области (далее - инспекция) от 04.03.2022 N 02-03-47/5.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Молозовенко Татьяна Ивановна.
Решением от 15.08.2022 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 11.11.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, среднемесячный объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению по спорному жилому помещению подтвержден представленными в дело доказательствами (реестр показаний индивидуальных приборов учета, справка о расчетах); при начислении спорной платы за за период с 01.07.2020 по 26.07.2021 обществом правомерно применены положения подпункта "г" пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2184.
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении присутствующего в заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество оказывает коммунальную услугу электроснабжения собственникам помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Омская область, Большереченский район, рабочий поселок Большеречье, улица 50 лет ВЛКСМ, 8 (далее - многоквартирный дом).
На основании решения начальника инспекции от 03.03.2022 N 41 уполномоченным должностным лицом инспекции в период с 03.03.2022 по 04.03.2022 в рамках регионального государственного жилищного контроля (надзора) в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлен факт неправомерного доначисления в октябре 2021 года собственнику квартиры N 8 многоквартирного дома платы за коммунальную услугу по электроснабжению за период с 01.07.2020 по 30.12.2020 включительно (акт проверки от 04.03.2022).
По результатам указанной проверки инспекцией выдано предписание от 04.03.2022 N 02-03-47/5, согласно которому обществу надлежало в срок до 15.04.2022 устранить выявленное нарушение: произвести перерасчет ранее начисленной платы за период с 01.07.2020 по 30.12.2020 по коммунальной услуге электроснабжения в отношении квартиры N 8 многоквартирного дома в соответствии с действующим законодательством.
Не согласившись с данным предписанием инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания.
Суд округа, оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 1, 8 Положения о Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2, к полномочиям инспекции отнесено осуществление регионального государственного жилищного контроля (надзора) за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, и выдача предписаний о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Статьей 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт и плату за коммунальные услуги (часть 2). Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4).
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Материалами дела подтверждается, что жилое помещение (квартира N 8) в многоквартирном доме было оборудовано индивидуальным прибором учета электроэнергии 2004 года выпуска (межповерочный интервал - 16 лет); 26.07.2021 указанный прибор был заменен на новый - 2020 года выпуска (межповерочный интервал - 16 лет).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 59 Правил N 354 (в редакции, действующей на момент истечения срока эксплуатации названного прибора учета) плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что обществом начисление платы за потребленную электроэнергию в спорной квартире производилось в период с 01.01.2020 по 31.03.2020 исходя из среднемесячного объема потребления электрической энергии, в период с 01.04.2020 по 26.07.2021 по нормативу потребления коммунальных услуг, утвержденному приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 15.08.2012 N 136/38.
Вместе с тем в октябре 2021 года общество произвело перерасчет платы за потребленную электроэнергию за период с 01.07.2020 по 26.07.2021 исходя из среднемесячного объема потребления электрической энергии со ссылкой на положения подпункта "г" пункта 59 Правил N 354 в редакции, действующей с 31.12.2020.
Согласно подпункту "г" пункта 59 Правил N 354 в отношении коммунальной услуги по электроснабжению в предусмотренных разделом VII названных Правил случаях, когда обязанность по установке индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) названных Правил) либо в случае непредставления показаний такого прибора учета за расчетный период в сроки, установленные названными Правилами, если указанные события наступили после 1 июля 2020 года, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета. В случае если выход из строя, утрата ранее допущенного к эксплуатации индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, истечение срока его эксплуатации, интервала между поверками (с учетом положений пункта 80(1) названных Правил) наступили до 1 июля 2020 года и потребителем в установленные сроки не была исполнена обязанность по установке (замене, поверке) прибора учета электрической энергии, начиная с 1 июля 2020 года и до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем допуска гарантирующим поставщиком или сетевой организацией к эксплуатации соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета электрической энергии, плата за коммунальную услугу электроснабжения определяется исходя из среднемесячного объема потребления такой коммунальной услуги, определенного в установленном названными Правилами порядке, а при невозможности его определения, в том числе по причине отсутствия данных о потреблении, - исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги.
В силу пункта 179 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), в случаях отсутствия, неисправности, утраты или истечения интервала между поверками, истечения срока эксплуатации расчетного прибора учета, непредставления показаний расчетного прибора учета в установленные сроки, а также отсутствия контрольного прибора учета определение объема потребления электрической энергии для расчета за потребленную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии производится на основании замещающей информации с учетом особенностей, указанных в пункте 136 Основных положений.
Под замещающей информацией понимаются показания расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года - показания расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания имелись (абзац третий пункта 140 Основных положений).
Признавая неправомерным применение обществом положений подпункта "г" пункта 59 Правил N 354 к отношениям, возникшим до вступления его в силу (31.12.2020), инспекция учитывала положения статьи 54 Конституции Российской Федерации, статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости придания обратной силы нормативному правовому акту, ухудшающему положение участника гражданского оборота (собственника квартиры N 8 в многоквартирном доме).
Кроме того, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, пришли к выводу о том, что среднемесячный объем потребления коммунальной услуги в спорном помещении обществом фактически не определен (не подтверждена достоверность показаний индивидуальных приборов учета, взятых для расчетов на основании справки, составленной обществом в одностороннем порядке, и реестра показаний приборов учета электрической энергии).
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования, поскольку оспариваемое предписание инспекции соответствует жилищному законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы подателя кассационной жалобы повторяют его позицию по спору, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и не опровергают их выводы, сделанные на основании правильного применения норм права к установленным обстоятельствам дела.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.08.2022 Арбитражного суда Омской области и постановление от 11.11.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-8910/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 179 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), в случаях отсутствия, неисправности, утраты или истечения интервала между поверками, истечения срока эксплуатации расчетного прибора учета, непредставления показаний расчетного прибора учета в установленные сроки, а также отсутствия контрольного прибора учета определение объема потребления электрической энергии для расчета за потребленную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии производится на основании замещающей информации с учетом особенностей, указанных в пункте 136 Основных положений.
Под замещающей информацией понимаются показания расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года - показания расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания имелись (абзац третий пункта 140 Основных положений).
Признавая неправомерным применение обществом положений подпункта "г" пункта 59 Правил N 354 к отношениям, возникшим до вступления его в силу (31.12.2020), инспекция учитывала положения статьи 54 Конституции Российской Федерации, статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости придания обратной силы нормативному правовому акту, ухудшающему положение участника гражданского оборота (собственника квартиры N 8 в многоквартирном доме)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 февраля 2023 г. N Ф04-8097/22 по делу N А46-8910/2022