г. Тюмень |
|
9 марта 2023 г. |
Дело N А70-7698/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Чапаевой Г.В.
судей Алексеевой Н.А.
Буровой А.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СпецМонтажУниверсал" на решение от 06.09.2022 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 30.11.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Котляров Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-7698/2022 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СпецМонтажУниверсал" (ОГРН 1067203363523, ИНН 7204104272, 627302, Тюменская область, Голышмановский район, р.п. Голышманово, ул. Гагарина, 54, 2 этаж) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тюменской области (ОГРН 1047200497960, ИНН 7220003793, 627070, Тюменская область, Омутинский район, с. Омутинское, ул. Калинина, 29) о признании недействительным решения.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "СпецМонтажУниверсал" - Шарова Е.Н. по доверенности от 26.09.2022,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тюменской области - Михайлова Е.С. по доверенности от 01.01.2023, Давыдов Д.Ю. по доверенности от 09.01.2023.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "СпецМонтажУниверсал" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тюменской области (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 09.12.2021 N 2.5-56/2/2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления за 2018-2019 годы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 21 164 610 руб., налога на прибыль - 11 898 554 руб. по взаимоотношениям с ООО "Тетрис", ООО "Автотранс ДВ", ООО "Лидер", ООО "СТД", соответствующих сумм пеней и штрафа по пункту 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 3 417 523 руб. (заявленные требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением от 06.09.2022 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 30.11.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит принятые по делу судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Инспекция возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыву.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Судами установлено и материалами дела подтверждено следующее.
По результатам проведенной выездной налоговой проверки в отношении Общества Инспекцией составлен акт и принято решение от 09.12.2021 N 2.5-56/2/2, которым среди прочего начислены НДС в размере 21 164 610 руб., налог на прибыль - 11 898 554 руб., соответствующие пени и штрафы по пункту 3 статьи 122 НК РФ в размере 3 417 523 руб. (с учетом применения статей 112, 114 НК РФ).
Основанием принятия решения в обжалуемой части явился вывод Инспекции о нарушении Обществом положений пункта 1 статьи 54.1 НК РФ, а именно - искажение сведений о фактах хозяйственной жизни налогоплательщика, подлежащих отражению в бухгалтерском и налоговом учете по взаимоотношениям со следующими организациями (далее - Контрагентами): ООО "Тетрис", ООО "Автотранс-ДВ", ООО "СТД", ООО "Лидер".
Решением от 18.03.2022 N 206 Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, что явилось основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 54.1, 169, 171, 172, 252 НК РФ, Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами пришли к выводам об умышленном характере действий налогоплательщика, выразившихся в сознательном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения по сделкам с Контрагентами путем создания фиктивного документооборота с целью необоснованного получения налоговой выгоды в виде неправомерного предъявления НДС к вычетам и уменьшения налогооблагаемой прибыли.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления судов.
Как установлено судами, в проверяемом периоде между Обществом (субподрядчик) и ФГУП "ГВСУ по специальным объектам" (генподрядчик) заключен контракт от 14.06.2018 N 1806-05-СМР(СУБ), который, в свою очередь, заключен в целях реализации государственного контракта от 10.05.2018 N 1819187376042554164000000 на выполнение проектных и завершение строительно-монтажных работ 1 этапа (первоочередные здания и сооружения) и завершение проектно-изыскательных работ 2 этапа (перспективная застройка в/г N 1) по объекту "Обустройство военного городка N 1 "Монастырище", с. Сибирцево, Приморский край", заключенного между генподрядчиком и государственным заказчиком в целях выполнения государственного оборонного заказа.
Согласно представленным на проверку документам на указанном объекте Обществом привлечены Контрагенты:
- ООО "Тетрис" (г. Москва) - поставщик сантехнического оборудования в рамках договора от 24.08.2018 на строительные объекты "Казарма N 505", "Казарма N 506", "Столовая N 550";
- ООО "Автотранс-ДВ" (Приморский край, г. Уссурийск) - в рамках договоров субподряда по выполнению строительно-монтажных работ на объекте (комплекс работ, включающий подготовку территории по основным объектам строительства, а также объектам транспортного хозяйства и связи, вертикальная планировка, благоустройство и озеленение); договором определено, что помимо выполнения строительно-монтажных работ также осуществляется поставка оборудования по адресу военный городок N 1 "Монастырище", с. Сибирцево.
