город Томск |
|
29 ноября 2022 г. |
Дело N А45-17932/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Зайцевой О.О., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Новосибирской таможни (N 07АП-9209/2022) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 02.09.2022 по делу N А45-17932/2022 (судья Наумова Т.А.), по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Гомсельмаш-Сибирь" (ИНН 5425001218), р.п.Коченево к Новосибирской таможне (ИНН 5406017276), г. Новосибирск об отмене постановление N10609000-1107/2022 от 10.06.2022, N 10609000-1108/2022 от 10.06.2022, N 10609000-1106/2022 от 10.06.2022,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: Якимова Т.В., представитель по доверенности от 24.12.2021, удостоверение;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ГомсельмашСибирь" (по тесту - заявитель, Общество) обратилось с заявлением к Новосибирской таможне Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее - заинтересованное лицо, Таможня или административный орган) об отмене постановление N 10609000-1107/2022 от 10.06.2022.
Решением суда от 02.09.2022 в удовлетворении требований отказано.
Согласно доводам, приведенным в жалобе, таможенный орган считает, что часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, введенная в действие Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", применению не подлежит, поскольку ведение статистики таможенными органами не является формой государственного контроля в смысле, указанном в Федеральном законе от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", следовательно, таможенный орган правомерно назначил административное наказание в виде административного штрафа за каждое из 3 фактов нарушения срока представления статистической формы.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель таможни доводы апелляционной поддержала.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заявителя, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв, письменные пояснения, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как установлено судом первой инстанции, Новосибирской таможней возбуждены три дела об административных правонарушениях.
Дело об АП N 10609000-1106/2022:
Статформа по импортной поставке от ОАО "Гомельский завод литья и нормалей" за отчетной период февраль 2022 заполнена Обществом на официальном сайте ФТС России в сети интернет через личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности (на официальном сайте Федеральной таможенной службы www.customs.gov.ru) 16.03.2022 с присвоением регистрационного номера N 10609000/160322/С398257.
Согласно графе 10 (Документы) статформы поставка товаров произведена в рамках договора N 82 от 26.01.2022, согласно электронному счету-фактуре (инвойс) N82/1 от 05.02.2022.
В графе статформы "Отчетный период" месяцем получения товаров является февраль 2022 года, что подтверждается отметками о приемке товара в железнодорожной накладной международного сообщения СМГС N БЧ23322225 от 05.02.2022 (груз прибыл 17.02.2022);
Дело об АП N 10609000-1107/2022:
Статформа по импортной поставке от ОАО "Гомельский завод литья и нормалей" за отчетной период февраль 2022 заполнена Обществом на официальном сайте ФТС России в сети интернет через личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности (на официальном сайте Федеральной таможенной службы www.customs.gov.ru) 16.03.2022 с присвоением регистрационного номера 10609000/160322/С398261.
Согласно графе 10 (Документы) статформы поставка товаров произведена в рамках договора N 84 от 26.01.2022, согласно электронным счетам-фактурам (инвойсам) NN84/1 от 09.02.2022, 84/2 от 09.02.2022, 84/3 от 10.02.2022, 84/4 от 10.02.2022, 84/5 от 11.02.2022.
В графе статформы "Отчетный период" месяцем получения товаров является февраль 2022 года, что подтверждается отметками о приемке товара на международных товарнотранспортных накладных (находятся в материалах дела об АП N 10609000-1107/2022);
Дело об АП N 10609000-1108/2022:
Статформа по импортной поставке от ОАО "Гомельский завод литья и нормалей" за отчетной период февраль 2022 заполнена Обществом на официальном сайте ФТС России в сети интернет через личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности (на официальном сайте Федеральной таможенной службы www.customs.gov.ru) 16.03.2022 с присвоением регистрационного номера N 10609000/160322/С398265.
Согласно графе 10 (Документы) статформы поставка товаров произведена в рамках договора N 106/980Р-ЗЧ от 29.01.2022, согласно электронному счету-фактуре (инвойс) N 52 от 11.02.2022.
