г. Тюмень |
|
06 марта 2023 г. |
Дело N А45-17932/2022 |
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
судьи Черноусовой О.Ю.
рассмотрел кассационную жалобу Новосибирской таможни на решение от 02.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Наумова Т.А.) и постановление от 29.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Павлюк Т.В., Зайцева О.О., Хайкина С.Н.) по делу N А45-17932/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Гомсельмаш-Сибирь" (630541, Новосибирская область, Новосибирский район, поселок Элитный, Советское шоссе, дом 9, этаж 2, ИНН 5425001218, ОГРН 1075464000226) к Новосибирской таможне (630015, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Королева, дом 40, ИНН 5406017276, ОГРН 1025400531584) об оспаривании постановлений по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Гомсельмаш-Сибирь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Новосибирской таможни (далее - административный орган) от 10.06.2022 N N 10609000-1106/2022, 10609000-1107/2022, 10609000-1108/2022 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Принятые к производству по указанным заявлениям дела в порядке, предусмотренном статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу N А45-17932/2022.
Решением от 02.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 29.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда, признаны недействительными и отменены постановления административного органа от 10.06.2022 N 10609000-1107/2022, N 10609000-1108/2022; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, административный орган просит отменить указанные судебные акты в части удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению подателя кассационной жалобы, вменяемые обществу правонарушения не были выявлены в рамках контрольных (надзорных) мероприятий, в связи с чем судами неправомерно применены положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
Общество отзыв на кассационную жалобу в порядке, предусмотренном статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представило.
В силу части 5.1 статьи 211 АПК РФ кассационная жалоба рассмотрена судом округа по правилам, предусмотренным главой 35 названного Кодекса, с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
Принимая во внимание положения части 2 статьи 288.2 АПК РФ, пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", характер и сложность настоящего дела, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения поступившего от административного органа ходатайства о назначении судебного заседания в целях обеспечения участия представителей участвующих в деле лиц в судебном заседании.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286, 288.2 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для составления протоколов об административных правонарушениях и вынесения постановлений от 10.06.2022 N N 10609000-1106/2022, 10609000-1107/2022, 10609000-1108/2022 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ послужили выявленные административным органом факты несвоевременного представления статистических форм учет перемещения товаров за февраль 2022 года.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
В силу части 2 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.
В соответствии с пунктами 5, 6, 9, 10 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891, статистическая форма заполняется в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта вида транспорта, которым они перевозятся. Статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров. Статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 названных Правил. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общество в феврале 2022 года осуществило ввоз товара с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации в рамках договоров от 26.01.2022 N 82, N 84, от 29.01.2022 N 106/980Р-ЗЧ (счета-фактуры от 05.02.2022 N 82/1, от 09.02.2022 N 84/1, N 84/2, от 10.02.2022 N 84/3, N 84/4, от 11.02.2022 N 84/5, N 52); статистические формы учета перемещения товаров в таможенный орган до 15.03.2022 (включительно) не представлены.
Принимая во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих принятие обществом всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства при ввозе товаров в Российскую Федерацию, невозможность их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Срок давности и процедура привлечения к административной ответственности административным органом не нарушены.
Административное наказание назначено обществу по каждому из оспариваемых постановлений в виде штрафа (20 000 руб.) в пределах санкции части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Вместе с тем судами первой и апелляционной инстанций установлено, что обстоятельства совершения обществом вышеназванных административных правонарушений фактически были выявлены административным органом при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), в связи с чем административное наказание должно быть назначено обществу как за совершение одного правонарушения.
Согласно части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, действующей с 06.04.2022, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
По смыслу статьи 4.1 КоАП РФ процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относятся к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания. В целях применения вышеприведенных положений понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ). Вопреки позиции административного органа меры, принимаемые им в целях выявления случаев непредставления/несвоевременного представления статистических форм учета перемещения товаров, по своему содержанию и существу идентичны мероприятиям, проводимым в ходе осуществления государственного контроля (надзора).
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили частично заявленные требования, признав законным и оставив в силе одно из оспариваемых постановлений административного органа (N 10609000-1106/2022), и отменив два последующих постановления (N 10609000-1107/2022, N 10609000-1108/2022).
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Ссылка административного органа на иную судебную практику подлежит отклонению, поскольку обстоятельства спора не являются тождественными обстоятельствам настоящего дела.
Суд кассационной инстанции не усматривает наличия существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Руководствуясь пунктом 1 частью 1 статьи 287, статьями 288.2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 29.11.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-17932/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Судья |
О.Ю. Черноусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административное наказание назначено обществу по каждому из оспариваемых постановлений в виде штрафа (20 000 руб.) в пределах санкции части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
...
По смыслу статьи 4.1 КоАП РФ процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относятся к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания. В целях применения вышеприведенных положений понятие "государственный контроль (надзор)" следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ). Вопреки позиции административного органа меры, принимаемые им в целях выявления случаев непредставления/несвоевременного представления статистических форм учета перемещения товаров, по своему содержанию и существу идентичны мероприятиям, проводимым в ходе осуществления государственного контроля (надзора)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 марта 2023 г. N Ф04-662/23 по делу N А45-17932/2022