Кассационная инстанция, поддерживая выводы судов о формальном документообороте между Обществом и Контрагентами, исходит из следующих установленных при рассмотрении дела обстоятельств:
- анализ движения денежных средств по расчетному счету ООО "Тетрис" показал, что средства, поступающие на счет, в дальнейшем не используются для приобретения оборудования, необходимого Обществу, а выводятся через "проблемные" организации и индивидуальных предпринимателей с целью дальнейшего обналичивания;
- согласно условиям контракта все поставляемые субподрядчиком для производства работ материалы, изделия, конструкции и оборудование должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество; Обществом при сдаче работ по объекту "канализация" генподрядчику предъявлены сертификаты соответствия, согласно которым изготовителем сантехники является ООО "ТрастЕвразСталь"; между тем доказательств закупки оборудования данным Контрагентом у названного производителя не представлено;
- из сопоставления данных первичных документов и локально-сметных расчетов (согласно которым требовалось 296 позиций оборудования на объектах "Казарма" и 45 позиций на объекте "Столовая") выявлено несоответствие номенклатуры приобретаемого оборудования; установлено приобретение Контрагентом лишь схожего оборудования, не отраженного в локально-сметном расчете, причем в меньшем количестве;
- для выполнения строительно-монтажных работ на объекте "Столовая" заявителем также было привлечено АО "Новатех", которое, в свою очередь, сдало работы по акту о приемке выполненных работ от 30.06.2019 со стоимостью оборудования, приобретенного самостоятельно, в связи с чем у Общества отсутствовала необходимость в приобретении оборудования у ООО "Тетрис";
- факт невыполнения силами ООО "Автотранс-ДВ" строительно-монтажных работ для заявителя за период с 18.06.2018 по 27.09.2018 подтверждается тем, что в указанный момент в штате Контрагента находились 2 сотрудника, которые не имели пропуска на территорию объекта, следовательно, не могли выполнить работы;
- на основе показаний свидетелей, исследования обстоятельств трудоустройства сотрудников, установлено, что у данного Контрагента сотрудники были устроены формально, проходили по пропускам, оформленным от имени Общества;
- фактически работы, "переданные" от ООО "Автотранс-ДВ", были выполнены силами Общества, ООО "Лидер", АО "Новатех";
- ООО "Автотранс-ДВ" не обладает самостоятельностью в вопросах, связанных с ведением финансово-хозяйственной деятельности; заявленный руководитель Жеваник А.В. является "номинальным", не располагает информацией о сдаче налоговой отчетности, распоряжении денежными средствами с расчетных счетов; его пояснения о личном присутствии на строительном объекте документально не подтверждены; налоговая отчетность представляется с использованием ip-адреса, принадлежащего другому юридическому лицу;
- анализ взаимоотношений между ООО "Автотранс-ДВ" и контрагентами "второго" звена по поставке оборудования и стройматериалов (ООО "Профпроект", ООО "Сервис-Комплект"), а также по доставке груза (ООО "Транзитера Плюс", ИП Кохан С.А.) свидетельствует о том, что Общество контролировало и самостоятельно заключало от имени ООО "Автотранс-ДВ" соответствующие договоры; в частности, договор с ООО "Профпроект" со стороны ООО "Автотранс-ДВ" подписан от имени Чомаева А.Х., который являлся сотрудником Общества;
- Инспекцией в ходе проверки получены сведения о действительных параметрах сделок, совершенных с реальными поставщиками строительных материалов и оборудования, а также об исполнителях строительно-монтажных работ; доначисления по контрагенту ООО "Автотранс-ДВ" при вынесении оспариваемого решения откорректированы в меньшую сторону с учетом установленных параметров сделок с реальными поставщиками, действительно поставивших требуемое оборудование.
Также между Обществом и генеральным подрядчиком заключен контракт от 12.03.2019 N 1820187379562554164000000/1903-08-СМР (СУБ), который, в свою очередь, выполнялся в целях реализации государственного контракта от 07.12.2018 N 1820187379562554164000000 на завершение строительно-монтажных работ по объекту "Система теплоснабжения в/ч 41013, Челябинская обл., г. Трехгорный-1, 1 очередь".
Общество в целях выполнения условий вышеуказанного контракта произвело приобретение строительных материалов на объект в части насыпных грузов и энергетических установок у ООО "СТД" (г. Тюмень) согласно договору поставки от 17.05.2019 N 77/19.