Месяцем получения товара является февраль 2022 года, что подтверждается отметками о приемке товара в международной товарно-транспортной накладной CMR N 5/4 от 11.02.2022 (груз прибыл 22.02.2022).
В отношении Общества 26.05.2022 года были составлены протоколы по делу об административном правонарушении N 10609000-1106/2022, N 10609000-1107/2022, N 10609000-1108/2022.
По результатам рассмотрения материалов административных дел 10.06.2022 года Новосибирской таможней в лице и.о. заместителя начальника Лисица А.В. вынесены постановления о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа за каждое нарушение в размере 20000 рублей. При этом Обществу было отказано в удовлетворении ходатайства об объединении административных дел в одно производство, о чем вынесены соответствующие определения от 10.06.2022.
Не согласившись с вынесенными постановлениями, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими заявлениями, по мотивам, указанным в заявлении.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для применения правил части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, в связи, с чем признал незаконными и отменил постановления N 10609000-1107/2022 от 10.06.2022 и N 10609000-1108/2022 от 10.06.2022.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи, с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 поименованной статьи Кодекса). В соответствии с частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российской Федерации с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозимых из РФ на территории государств - членов ЕАЭС.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в непредставлении или несвоевременное представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как с умыслом, так и по неосторожности.
Субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица, юридические лица.
Исходя из статьи 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 254 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон N289-ФЗ) таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на территории Российской Федерации выполнение задач и функций, установленных статьей 351 Кодекса Союза, а также выполняют следующие функции ведут таможенную статистику Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 278 Федерального закона N 289-ФЗ российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Порядок ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения согласно статье 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения. Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений. Пунктом 9 Правил установлено, что статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил. Пунктом 10 Правил установлено, что местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.
Из представленных материалов административных дел следует, что: - статформа по импортной поставке от ОАО "Гомельский завод литья и нормалей" за отчетной период февраль 2022 заполнена Обществом на официальном сайте ФТС России в сети интернет через личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности (на официальном сайте Федеральной таможенной службы www.customs.gov.ru) 16.03.2022 с присвоением регистрационного номера N 10609000/160322/С398257.
Согласно графе 10 (Документы) статформы поставка товаров произведена в рамках договора N 82 от 26.01.2022, согласно электронному счету-фактуре (инвойс) N82/1 от 05.02.2022.
В графе статформы "Отчетный период" месяцем получения товаров является февраль 2022 года, что подтверждается отметками о приемке товара в железнодорожной накладной международного сообщения СМГС N БЧ23322225 от 05.02.2022 (груз прибыл 17.02.2022) (Дело об АП N 10609000-1106/2022); - статформа по импортной поставке от ОАО "Гомельский завод литья и нормалей" за отчетной период февраль 2022 заполнена Обществом на официальном сайте ФТС России в сети интернет через личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности (на официальном сайте Федеральной таможенной службы www.customs.gov.ru) 16.03.2022 с присвоением регистрационного номера 10609000/160322/С398261.
Согласно графе 10 (Документы) статформы поставка товаров произведена в рамках договора N 84 от 26.01.2022, согласно электронным счетам-фактурам (инвойсам) NN84/1 от 09.02.2022, 84/2 от 09.02.2022, 84/3 от 10.02.2022, 84/4 от 10.02.2022, 84/5 от 11.02.2022.
В графе статформы "Отчетный период" месяцем получения товаров является февраль 2022 года, что подтверждается отметками о приемке товара на международных товарно-транспортных накладных (дело по АП N 10609000-1107/2022); -статформа по импортной поставке от ОАО "Гомельский завод литья и нормалей" за отчетной период февраль 2022 заполнена Обществом на официальном сайте ФТС России в сети интернет через личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности (на официальном сайте Федеральной таможенной службы www.customs.gov.ru) 16.03.2022 с присвоением регистрационного номера N10609000/160322/С398265.
Согласно графе 10 (Документы) статформы поставка товаров произведена в рамках договора N 106/980Р-ЗЧ от 29.01.2022, согласно электронному счету-фактуре (инвойс) N 52 от 11.02.2022.