"Формальное" приобретение ООО "СТД" для Общества сыпучих грузов производилось у ИП Мелкова А.Ю., ООО "Запад", ООО "Столица", ООО "КСС", ООО ПСК "Согласие". Отгрузка и поставка сыпучих грузов по итогам проведения проверки не подтверждены; свидетели (водители, осуществляющие перевозку сыпучих грузов) показали, что в действительности занимались перевозкой бетонных плит.
В товарно-транспортных накладных, составленных между заявителем и названным Контрагентом, указаны лица, которые фактически не управляли транспортными средствами.
Из сопоставления данных, отраженных в локально-сметных расчетах и актах о приемке выполненных работ, установлено отсутствие необходимости в приобретении щебня фракции 5-20; фактически осуществлялась поставка готовой бетонной смеси.
Суды признали доказанными обстоятельства, свидетельствующие о том, что от ООО "СТД" поставка сыпучих строительных грузов отсутствовала, необходимость в приобретении песка не доказана; вместо щебня Контрагент приобрел готовый бетон у реального поставщика; необходимость в изготовлении дополнительного объема бетона, исходя из актов о приемке выполненных работ, у Общества отсутствовала.
При этом доводы Общества о недопустимости показаний свидетелей, в частности, относительно перевозки ими материалов, необходимости исключения их из состава доказательств, были отклонены судами. Судами установлено, что протоколы допросов свидетелей получены Инспекцией с соблюдением процедуры проведения допроса; полученные показания подтверждают, что свидетели не занимались перевозкой щебня, песка, цемента.
В ходе налоговой проверки Инспекцией также не установлено приобретение требуемого оборудования (дизельной электростанции) в проверяемом периоде; указано, что ООО "СТД" являлось лицом подконтрольным, действовало в интересах Общества.
Формальный документооборот по поставке дизельной электростанции для объекта г. Трехгорный Челябинской области осуществлен ООО "СТД" через "проблемного" поставщика - ООО "Леспроминвест".
В 2019 году ООО "СТД" взаимодействовало с ООО "Русдизель", которое является изготовителем электростанций; Контрагентом в адрес ООО "Русдизель" оплачен аванс, иных платежей между сторонами не имелось. Из пояснений, представленных от ООО "Русдизель", следует, что отгрузки в адрес ООО "СТД" не было в связи с нарушением условий договора в части оплаты, фактически договор между сторонами расторгнут.
На основе представленных первичных документов налоговый орган пришел к выводу, что Общество самостоятельно приобрело дизельную электростанцию в 1 квартале 2021 года (за рамками проверяемого периода) от ООО "ВСКА" (счет-фактура от 29.03.2021 N 21), которая соответствует проектной документации на спорном объекте; поставка на объект состоялась во 2 квартале 2021 года с использованием автомобиля с государственным номером Т409КХ31 и полуприцепом АУ034931, что подтверждается соответствующими транспортными накладными.
В ходе проведения проверки Инспекцией установлено, что взаимоотношений по хранению дизельных электростанции между участниками сделки не имелось.
Также между Обществом и генподрядчиком заключен контракт от 29.10.2018 N 1810-12-СМР (СУБ) в целях реализации государственного контракта от 28.07.2017 N 1719187375232554164000000 на строительство и реконструкцию технических зданий и стационарных рабочих позиций для размещения стационарного специализированного комплекса из состава изделий 14Ц227 (в рамках ОКР "Тобол") г. Уссурийск, Приморский край согласно государственного оборонного заказа.
В рамках данного контракта Обществом привлечено ООО "Лидер" (г. Тюмень) для поставки двух дизельных электростанций на объект, расположенный в г. Уссурийске, по договору поставки от 28.02.2019, согласно которому Контрагент обязуется передать в собственность Обществу энергетические установки и электрооборудование.
В свою очередь, Контрагент оформил договор поставки от 29.08.2019 с ООО "СТД" из которого следует, что последнее обязуется передать ООО "Лидер" энергетическое оборудование, а именно две дизельные электростанции.
Анализ взаимоотношений всей "цепочки" контрагентов показал, что у ООО "СТД" отсутствуют реальные поставщики по поставке оборудования в период с 2019 года по 2021 год; передача на хранение электростанций не подтверждается; установлено, что ООО "Лидер" не могло поставить дизельную электростанцию, приобретение которой оформлено "по цепочке" у ООО "СТД", что свидетельствует о создании формального документооборота.
Налоговым органом исследованы другие поставщики дизельных электростанций в адрес ООО "Лидер" и установлено приобретение оборудования у ООО "ЭнергоЮнитс".
Вместе с тем отмечено, что данная дизельная электростанция мощностью 16 кВт не соответствует заявленным характеристикам электростанций в проектной документации и локально-сметных расчетах. Данная энергетическая установка могла быть приобретена для выполнения текущих работ.
Учитывая установленные обстоятельства, не опровергнутые Обществом, в том числе в кассационной жалобе, суд округа поддерживает выводы судов, что умышленное создание должностными лицами Общества формального документооборота, "имитирующего" финансово-хозяйственные отношения с Контрагентами, реальные хозяйственные операции с которыми не совершались, подтверждается совокупностью относимых и допустимых доказательств, полученных в ходе выездной налоговой проверки.
Из правового анализа положений статей 169, 171, 172, 252 НК РФ, Постановления N 53 следует, что при решении вопроса о возможности заявления налоговых вычетов (уменьшения прибыли) необходимо исходить из того, что счета-фактуры и иные документы, подтверждающие расходы, соответствуют предъявляемым к порядку их заполнения требованиям, что относящиеся к ним финансово-хозяйственные операции реально осуществлены. При этом у налогового органа отсутствует обязанность доказывать, какими конкретно контрагентами фактически были оказаны услуги (выполнены работы, поставлены товары), поскольку именно Общество должно подтвердить реальность оказания услуг конкретным контрагентом, по взаимоотношениям с которым заявлена налоговая выгода.
Суд кассационной инстанции также отмечает, что реальность хозяйственных операций с Контрагентами не может быть подтверждена только наличием счета-фактуры, принятием спорных работ генеральным подрядчиком, поскольку в подтверждение обоснованности заявленных вычетов по НДС (расходов по налогу на прибыль) налогоплательщиком должны быть представлены документы, отвечающие критериям статей 169, 171, 252 НК РФ и подтверждающие наличие реальных операций.
В целом изложенные в кассационной жалобе доводы (о представлении полного пакета документов, реальности выполнения строительно-монтажных работ, поставки стройматериалов, оборудования; о неисследовании судами фактов привлечения Контрагентами дополнительной рабочей силы; о недоказанности обналичивания денежных средств, аффилированности, подконтрольности сторон сделок, завышения цены сделок, умысла; о необходимости исключения из доказательств отдельных протоколов свидетелей; об отсутствии претензий со стороны налогового органа к оформлению первичных документов) либо получили правовую оценку судов, либо не опровергают их выводы о направленности действий Общества на создание формального документооборота с Контрагентами, доказанности налоговым органом обстоятельств, свидетельствующих о получении Обществом необоснованной налоговой выгоды в виде неправомерного заявления вычетов по НДС и уменьшения налогооблагаемой прибыли. Указанные выводы судов сделаны в порядке статьи 71 АПК РФ не на основании отдельно установленных фактов, а по результатам исследования относимых доказательств в их совокупности и взаимосвязи.
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального законодательства, которые могли привести к принятию неправильного решения (постановления) (часть 3 статьи 288 АПК РФ).
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.09.2022 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 30.11.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-7698/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Чапаева |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из правового анализа положений статей 169, 171, 172, 252 НК РФ, Постановления N 53 следует, что при решении вопроса о возможности заявления налоговых вычетов (уменьшения прибыли) необходимо исходить из того, что счета-фактуры и иные документы, подтверждающие расходы, соответствуют предъявляемым к порядку их заполнения требованиям, что относящиеся к ним финансово-хозяйственные операции реально осуществлены. При этом у налогового органа отсутствует обязанность доказывать, какими конкретно контрагентами фактически были оказаны услуги (выполнены работы, поставлены товары), поскольку именно Общество должно подтвердить реальность оказания услуг конкретным контрагентом, по взаимоотношениям с которым заявлена налоговая выгода.
Суд кассационной инстанции также отмечает, что реальность хозяйственных операций с Контрагентами не может быть подтверждена только наличием счета-фактуры, принятием спорных работ генеральным подрядчиком, поскольку в подтверждение обоснованности заявленных вычетов по НДС (расходов по налогу на прибыль) налогоплательщиком должны быть представлены документы, отвечающие критериям статей 169, 171, 252 НК РФ и подтверждающие наличие реальных операций."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 марта 2023 г. N Ф04-654/23 по делу N А70-7698/2022