Месяцем получения товара является февраль 2022 года, что подтверждается отметками о приемке товара в международной товарно-транспортной накладной CMR N 5/4 от 11.02.2022 (груз прибыл 22.02.2022) (дело об АП N 10609000-1108/2022).
Таким образом, ООО "ТД "Гомсельмаш-Сибирь" обязано было фактически представить в таможенные органы статформы за отчетный период февраль 2022 года не позднее 15.03.2022 (включительно).
Однако, статформы за февраль 2022 года Обществом представлены в таможенные органы 16.03.2022, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 9 Правил.
Факт совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения подтвержден материалами административного производства и по существу обществом не оспаривается.
Несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров образует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении правонарушения исследован таможенным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в постановлении.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а также доказательств, подтверждающих принятие заявителем всех необходимых мер для соблюдения срока представления в таможенный орган статистических форм учета перемещения товаров, в материалах дела не имеется.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности административным органом не допущено. Оспариваемые постановления вынесены в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, не установлено.
Вместе с тем, при рассмотрении дела суд первой инстанции верно исходил из того, что вступившим 06.04.2022 в законную силу Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
При этом суд учел, что в соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Внесенные указанным Федеральным законом изменения в статью 4.4 КоАП РФ улучшают положение общества.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 20.04.2006 и от 14.07.2015 N 20-П, определения от 10.10.2013 N 1485-О, от 21.11.2013 N 1903-О, от 11.11.2021 N 2355-О), принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц. При этом неисполнение постановления о назначении административного наказания является обязательным условием, позволяющим ретроспективно применить закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение по отношению к лицу, совершившему административное правонарушение (пункт 33.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения").
Заявитель жалобы считает, что ведение таможенной статистики не относится к видам государственного контроля, в связи с чем часть 5 статьи 4.4. КоАП РФ, введенная в действие Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ, в рассматриваемом случае не применима. Указанный довод жалобы судом апелляционной инстанции отклоняется.
Отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ). В пункте 3 части 5 статьи 2 названного Закона отмечено, что положения данного Федерального закона не применяются к организации и осуществлению отдельных видов государственного контроля (надзора), в том числе, таможенного контроля.
Следовательно, таможенный контроль по указанному определению относится к видам государственного контроля (надзора), но только с той разницей, что таможенный контроль осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а не в рамках Закона N248-ФЗ. Названные выводы согласуются с разъяснениями Федеральной таможенной службой, доведенными письмом от 11.04.2022 N 01-11/19860 до сведения региональных таможенных управлений, в соответствии с которыми с учетом изменений, внесенных в статью 4.4 КоАП РФ, в случае выявления по результатам таможенного контроля, одной из форм которого является досмотр, нескольких однородных правонарушений лицо подлежит привлечению к административной ответственности единожды. При этом, из понятия государственного контроля (надзора), изложенного в части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, не следует, что под таким государственным контролем (надзором) подразумевается государственный контроль, осуществляемый только лишь в рамках Закона N 248-ФЗ.
Учитывая изложенное, установив, что все выявленные нарушения касаются одного отчетного периода "февраль" 2022 года, допущены в один день 16.03.2022, таможенным органом не опровергался факт того, что проводилось одно контрольное мероприятие, в рамках которого Новосибирским западным таможенным постом 05.05.2022 в адрес ООО "ТД Гомсельмаш-Сиб направлено письмо N 13-02-02/0414 о предоставлении документов по представленным отчетам, все нарушения выявлены одномоментно таможенным органом, при этом отсутствие акта проверки не влияет на возможность квалификации проводимого контрольного мероприятия как единого, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что обществу следует назначить административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей как за совершение одного административного правонарушения. При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 02.09.2022 по делу N А45-17932/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Новосибирской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
О.О. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-17932/2022
Истец: ООО "Торговый дом "Гомсельмаш-Сибирь"
Ответчик: Федеральная таможенная служба Сибирское таможенное управление Новосибирская таможня
Третье лицо: Новосибирская таможня, Седьмой арбитражный апелляционный суд